Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании»

Боровик Валентина
Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании»

В своей работе я уделяю большое значение работе с родителями, так как она имеет большое значение в работе педагогов дошкольных учреждений. Обобщила опыт работы по данной проблеме.

ВВЕДЕНИЕ.

Данная проблема всегда находилась в центре внимания дошкольных педагогов и психологов (Буре Р. С. ,Макаренко А. С., Ковалев С. В., Маркова Т. А. и другие).

С одной стороны дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовать собственную деятельность.

С другой стороны семья придаёт особый эмоциональный настрой, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство само ценности. Семья влияет на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Сложность взаимодействия близкого взрослого и ребёнка, его многозначность является причиной того, что ребёнок решает сразу несколько задач: практическую и личностную.

Причём, личностная задача (задача на выявление своих отношений со взрослыми) перекрывает по своей значимости другие задачи, в том числе и познавательную.

Таким образом, повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьёй и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связана с решением задач педагогического просвещения.

«Каждой семье педагогическую культуру» этот девиз всегда был определяющим в совместной работе детского сада и семьи, а на современном этапе ещё стал актуальнее. Необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя, дать тот минимум знаний, который необходим для воспитания ребёнка. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе семьёй. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и

как воспитатель родителей. Вот почему он должен знать «болевые» точки семейной педагогики.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Если положительные черты характера, навыки, привычки складываются при едином взаимодействии детского сада и семьи, то формирование их представляет значительно меньше трудностей, и воспитательные качества бывают прочными, устойчивыми. Важная задача дошкольного учреждения- оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействию их педагогическому просвещению. Исходя из вышесказанного целью моего исследования является выявить условия закономерности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам личностно- ориентированного воспитания ребёнка.

Объект исследования- взаимодействие ребёнка- дошкольника с близкими взрослыми.

Предмет исследования- условия взаимодействия ДОУ и семьи по вопросу личностно- ориентированного подхода в воспитании.

Гипотеза- я предполагаю, что личностно- ориентированный подход возможен при условии совместной работы детского сада и семьи.

Для проверки гипотезы поставила следующие задачи:

1. Изучить научно- методическую литературу по данной проблеме.

2. Определить комфортность положения ребёнка в семье.

3. Выявит, какие проблемы волнуют родителей в воспитании ребёнка.

4. Провести коррекционную работу по взаимодействию ДОУ с семьёй.

5. Разработать рекомендации для родителей.

Работу буду проводить на базе МБДОУ детский сад «Светлячок» 2018, 2019, 2020 год.

1 .ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни. Однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. Почему же важно в этом плане семейное воспитание? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что все дело здесь в том типе общения, который отличает семью.

Почему же ребёнок- дошкольник личность? Одни авторы считают, что о личности можно говорить лишь в подростковом возрасте, другие допускают ее наличие у дошкольников, третьи полагают: начало личностного развития приходится на трёхлетний возраст. Такое разнообразие мнений обусловлено представлениями о том, какой смысл вкладывается в понятие «личность». Специалисты признают: личность проявляет себя в отношении к человеку, к миру в целом, куда входят и отношение к окружающим людям, и отношение к предметному миру, и отношение к самому себе. М. И. Лисина предложила: с того момента, когда ребёнок начинает вступать в отношения указанных видов, начинается процесс становления его личности. В детском же возрасте закладываются основы личности человека, его исходные отношения к миру и к себе. Поэтому ребёнок- это формирующаяся личность и с ним надо считаться, прислушиваться к нему. У ребёнка, говорит А. С. Макаренко, должен воспитываться в семье коллективный опыт. Только в коллективном опыте можно вырасти нравственно- ценная потребность. В этих условиях происходит сплетение близких и менее близких людей, ощущение человеческой помощи и нужды, чувства связанности, ответственности. 2Вот почему так важен для первого детства правильно организованный семейный коллектив». (Макаренко А. С.). Если же в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнение в правильных поступках, у ребёнка возникают потребности индивидуалиста. В прежние времена, когда люди жили большими семьями, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению- естественно и буднично.

В современном обществе, когда связь между поколениями уже нарушена, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. В настоящее время все яснее становится необходимость участия в воспитании родителей – профессионально подготовленных специалистов. Мысль о том, что родителям надо воспитывать своих детей, осознавалась ещё в глубокой древности. Пример тому- поучение св. Иеронима. В более позднее время М. Лютер, Ж. Ж. Руссо и другие исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко:». Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». (6).

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности он писал: «В дошкольные годы ребёнок почти полностью идентифицирует себя с семьёй, открывая т утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчёркивал он задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

1.2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Процесс воспитания носит комплексный характер, ибо мы формируем личность в целом, а не отдельные её свойства и качества. Развитие ребёнка осуществляется успешно при гармоничном сочетании всех сторон воспитания, в педагогике нет главных и второстепенных вопросов.

Ребенок воспитывается непрерывно, а не от случая к случаю.

Формирование личности – процесс многоплановый и длительный, воспитатель должен раскрыть это положение, показав родителям, что, например, физическое воспитание – это не только забота о здоровье ребенка, организуя полноценное питание, сон, отдых, пребывания на свежем воздухе и прочее. Оно тесно связано с формированием у ребенка нравственно-волевых качеств; смелости, выдержки, терпения, умения преодолевать трудности, дисциплинированности, а также с подготовкой к участию к труде и обучении в школе.

Важным условием для укрепления связи с семьей, успешного решения задач, стоящих перед детским садом, является педагогическое просвящение родителей и изучение лучшего опыта семейного воспитания.

Каждая семья совместно с детским садом должна заботиться о всестороннем развитии детей с малых лет, родители отвечают за то, каких детей они воспитывают.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Первое чувство гражданственности.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений.

Общеизвестно, что детство уникальный период в жизни человека.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находится самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, эмоциональной близости, ребенок растет и развивается, у него развивается чувство доверия и к окружающим его взрослым.

На определенном отрезке дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это события влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют иную общность, чем его семья. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним родители. Крепко держа их за руку, он доверчиво протягивает свою маленькую ладошку воспитателю. С этого момента идти малышу по дороге своего детства и легче и труднее. Легче, если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском соду и дома, что в свою очередь будет способствовать умению общаться со сверстниками.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им:

- преодолеть собственный авторитаризм: и увидеть мир с позиции ребенка;

- относится к своему ребенку как к равному себе и понимать, что не допустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личное достижение каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Чтобы правильно воспитывать детей необходимо помнить и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача детского сада во всех формах работы с родителями раскрывать перед ними важнейшие стороны психологического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.

Родители,должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности своего ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия.

Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективнее, когда отец и мать умело и созидательно воздействует на ребенка. Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка. «Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – самостоятельную полезную для общества жизнь».

Но как уже сказано выше, и как указано в законе РФ «Об образовании»,в типовом положении о дошкольном образовательном учреждении», что одной из задач, стоящих перед детским садом является взаимодействие с семьей.

Мы понимаем, что легче, если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду, и дома, что в свою очередь будет способствовать развитию умения общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.

Педагоги- психологи считают, что одной из причин неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства. И в этой работе особая роль принадлежит не дошкольному образовательному учреждения, а именно родители. В дошкольном детстве родители оказывают самое большее влияние на личностное развитие ребенка, и если они будут поддерживать действие воспитателей или будут противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными.

В мире нет двух одинаковых детей. У каждого ребенка есть свои особенности, свои условия жизни, свой маленький, но жизненный путь. Поэтому не могут быть созданы универсальные советы для родителей и педагогов на все случаи жизни. Но чтоб добиться желаемого результата родителям и педагогом необходимо сделать:

- осознавать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку;

- Помнить о том, что ребенок – уникальная личность, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её;

В родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

- Педагогом – воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они были счастливы.

- Родителям – внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы.

- Педагогам – учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

- Педагогам и родителям – изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как повод общих примеров, а как искусство диалога с конкретным ребенком, на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательном учреждении.

- Родителям и педагогам – проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Родители и воспитатели одно звено в воспитательном процессе.

Следовательно, гипотеза исследования – если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества, только тогда вырастет свободно развивающаяся личность и задачи воспитания будут успешно решены.

2. ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСУ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА.

Сроки исполнения: 2018, 2019, 2020 год.

Место проведения –МБДОУ детский сад «Светлячок» пгт Красная Гора.

Воспитатель Боровик В.

Целью исследования являлось- определение комфортности положения ребёнка в семье, определение количества времени уделяемого родителями своему ребёнку. Нахождение путей и форм взаимодействия родителей с педагогами и отношения, сложившимися между ними:

- выявление проблем, волнующих родителей в воспитании ребёнка;

- проведение коррекционной работы по взаимодействию детского сада и семьи;

- разработка рекомендаций для воспитателей по работе с семьёй.

В данной части работы я буду использовать следующие методики: проектный тест «Моя семья» (Е. С. Романова, О. Поташника, тест «Два дома» Л. Венгера, анкеты по темам:

1. Отношение родителей к детям.

2. Уровень педагогической культуры родителей.

3. Какую помощь хотели бы родители получить от воспитателей.

4. Эффективность с родителями.

Суть психологической диагностики по методике «Два дома» Л. Венгера в расселении всех близких, так как ребёнок захочет. Ребёнку я задам три вопроса:

-в каком доме ты хотел бы жить?

-почему?

- с кем бы ты хотел жить в этом доме?

Обработать материалы исследования, сделать выводы- есть ли у детей проблемы в отношении с членами семьи. В случае выраженного дискомфорта ребёнок отселяет себя от родителей и других членов семьи.

Чтобы выявить отношения родителей к детям и их проблемам составила и проведу анкетирование (АНКЕТА №1).

Цель- выявить чем является рождение ребёнка в семье (радость, счастье, как родители относятся к бедам детей, выполняют свои обещания).

1 чем было для вас рождение ребёнка?

2. Как вы относитесь к капризам детей?

3. Считаете ли вы, что всегда правы?

4. говорите ли вы ребёнку ласковые слова? Какие?

5. серьёзно ли вы относитесь к детской беде?

6. Играете ли вы со своим ребёнком? Как долго? Любит ли он с вами играть, в какие игры?

7. всегда ли вы выполняете обещания, данные ребёнку?

8. в каких случаях вы поощряете ребёнка?

9. присутствует ли юмор, помогает ли он в воспитании?

Для выявления уровня педагогической культуры родителей составила анкету №2.

Цель: определить откуда родители черпают свои знания для воспитания детей.

1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребёнка:

-слушаете передачи по телевидению

На основе рекомендаций педагогов

-используете личный опыт

- читаете педагогическую литературу.

2. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными: поощрения, наказания, требования, убеждения, приучение.

3. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

Словесная похвала, подарки, ласка.

5. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании: физическое наказание, словестная угроза, лишение развлечения, проявление вами обиды.

Анкета № 3.

Цель: какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей.

1. Помощь по вопросам долговременного развития ребёнка:подготовка к школе, консультации по вопросам развития ребёнка.

2. Помощь по группе, участия в организации утренника.

3. Помощь по ситуативным поводам: выявление проблем ребёнка и их решение и устранение.

4. Хотели бы получить разную помощь?

5. Не хотели бы получить помощь?

Анкета № 4.

Цель: какие формы работы Вы бы предпочли?

- родительские собрания

-консультации, семинары- практикумы, индивидуальные беседы, совместная деятельность, дни открытых дверей, экскурсии, походы

2.2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА- ДОШКОЛЬНИКА.

Трудно растить детей в сложном современном мире, проблемы, нагрузки на работе сказываются на состоянии родителей, а это в свою очередь, сказывается на детях.

Как уже говорилось выше, все родители искренне любят своих детей; но многие не умеют свою любовь проявлять. Они знают, что нужно ребенку: одежда, дом, еда, образование, любовь. Все это родители дают ребенку, все за исключения безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящих от проходящих моментов (поступки, возраст и т. д.). Любить не зависимо ни от чего. Вот такой безоговорочной, безусловной любви к ребенку, т. е. личностно-ориентированного похода и не хватает молодым родителям.

Традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта. Родители принимают в них лишь формальное участие. Я решила искать некие формы работы.

Провела анкетирование. Родителей интересовало очень многое в воспитании своего ребенка.

Например, - чем занять ребенка дома? Какие передачи можно смотреть по телевизору и сколько времени? Что нельзя приносить в детский сад и почему?

- Как понять ребенка? Как помочь ребенку утвердить свое я? Анализируя ответы родителей, я убедилась, что проблем в личностном воспитании ребенка у родителей достаточно. Поэтому сразу подготовила и провела беседу с родителями «За круглым столом». Здесь и появились первые ростки взаимопонимания. Родители уже в устной форме рассказывали о проблемах, которые их волнуют в воспитании детей. Помогла разобраться в сложных ситуациях, предложила почитать соответствующую литературу.

Планирую проводить дни открытых дверей, участие в жизни группы. Объединить усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, что в свою очередь будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.

В связи с этим разработала план работы с родителями:

- работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями.

- практический материал по изучению детей в семье.

-тесная взаимосвязь работы между педагогом и родителями.

- побуждение родителей включаться в жизнь группы

Наиболее проблемной сферой взаимодействия является отсутствие психологических консультаций.

Я надеюсь, что основы педагогических знаний, которые получат родители моей группы, проложат путь к приобретению ими новых знаний и дальнейшему формированию личности будущего гражданина нашего общества. Цель нашей совместной работы совершенствование личностных качеств на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь, развитию интегративных качеств старших дошкольников. Большое внимание уделить трудовому воспитанию детей, семье, трудовому воспитанию в семье.

Содержание приложение:

1 приложение- эмоциональная общность со всеми членами семьи (комфорт, дискомфорт, эмоциональная общность избирательная, Эмоциональной общности нет.

2 приложение обследование по методике «Рисунок семьи»

Со всеми членами семьи, частичное нарушение комфорта, дискомфорт.

Заключительная часть.

Эффективной работа с семьёй будет:

- глубоко и всесторонне изучить семью

-знать её индивидуальные особенности и воспитательные возможности.

Доверие у родителей к воспитателям будет, если:

Будет целенаправленное воздействие на родителей с учётом их подготовленности к воспитателю

-будет соблюдаться педагогический такт и гибкость

- будут использоваться разные методы изучения семьи.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ю. П. Азаров. Семейная педагогика.

2. Виноградова Н. В. Воспитателю о работе с семьёй.

3. 3. Воспитание дошкольника в семье под редакцией Марковой Т. А.

4. Ковальчук Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка.

5. Ковалёв С. Психология современной семьи.

6. Лосева В. Рисуем семью: диагностика семейных отношений.

7. Маркова Т. Роль детского сада и семьи в воспитании детей.

8. Маркова Т. Детский сад и семья.

9. Мир детства. Дошкольник. Под редакцией Хрипковой А.

10. Никитин В. Мы и наши дети.

11. Островская Л. Педагогические знания родителям.

12. Свердлова Г. Дошкольное воспитание.

13. Сермягина О. Эмоциональное отношение в семье.

14. Ты меня понимаешь? Под редакцией Гулиной С.

15. Филипчук О. знаете ли вы своего ребёнка?.

Публикации по теме:

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется,.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в контексте ФГОС» Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в духе партнёрства» Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в духе партнёрства в деле образования и воспитания дошкольников» в разновозрастной.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Проект «Взаимодействие детского сада и семьи» Тимощенко Ирина Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» город-курорт Анапа. Проект «Взаимодействие детского сада.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие детского сада и семьи Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими.

Взаимодействие детского сада и семьи. «Формирование здорового образа жизни» Взаимодействие детского сада и семьи. «Формирование здорового образа жизни»Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей,.

Взаимодействие детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Выписка из протокола №1 родительского собрания группы детей 7-го года жизни «Кораблик» от 27.09.2017 года Председатель: Шелякина Ю. П. Секретарь:.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану.

Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Е. В. Кругликова, О. А. Гаврилова – МБДОУ №144 г. Иркутск Главный замысел и.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании»
Опубликовано: 9 марта 2018 в 18:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для...
Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать зелёный уголок не...
Фотоотчет об утренней прогулке на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством...
Поощрять или наказывать? Консультация для родителей
Воспитание - процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он намного сложнее, чем процесс обучения. Учить гораздо легче, чем воспитывать. Легко научить...