Получи документы

Конспект музыкально-литературной гостиной «Спи, мой ангел. Спи, малыш»

Загидуллина Юлия
Конспект музыкально-литературной гостиной «Спи, мой ангел. Спи, малыш»

Пояснительная записка.

«Песня матери – главная песня в мире

начало всех человеческих песен.

Если бы не было, колыбельной,

не было бы на свете и других песен.

И, может быть, меньше в мире

стало бы радости, меньше поэзии» [/i]

Расул Гамзатов. [/h4]

Актуальность

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И поэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка. Колыбельные внушают чувство уверенности, защищенность от беды, ребенок купается в ласке. Особенно нуждается в этом малыш, пришедший в детский сад.

Публикация «Конспект музыкально-литературной гостиной „Спи, мой ангел, Спи, малыш“» размещена в разделах

Слово «колыбельная»-произошло от слова «колыбать» (качать).

Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Наши предки придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя - ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю жизнь была его оберегом.

Отсутствие музыкальных способностей у родителя - не повод отказывать детям в колыбельных песнях. Ребенку не важно, есть ли у вас слух, красивый ли у вас голос. Ему важно видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность от вас. Пение колыбельной целительно для наших детей. Именно эта песня несет ребенку здоровье и спокойствие.

Тема музыкально-литературной гостиной: «Спи, мой ангел. Спи, малыш».

Цель: Создание условий для повышения компетентности родителей в развитии и формировании психоэмоциональной сферы ребёнка, посредством использования колыбельным песен.

Задачи:

1. Расширить представление родителей о колыбельной песне, как о жанре народного устного творчества.

2. Показать родителям значимость колыбельной песни в жизни ребёнка.

3. Помочь родителям осмыслить представления о использовании колыбельных песен в эмоциональном развитии ребёнка.

4. Вызвать у родителей желание использовать колыбельные песни в быту.

Предварительная работа:

Проведение анкетирования родителей. Приложение 1.

Структура:

I. Вводная часть.

1) Приветствие.

2) Прослушивание колыбельной песни. Приложение 2.

3) Постановка цели перед родителями.

II. Основная часть:

1. Влияние колыбельной песни на речевое развитие малышей. Приложение 3.

2. Психогимнастика: «Укачаем малыша».

3. Прослушивание колыбельных песен разных народов мира.

4. Вопрос – ответ.

а) Какие чувства вы испытывали, укачивая малыша?

б) Как вы думаете чем схожи по звучанию колыбельные разных народов?

III. Заключительная часть.

1. Обобщение сказанного, подведение итогов.

2. Подарки для родителей с текстами колыбельных песен.

Ход музыкально-литературной гостиной.

I. Вводная часть

Звучит колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». Приложение 2

Вед: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас посетить нашу музыкально-литературную гостиную. Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Предлагаю вам прослушать ещё одну колыбельную песню. Постарайтесь прочувствовать эту песню.

Прослушивание музыкального произведения «Колыбельная» Б. Ребикова. Наблюдение за реакцией родителей: их мимикой, жестами, положением тела во время проигрывания колыбельной песни. Вопросам родителям: «Что это за произведение?»(ответы родителей, «А как вы догадались?»(эта песня плавная, нежная, спокойная, добрая и т. д.)

II. Основная часть

1. Выступление воспитателя о влиянии колыбельной песни на речевое развитие малышей. Приложение 2.

2. Психогимнастика «Укачаем малыша».

Вед: Я хочу предложить вам попробовать укачать малыша (куклу) под колыбельную песню. В песне можно использовать вместо слов словесные обороты («бай-бай», «люли-люли», «спи, спи – усни»).

Родители укачивают по одной кукле-ребёнку.

Вед: А теперь, пожалуйста, ответьте мне, какие чувства испытывали вы, когда качали ребёнка (чувство нежности, восхищения, доброты и т. д.) Как вы думаете, помогла ли вас колыбельная песня установить контакт между ребёнком и вами? Почему? (ответы родителей).

3. Прослушивание колыбельных песен разных народов мира.

Вед: А теперь я бы хотела, чтобы вы прослушали несколько колыбельных песен разных народов мира.

Включение аудиозаписей:

1. Греческая колыбельная.

2. Азербайджанская колыбельная.

3. Японская колыбельная.

4. Эвенкийская колыбельная.

5. Русская колыбельная.

Вед: Уважаемые родители, как вы думаете, что объединяет все эти материнские песни, которые поются на разных языках? (ответы родителей).

4. Вопрос – ответ.

III. Заключительная часть

1. Обобщение сказанного, подведение итогов.

Вед: Пойте, мамы, вашим малышам. Пойте, пойте им, когда укладываете спать, и когда купайте, когда одеваете или прогуливаетесь, когда приболели они или не в настроении. Пойте, ибо песня матери столь же необходима крохотному человеку для возрастания телом и укрепления духа, как грудное молоко, как ласка рук, как нежность и защита объятий.

2. Подарки для родителей с текстами колыбельных песен.

Вед: На этом наша музыкально-литературная гостиная завершена. Я хочу Вам сказать большое спасибо за ваше внимание. И относитесь трепетнее к вашим малышам.

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

1. Ф. И. О. родителя.

2. Возраста ребёнка.

3. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребёнка?

4. Как Вы думаете, для чего нужны колыбельные песни?

5. Поёте ли Вы колыбельные песни для своего ребёнка?

6. С какой целью?

7. Нужны ли колыбельные песни в наше время?

8. Хотели бы Вы больше узнать колыбельных песнях?

Благодарим вас за ваш труд и сотрудничества.

Заповеди для родителей

1. Если ребенок окружен критикой, он учится обвинять.

2. Если ребенок видит враждебность, он учится драться.

3. Если ребенка постоянно стыдят, он будет чувствовать себя виноватым.

4. Если ребенка поддерживают, он чувствует себя увереннее.

5. Если ребенка хвалят, он учится ценить других.

6. Если с ребенком обходятся справедливо, он учится быть справедливым.

7. Если ребенка одобряют, он учится нравится самому себе.

8. Если ребенок окружен терпеливыми и заботливыми людьми, он учится быть таким же.

9. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить в лучшее.

10. Если ребенка понимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Приложение № 2

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю»

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю-бай.

«Спи, дитя, усни»

Сладко спи, ребёнок мой,

Глазки поскорей закрой

Баю-баю, птенчик спать!

Будет мать тебя качать,

Папа сон оберегать.

«Уж ты, котенька-коток, уж ты, серенький бочок»

Уж ты, котенька-коток,

Уж ты, серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

«На улице дождик» (прихогимнастика)

На улице дождик

С ведра поливает,

С ведра поливает,

Землю прибивает.

Землю прибивает

Брат сестру качает,

Ой, люшеньки люли,

Брат сестру качает.

Брат сестру качает,

Ещё величает,

Расти поскорее,

Да будь поумнее.

Вырастешь большая

Отдадут тя замуж.

Ой, люшеньки, люли,

Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замуж

Во чужу деревню,

Ой, люшеньки, люли

В семью несогласну.

На улице дождик

С ведра поливает,

Землю прибивает.

Землю прибивает,

Брат сестру качает

Приложение № 3

Мини-лекция для родителей

«Влияние колыбельной песни на речевое развитие малышей»

Родившись, ребенок попадает в новый удивительный мир. И что первое его встречает – это забота и внимание. С первых дней ребенок чувствует тепло маминых рук; видит улыбку; слышит ее сердцебиение, голос. Ведь так важно, чтобы мама уделяла как можно больше внимания своему малышу. Одним из составляющих всего самого лучшего в общении с ребенком является колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолком подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается словарный запас. В произведениях устного народного творчества – изобилие слов-признаков предметов, образных сведений, множество синонимов, антонимов. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется колыбельная. Позже появляются слова. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни.

Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька», «лисонька», «волчок».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать колыбельные, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота.

Причем это не просто кот, а «котенька-коток», «коток – белый животок», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Обязательно в колыбельных для малышей много раз звучит имя ребенка. Употребление имени малыша в тексте колыбельной (а колыбельная повторяется много раз, и малыш много раз слышит свое имя) способствует осознанию ребенком своего имени, первому осознанию себя как человека, выделению своего имени в потоке речи мамы, что очень положительно сказывается на развитии младенца.

Колыбельная песня как форма народного поэтического творчества содержит большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. Это и напевное выделение голосом гласных звуков, и медленный темп, и наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

При пении колыбельных мама растягивает гласные звуки: «баюшки-баю-у-у-у-у-у», акцентируя в своей речи гласные. Такая манера пения позволяет малышу хорошо развиваться. Формирует фонематическое восприятие, то есть выделение в речевом потоке отдельных звуков речи.

Звук [а] (баю-ба-а-ай) и звук [у] (баюу-у-ушки-баюу-у-у) – одни из самых древних звуков колыбельных песен, соответствующих развитию речи у малышей. Ведь первыми речевыми реакциями младенцев как раз и появляются «уа» и «ау». Поэтому эти гласные как нельзя лучше соответствуют природе развития, физиологии младенца.

Колыбельные песни для малышей поются в медленном темпе. Этому способствует манера пения с протягиванием гласных звуков.

В колыбельных для малышей часто встречаются шипящие и свистящие звуки. Как часто укачивают малыша – шшш. Эти шипящие звуки действуют успокаивающе: «Баю-баю-баюШки».

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени… Колыбельные песни – это особый мир детства. В течение многого времени приговорки, сказки, загадки, потешки, считалки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их старинные фольклорные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.

Замечательно, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни: с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушками, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и в тоже время развивают нравственно, физически и духовно.

Наши предки хорошо понимали важное значение детского возраста и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире.

Колыбельные песни – это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким, такие простые и понятные, в то же время с глубочайшим смыслом. Колыбельные песни – это залог психического и физического здоровья, это первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запомнить слова, их значения, порядок слов в предложении. И еще большую роль играет ритмичность произносимых слов. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, успокаивают ребенка более того, психологи утверждают, что во время пения и слушания колыбельной взрослые чувствуют себя умиротворенными и защищенными, так как вспоминают лучшие моменты своего детства. Кроме того, длительное пение колыбельной предусматривает быстрый вдох и длительный выдох с пением – протягиванием гласных, что успокаивает маму, дает ей возможность расслабиться, дает возможность ей почувствовать себя единым целым с малышом, войдя в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Это чувство общности защищает малыша и очень важно для него в первые месяцы жизни.

Очень жаль, что колыбельные песни утеряли свою значимость в нашем мире сверхзвуковых скоростей, сложной техники. Немногие современные мамы прибегают к замечательному опыту наших предков. Но я думаю, со временем все вернется, только надо вспомнить, подсказать, научить.

Чтобы ваш малыш быстрее засыпал, пойте ему детские колыбельные песни. Следует также отметить, что колыбельные песни положительно влияют не только на самых маленьких, но и на старших дошколят, а то и на младших школьников. Мамина песня остается в памяти на всю жизнь. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для ее исполнения, достаточно только голоса. И не важно, что вы не профессиональная певица, и нет музыкального образования – пойте, пойте.

Для малыша ваш голос милее всего на свете. Знакомый, родной, любимый голос, который малыш слышал еще находясь в утробе, - мамин голос. В любом случае все первые годы жизни малыша ему нужна именно мамины колыбельная.

Нужно всего лишь придерживаться несложных советов наших бабушек:

• повторять одну и туже колыбельную много раз «по кругу», пока малыш не заснет;

• петь в спокойном темпе, растягивая гласные;

• гладить малыша в ритм колыбельной или раскачивать кроватку в ритм песни;

• петь без напряжения голоса, ласково, нежно.

• Вот несколько примеров колыбельных песен. Они всем знакомы, всегда на слуху, такие родные, пришедшие из мира детства.

Публикации по теме:

Фотоотчет о литературной гостиной «Путешествие в страну, где сияет поэзии солнце»Фотоотчет о литературной гостиной «Путешествие в страну, где сияет поэзии солнце» Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». В. А. Сухомлинский Дети старшего дошкольного возраста, к концу подготовительной.

Конспект литературной гостиной, посвящённой Дню Рождения А. С. Пушкина «В гости к Пушкину» Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню рождения А. С. Пушкина «В гости к Пушкину" Цель: популяризация произведений А. С. Пушкина среди.

Конспект образовательной деятельности «Мой ангел»Конспект образовательной деятельности «Мой ангел» " Мой ангел" Цель: расширять представления детей о сотворении мира Богом; уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном,.

Конспект литературной гостиной «Евгений Чарушин. Детям о природе» Конспект "Литературная гостиная: Евгений Чарушин. Детям о природе» Старший дошкольный возрастСтулья стоят полукругом. Дети входят в зал,.

Сценарий литературной гостиной «Страна Доброты» Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; Задачи: • поощрять стремление ребенка совершать.

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Люблю тебя, мой город. Ессентуки» для детей старшего дошкольного возраста МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ «Люблю тебя, мой город» Вед. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить.

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Волшебница-Зима» Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад с. Терновка Кажимова Е. Р. 01.2018 Цель:Познакомить детей с произведениями композиторов, поэтов,.

Сценарий музыкально-литературной композиции «22 июня» Цель: воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войне и выжившим ветеранам. Оборудование: мультимедийный.

Сценарий музыкально-литературной композиции в подготовительной группе «На балу у царицы Осени» Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осенних месяцах. Задачи: 1. Закрепить полученные на музыкальных занятиях умения и навыки.

Сценарий семейной гостиной «Моя семья-мой дом, мой детский сад» Взаимоотношения, взаимодействие, сотрудничество детского сада и семьи – одна из актуальных тем современного дошкольного образования. В последнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкально-литературной гостиной «Спи, мой ангел. Спи, малыш»
Опубликовано: 28 января 2018 в 07:06
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД