Получи документы

Проект «Взаимодействие детского сада и семьи»

Ирина Тимощенко
Проект «Взаимодействие детского сада и семьи»

Тимощенко Ирина Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» город-курорт Анапа.

Проект «Взаимодействие детского сада и семьи»

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.

Публикация «Проект „Взаимодействие детского сада и семьи“» размещена в разделах

Теоретическое обеспечение проектирования

Цель – проекта процесса формирования у родителей «педагогической компетенции».

Задачи:

-Изучить состояние процесса формирования интереса родителей к педагогическому процессу.

-Изучить теоретические основы проблемы.

-Создать модель педагогической работы воспитателя с родителями.

Под педагогической компетенцией родителей подразумевается способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения, сделать ребенка счастливым, уметь видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.

В педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяются три вида связей детского сада и семьи : связи, которые направленные на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение пед. культуры родителей, оказание им помощи. Такие связи называют компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и д/с, как родительские собрания, консультации, лектории и т. д.

Связи, характеризующие включение родителей в воспитательно-образовательный процесс д/с. Тоже носят компенсаторный характер. Практическое проявление таких связей: оказание помощи детскому саду со стороны родителей – налаживание работы кружков, коллективные мероприятия (проведение праздников, развлечений.)

Координационные связи возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

Установление партнерских отношений между д/с и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения между родителями и воспитателями, которую В. А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».

В своей работе мы руководствовались следующими принципами взаимодействия детского сада и семьи :

Доверительность отношений.

Личная заинтересованность родителей.

Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к субъектам процесса взаимодействия.

Утверждение их самооценки.

Эмансипация родителей.

Проект «Наша дружная семья»

1. Проблема.

Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.

Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.

Дети дошкольного возраста наиболее чувствительны к влиянию родителей, так как они эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но очень часто они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка в детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей. Потому, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медицинских работников, взаимодействие с родителями.

2. Цель проекта

Создание условия для комфортной благоприятной адаптации ребенка к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей

3. Задачи

1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей вновь поступающих детей к сотрудничеству с детским садом. 2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДО

3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье. 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

4. Этапы работы

1. Организационный: Организация взаимодействия семьи, группы и администрации ДОУ (родительское собрание, которое состоится в сентябре). 2. Основной: Встреча 1: Изучение опыта семейного воспитания.

2:Встреча-знакомство. Встреча с 3: состоят из трех частей:- информационной, во время которой дети с воспитателем находятся в группе, где занимаются свободной игровой деятельностью. Родители участвуют в тематической беседе, организованной одним из сотрудников ДОУ (материалы, предлагаемые в этой части должны быть в форме диалога, а не лекции);

- практической, где предлагаются совместные занятия, игры, упражнения. Цель данной части - заинтересовать игрой ребенка и родителей, а также обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности;

- наблюдай, думай, размышляй, побуждает родителей к самопознанию и осмыслению собственных примеров и методов организации жизни детей дома. В этой части родителям предлагается понаблюдать за ребенком в том направлении, о котором идет речь во встречи.

3. Заключительный: Организация диагностической, аналитико-прогностической, рефлексивной деятельности.

4. Техническое обеспечение (что надо для реализации проекта)

- игрушки, игровые пособия;

- методическая литература;

Дополнительно:

- пополнить имеющийся запас пособий и оборудования, использующийся в процессе игры; - создание предметно-развивающей среды в группе.

5. Ожидаемый результат

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. 2. Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ и семье.

3. Повышение педагогической культуры и знаний у родителей.

4. Механизм отслеживания:

использование тестов;

анкетирование родителей;

собеседование; наблюдение; продукты деятельности родителей и детей.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата:

- Сбор информации о семьях будущих воспитанников в ДОУ.

- Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика).

- Посещение семей дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка (по согласию родителей).

- Проведение информационных и тематических мероприятий.

Проведение практических занятий.

- Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки, разработки памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов.

- Приглашение родителей с детьми на мероприятия, проводимые.

- Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей к ДОУ в виде круглого стола. Анкетирование родителей. Анализ деятельности, планирование работы исходя из потребностей родителей, детей и на основании результатов, проделанной работы.

Перспективный план работы.

Встреча 1. Игра-упражнение «Давайте познакомимся»

Круглый стол «Адаптация. Что это такое? Причины дезадаптации» Анкетирование родителей.

Встреча 2. Консультация «Где эта улица? Где этот дом?» Заполнение индивидуальной карты развития ребенка.

Наблюдай, думай, размышляй! «Моя семья» (выполняется дома родителями совместно с детьми).

Встреча 3. Знакомство родителей с темами проекта

«Наша дружная семья» и их корректировка в зависимости от потребностей родителей.

Игра «Моя семья».

Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем». Анкета для родителей «Особенности развития речи вашего ребенка».

Встреча 4. Консультация «Рука развивает мозг».

Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Моя семья», «Ежики»,

«Молоточек», «Мы хлопаем руками»

Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 5. Консультация «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста».

Игра «Вороны и воробьи», «Игра с шишками». Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 6. Знакомство родителей с базисной программой развития ребенка-дошкольника по Васильевой по основным разделам (младший дошкольный возраст).

Игры, направленные на формирование социальной компетентности «Назови по-другому», «Помирились», на формирование интеллектуальной компетентности «На что похожа эта фигура?», «Собери пирамидку». Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 7. Консультация «У меня игрушки есть, все мне их не перечесть».

Игра-занятие «Мячики».

Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 8. Консультация «мы танцуем и поем - вместе весело живем».

Праздник День матери.

Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 9. Консультация «Питание детей дошкольного возраста», «Физическое развитие детей группы».

Семейный ужин.

Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 10. Консультация «Влияние природы на психоэмоциональное развитие ребенка».

Игры «Найди детеныша», имитационные игры, направленные на изображение разных животных.

Встреча 13. Консультация «Я рисую!» Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 11. Консультация «Стили воспитания в семье, самодиагностика «Какой вы родитель?»

Игра-занятие «Зайка».

Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 12. Консультация «Игры, которые лечат».

Игры «Качели-карусели», «Самолет», «Волшебные мешочки». Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Игра-рисование «Волшебные яблок»

Дома: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем».

Встреча 14. Круглый стол «Анализ взаимодействия родителей, детей и педагогов в процессе совместной деятельности». Анкетирование родителей.

«День рождения группы».

Новизна проекта заключается :

-в систематизации направленности в работе с семьей и проведена по видам связей, которые могут быть установлены между детским садом и семьей;

- в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели, задач, принятию и эффективному внедрению решений;

- в действенной помощи педагогам в планировании наиболее значимых, обучающих, стимулирующих мероприятий, носящих опережающий характер, а так же в решении таких проблем: недоверие между семьей и ДОУ, раскрытие личностного и творческого потенциала педагогов и родителей.

Проект по взаимодействию с семьёй “Шаги навстречу” создан на основе методик Т. А. Арнаутовой, Т. И. Дороновой, В. П. Дубровой.

В его основе лежит систематизация мероприятий и форм работы с родителями по видам связей, установленных между детским садом и семьей.

Выделены 3 вида связи:

«Детский сад – семье», «Семья – детскому саду», «Партнерские отношения».

1 вид связи: «Детский сад – семье».

Цель данного вида связи - оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры. Мероприятия, относящиеся к данному виду связи разделены на общие, подгрупповые и индивидуальные. К общим мероприятиям относятся, например:

проведение недели по правам ребёнка;

собрание для родителей, дети которых поступают в первый класс;

пресс-конференции со специалистами и педагогическими работниками детского сада и приглашёнными.

Наиболее интересной и эффективной формой работы считаю пресс-конференцию. На ней, задавая вопросы специалистам и педагогам, родители могут решить наиболее волнующие их проблемы по развитию, воспитанию и оздоровлению детей.

Подгрупповые мероприятия:

консультации; круглые столы (например, «Воспитание добром»);

диспуты («Как поступили бы вы?»);

деловые встречи («Нарушение зрения, как симптом других заболеваний»); педагогические гостиные («Какие мы родители»);

семинары-практикумы, на которых родители получают практическую помощь от специалистов ДОУ: старшей медсестры, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре, воспитателя. На этих семинарах - практикумах родители получают необходимые знания, которые смогут применить на практике в помощь своим детям.

Индивидуальные мероприятия:

анкетирование, тестирование (например, «План изучения семьи», «Каковы вы мужчины»);

диалоги на различные темы;

выставки детского творчества;

2 вид связи. Семья – детскому саду.

Цель: повысить активность участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, с целью его совершенствования. Практическое проявление таких связей выражается в участии родителей: в выставках совместных работ родителей и детей, например, «Ручки мамы, ручки папы и мои ручки»; фотовыставки («Оригинальное фото»);

в конкурсах, праздниках, («Весёлые старты», «День ребёнка», «Зеленый огонёк» и др.);

в гостиных по обмену опытом семейного воспитания;

а также оказание родителями спонсорской и материально-технической помощи.

3 вид связи. Партнерские отношения.

Цель: развивать сотрудничество на равных педагогов и родителей, сделать их равноправными и равноответственными партнерами.

К этому виду связи относятся следующие мероприятия:

Дискуссии («Методы воздействия на ребенка в семье»,

Интервью с детьми («Как меня любят родители»).

В планах создание детско-родительских мюзиклов.

Большой интерес у детей и родителей будет вызывают музыкально-театральные постановки. Вместе с музыкальным руководителем задействовать каждого ребенка и его родителей в сказочной постановке. Детям будет предоставляться возможность различными способами передавать выразительность взятых на себя образов, а родителям создавать костюмы соответствующий данному персонажу. Проведение таких детско-родительских мюзиклов является важным фактором личностного развития ребёнка, удовлетворением его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очереди с родителями, детьми других групп, сотрудниками детского сада.

Еще одна из наиболее эффективных и интересных форм работы с родителями, относящаяся к третьему виду связей – это заседание семейного клуба «Здоровье».

Эта форма собирает наиболее заинтересованных данной проблемой родителей, и позволяет осуществить индивидуальный подход к психическому и физическому здоровью ребенка через взаимодействие с родителями, досконально знающими особенности своего ребенка, и педагогов, медиков и других специалистов, строящих работу, на основе профессиональных знаний педагогики и психологии. Занятие в семейном клубе предусматривает теоретическую (сообщение, или беседа специалиста по теме данного занятия) и практическую часть (в ней родители могут сразу же потренироваться в применении полученных знаний, как на себе, так и на своих детях). В заключении подводятся итоги, раздаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации. Занятия в семейных клубах приносят ощутимые результаты, особенно проводимые тифлопедагогом и врачом офтальмологом («Физкультминутки для глаз», «Детские болезни глаз. Их профилактика и лечение»и др.) Причем наличие небольшого количества участников (на одном занятии не более 6-8 семей) способствует активному заинтересованному контакту педагога с каждым родителем и родителей друг с другом, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка. В такой небольшой группе легче создаётся особый микроклимат, в основе которого, уважение к личности, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. Родители быстрее осознают необходимость своего участия в совместном решении любых проблем ребенка.

В результате анализ динамики улучшения зрения детей показал, что значительно улучшилось зрение у 61% детей.

Книжный клуб «Случайная встреча»;

Главным атрибутом этого клуба является столик с оставленными на нём педагогами, родителями, детьми книгами. Каждый желающий может случайно увидеть заинтересовавшую его литературу. Данная форма работы привлекательна тем, что можно обмениваться книгами и своими мнениями о прочитанном устно и в клубном журнале. Дети выражают свое отношение к героям произведений в рисунках и поделках.

По проекту «Шаги навстречу» мы работаем уже в течение 5 лет. Он органично вписался в экспериментальную деятельность «Культура здоровья дошкольника» и помогает сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Родители являются активными участниками спортивных соревнований «Веселые старты», «Разноцветное детство», «Мы – спортивная семья», праздников «Сильные, смелые, ловкие», «Папа и я – спортсмены».

В результате повысился уровень физического здоровья детей. Повысился индекс здоровья с 11% -22% .

Улучшились показатели уровня психологического здоровья детей: снизился уровень страхов на 66,1%, а уровень тревожности на 13%.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется,.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в контексте ФГОС» Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в духе партнёрства» Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в духе партнёрства в деле образования и воспитания дошкольников» в разновозрастной.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие детского сада и семьи Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими.

Взаимодействие детского сада и семьи. «Формирование здорового образа жизни» Взаимодействие детского сада и семьи. «Формирование здорового образа жизни»Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей,.

Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни Актуальность и социальная значимость опыта. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов,.

Взаимодействие детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Выписка из протокола №1 родительского собрания группы детей 7-го года жизни «Кораблик» от 27.09.2017 года Председатель: Шелякина Ю. П. Секретарь:.

Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Е. В. Кругликова, О. А. Гаврилова – МБДОУ №144 г. Иркутск Главный замысел и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Взаимодействие детского сада и семьи»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 16:37
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД