Получи документы

Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе «Искусство театра»

Харитонова Светлана Андреевна
Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе «Искусство театра»

Аннотация.

В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие сценического внимания» для учащихся 1 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» предмет «Актерское мастерство» и приводит примеры упражнений на их развитие.

Ключевые слова.

Публикация «Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе „Искусство театра“» размещена в разделах

Театральное творчество, актерское мастерство, сценическое внимание, упражнения, навыки.

Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть занятия.

3. Заключение.

4. Список использованной в работе литературы.

Введение.

В настоящее время у детей наблюдается большой интерес к театральному творчеству. Это объясняется несколькими факторами:

- желание детей самовыразиться, самореализоваться;

- стремление к коллективному творчеству, где ребенок может раскрыть себя;

- расширение круга общения;

- интерес ребенка подкрепляется желанием и возможностями родителей.

Дети с большим удовольствием приходят на обучения в детскую школу искусств.

С 2018 года в образовательном учреждении реализуется дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра».

Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское искусство», использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.

Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося.

Главным направлением первого года обучения по предмету «Основы актерского мастерства» в 1 классе по 5-летней программе является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.

Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей, а это возраст 10 – 12 лет – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий.

Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.

В перечень тем 1 года обучения входит работа учащихся над сценическим вниманием.

Основная часть занятия.

В жизни внимание – непроизвольно и инстинктивно. Движут им различные безусловные рефлексы: ориентировочный («что это такое?», оборонительный («это для меня опасно!») и многие другие, еще не классифицированные современной психологией. В жизни непроизвольное внимание сосредоточивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. В основе этого явления может лежать ориентированный («что это такое?», оборонительный («это для меня опасно!») или какой-нибудь другой рефлекс. При этом обычно доминирует зрительное, слуховое, осязательное или мышечно-двигательное внимание. В каждый момент творчества, будь то репетиция, или спектакль, возникает непроизвольное внимание, но уже не жизненное, а сценическое, потому что на спектакле актер видит сидящих в зале зрителей, а на репетиции (и даже на уроке) явно разделяются представления «я на сцене» и «те, кто на меня смотрит». Значит, жизненное внимание, присущее нормальному человеку, как-то преображается, когда этот человек вступает на сценические (или аудиторные) подмостки? Действуют какие-то иные закономерности, примиряющие жизненные проявления со сценической обстановкой и с характером реакций. [1]

Сценическое внимание – очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве.

Развить сценическое внимание помогут различные актерские упражнения. Рассмотрим некоторые из них!

Упражнение «С чего начнем?»

Прежде всего позаботимся о том, чтобы в аудитории, куда придут ученики, стояли бы вдоль стен стулья в достаточном количестве и были бы стол и стулья для педагога. Вот вошли ученики. - Садитесь. Сели – кто где. - Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга? Кто прячется? Попробуйте отыскать такое размещение стульев в аудитории, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас. Выстраиваете стулья в линию? Но так вам хорошо будут видны только ваши ближайшие соседи. Дружные поиски приводят к верному решению: напротив стола педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается: «я вижу всех, меня видят все». - А ровный ли у нас полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями? Расстояния проверяются, стулья переставляются. Предоставим это ученикам. С внимания начинается действие. Внимание – к тому, что вокруг нас, что нам надо обследовать, чтобы узнать: что меня окружает? что понятно? что опасно? как надо вести себя? что надо делать?

Упражнение «Переходы»

Тренируем навыки рабочей собранности: Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева – был бы ученик с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами. Пересядьте по алфавиту фамилий! По алфавиту имен! По росту! Бесшумно! Четко! Легко! Никаких лишних движений – только целесообразные!

Упражнение «Переходы со стульями»

Так же как и в прежнем упражнении, нужно меняться местами, но – переходить вместе со своими стульями. При переходе – держать стулья в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой. Сначала – без ограничения времени. Потом по счету. Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет «раз» встаете и начинаете переходы. На счет «десять» садитесь на новом месте. Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт. Полная тишина!

Упражнение «Кольцо»

Воспитывая навыки творческого самочувствия, потренируем и эту перестановку. Ученики сидят в полукруге. По счету (на «десять» или на «пять») надо переместиться со стульями так, чтобы получилось самое большое кольцо, какое только возможно в аудитории. Точнее распределяйте свои движения по времени. Сесть нужно с последним счетом. А расстояния между стульями везде получились одинаковыми? Снова – в полукруг. Снова – в большое кольцо. Внимание к соседу! Не мешать ему, переставляя свой стул! Следите за его движениями, действуйте одновременно с ним! По счету (на «десять» или на «пять») превратим большое кольцо в малое – стул к стулу. Потренируем и создание среднего кольца, промежуточного по величине между большим и малым. Потренируем перемену расположения стульев в произвольном порядке: Большое кольцо, на счет «пять!». Малое, на счет «десять!» Большое, на счет «двадцать три!». Среднее, на счет «три!». Бесшумность, четкость, завершенность – постоянные требования.

Упражнение «Лучшие места»

Ученики – в полукруге. На счет «десять» превратите полукруг в два ряда стульев, чтобы сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами – метра четыре. Начали! Запомните товарищей, сидящих напротив вас. Запомните и своих соседей. Посмотрите напротив – не правда ли, там удобнее сидеть? Выберите себе хорошее местечко… Теперь внимание! Когда услышите цифру «семь», быстро идите к облюбованному месту и садитесь. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Всем удалось сесть там, где хотелось? Не всем? Ну, ничего! Осмотритесь, запомните новых соседей. Назовем это размещением № 2. На счет «три» вернемся на прежнее место. Раз! Два! Три! Пока я считаю от одного до двадцати, переходите не спеша, к размещению № 2. Раз! Два! Три! Стоп. Вы уже на полдороге? Рано! Надо было гораздо медленнее идти. Вернитесь обратно. Снова начнем…Двадцать! Сели. На счет «два» вернитесь на прежнее место. Раз! Два! Когда услышите цифру «семь», займите какое – нибудь место напротив. Заранее договариваться нельзя! Раз! Два! Семь! [2]

Заключение.

Первая и одна из главных задач педагога – научить учащихся концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики.

Навыки, полученные в процессе обучения, будут реализоваться учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.

Список использованной в работе литературы.

1. Полный курс Актерского мастерства / Константин Станиславский, Сергей Гиппиус. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 768 +(16)с. : ил. – (Театральные опыты)

2. Сергей Гиппиус «Тренинг развития креативности» СПб: Издательство «Речь», 2001

3. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Конспект мероприятия в День знаний для учащихся 1 класса Учитель: Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки, а так же их родители! Сегодня наступил долгожданный день – 1 сентября. И я от всей.

Фотоотчёт «Подарки учащихся ДШИ на праздник 8 Марта»Фотоотчёт «Подарки учащихся ДШИ на праздник 8 Марта» Предлагаю всем гостям моей странички побывать на нашей небольшой выставке подарков к празднику " 8 Марта". Каждый год учащиеся на Международный.

«Магазин одежды». Конспект группового занятия по развитию речи для учащихся 2 класса с ТНР Лексическая тема: Магазин одежды. Цели: Коррекционно-образовательная: Организация познавательно-речевой деятельности, направленной на употребление.

Конспект классного часа «Взаимопонимание» для учащихся 3 класса Конспект классного часа для 3 класса «Взаимопонимание» Цели: развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства,.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Конспект занятия по теме «Весна» для учащихся 2 класса школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: Помочь скорректировать познавательный процесс, а так же расширить и уточнить представления детей о признаках весны применяя тактильные.

Мастер-класс для учащихся 1–2 классов ДШИ «Эбру, или Рисунки на воде» Тема мастер класса: Эбру, рисунки на воде. Мастер класс рассчитан на учащихся 1-2 классов ДШИ. Тип мастер класса: комбинированный. (Изучение.

Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2 класса «В гостях у бабушки Дуни» МАОУ Танайковская ОШ Сценарий открытого занятия в группе продлённого дня Тема: Посиделки «В гостях у бабушки Дуни» Разработала Яшина.

Фотоотчет с новогоднего праздничного концерта подготовленного учащимися ДШИ театрального классаФотоотчет с новогоднего праздничного концерта подготовленного учащимися ДШИ театрального класса Представление интерактивное. Новогодний праздничный концерт - игра с посещением сказки театрального класса, детям 6 лет. Под Новый.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса «День рождения класса» Цель: содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся в 5 классе; Задачи: - создать благоприятную атмосферу в классе;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе «Искусство театра»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 07:03
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД