МААМ-картинки

Методическая разработка экскурсии по экологической тропе «Знакомство с природой»

Юлия Анискова
Методическая разработка экскурсии по экологической тропе «Знакомство с природой»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пройдем с вами по территории нашего детского сада. А кто может сказать, какое сейчас время года?

Как вы догадались, что сейчас весна?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распускаются листочки, появляется зеленная травка. Весна - это праздник пробуждения природы. Все, что нас окружает: деревья, цветы, травка тянется к теплу, к солнечному свету и ждет от весны радости».

А теперь, ребята вспомните, как говорили о весне в русских народных потешках:

Дети:

Весна, весна красна

Приди весна ясная!

Публикация «Методическая разработка экскурсии по экологической тропе „Знакомство с природой“» размещена в разделах

Приди весна с радостью,

Приди весна с милостью.

Воспитатель: Наша экологическая тропа состоит из нескольких станций. На каждой станции мы познакомимся с разнообразными деревьями, кустарниками и цветами. Экскурсию мы проведем вместе с нашими сказочными персонажами из наших любимых мультфильмов. Хозяйкой нашей тропы будет Черепаха Тортилла, а поможет провести экскурсию Пчела Майя.

1. Станция «Газон»

Воспитатель: На деревьях еще нет листьев, а на газоне уже зеленеет молодая травка. Наша «травушка- муравушка» появляется очень рано. Дети, а давайте вспомним потешку про «травку муравку» :

Дети:

Весна, весна красная, приди весна ясная

Солнце весело печет, снег водою с крыш течет

Травка муравка со сна поднялась.

Трава нижний ярус растений. Травка имеет корешок, который имеется в земле. Если травку выдернуть с корешком, то она расти не будет, травка завянет. Вытаптывать травку на газоне тоже не рекомендуется. Среди травы можно увидеть муравья, божью коровку, улитку, червячка и чтобы их не потревожить – будем ходить по асфальту по дорожке.

2. Станция «Ивушки»

Воспитатель: Деревья верхний ярус растений. Ива – лиственное дерево. Ивушки любят влажную почву, растут эти деревья в основном по берегам рек. Люди ценят ивушки за целебный ивовый мед, за цветы из которых готовят лекарства для лечения ран. Из гибких веток ивы плетут корзины и короба.

Вместе с воспитателем дети описывают дерево: у ивы серебристый шершавый ствол, гибкие ветки, украшенные узкими листочками.

Воспитатель: А теперь отгадаем загадку:

Ветки в кудрях опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

никому не говорит.

(Ива)

Деревья дают нам кислород, делают воздух чистым, поэтому их надо беречь и охранять.

3. Станция «Вечнозеленые растения»

Воспитатель: Ребята давайте вспомним загадку:

Что это за девица:

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

На нашей станции растут различные виды вечнозеленных хвойных растений: елки, туи, сосны, можжевельник. Вместо листочков у них хвоинки – иголки. Туи на нашей тропе имеют большое количество декоративных форм (колоновидная, шаровидная, подушкообразная). Эти растения отличаются от других растений своим долголетием и еще они дают нам чистый, лечебный воздух.

4. Станция «Кустарники»

Воспитатель: Кустарники декоративные у нас проходят по всему периметру детского сада. Они являются представителями среднего яруса растений. Здесь можно увидеть чубушник, который в народе называют жасмином, сирень, самшит, форзиция, вейгела, барбарис который очень декоративен в период цветения и созревания плодов.

Сирень – это кустарник, цветет фиолетовыми и белыми кустами. Это лекарственное растение, у которого используют листья и цветки в виде настоя. Весной сирень расцветает и издает приятный запах. Давайте ребята расскажем стихотворение нашей сирени, пусть она послушает:

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь

И в саду каждой веткой расистой

Торжествующе пахнет сирень!

У нас есть и белая, и лиловая, и темно-лиловая сирень.

5. Станция «Береза»

Воспитатель: Вспомните, как называется это дерево. Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички». Осенью на этом дереве появляются сережки. Эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся). Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).

Береза украшает наши города. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Давайте расскажем стихотворение о березе. Дети читают стихотворение А. Прокофьева «Березка» :

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

с зелеными сережками

Люблю ее нарядную,

Родную ненаглядную.

Березку считают символом России. Березы дают нам не только красоту, но и чистый воздух. Из коры березы люди делают красивые изделия (хлебницы, шкатулки). Из древесины делают мебель и посуду. Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются - подберезовики. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев немного, поэтому их нужно беречь.

6. Станция «Лиственные деревья»

Воспитатель: На этой станции растут такие деревья как клены, липы.

Листья кленов осенью одни золотые, другие почти красные, а на третьих смешались все цвета. Осенью мы будем составлять разноцветные букеты из листьев этих деревьев.

Липа крупное листопадное дерево, у нее обильные душистые, желтые цветки. Это замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мед. Липовый мед считается самым лучшим лечебным медом. Давайте вспомним загадку о липе:

Дети:

Это дерево цветет

Аромат и мед дает

И спасает нас от гриппа

От простуд

(Липа)

7. Станция «Цветник»

Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они? Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому-то ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе! Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения. Сейчас здесь можно увидеть цветы многолетники: ирисы, розы, гвоздики, юкки. Все мы любим цветы и взрослые и дети. За что мы их любим? Цветы это глаза земли. Мы их любим за красоту. Хорошо когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. Цветам как и любому живому существу требуется забота, любовь и определенные условия проживания. У вас дома есть цветы. Как вы о них заботитесь?

А теперь представьте, что вы цветы и растете на полянке. Ваши пальчики это лепестки, а руки это стебельки. Стебельки потянулись к солнышку (дети тянут руки вверх). Дети повторяют слова и делают движения.

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит – лепестки колышит.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

8. Станция «Лекарственные растения»

Воспитатель: На этой станции ребята мы видим одуванчики, чистотел, коланхое, подорожник. Эти растения являются официально признанными лекарственными растениями. Знания о лекарственных растениях пригодятся каждому человеку и вам ребята в том числе. Кто собирал со взрослыми лекарственные растения? А кто пил чай с лекарственными растениями (рассказы детей? Про какое лекарственное растение эта загадка?

«Не пустили в огород

От того она и жжет» (Крапива)

В крапиве содержатся вещества убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. А кто угадает это растение?

«Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук» (Подорожник)

Найдите это растение на нашей станции. Кто догадался, почему это растение так называется? Кто из вас пользовался подорожником (ответы детей? Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при простудах. А это, что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик

Подрастет нарядится

В беленькое платьице

Легкое воздушное

Ветерку послушное (Одуванчик)

Угадали? И одуванчик является лекарственным растением и служит он для улучшения аппетита. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые. Дети могут только помогать.

9. Станция «Фруктовые деревья»

Воспитатель: Фруктовых деревьев на этой станции не так много – это вишни, алыча, абрикос, груша. Фруктовые деревья являются представителями лиственных деревьев. Фрукты, которые растут на этих деревьях это сочные съедобные плоды. Все фрукты вкусные, полезные и содержат много витаминов. Плодовые деревья белят, охраняя от прямых солнечных лучей. Весной все плодовые деревья цветут, а после цветения на них появляются плоды.

Давайте отгадаем загадки:

Была зеленной маленькой,

Потом я стала аленькой

На солнце почернела я

И вот теперь я спелая

(Вишня)

Круглое румяное,

Я расту на ветке

Любят меня взрослые,

Любят меня детки

(Яблоко)

10. Станция «Муравейник»

Воспитатель: На этой станции живут муравьи, это насекомые. Ребята отгадайте загадку:

Погляди на молодцов: веселы и бойки

Волокут со всех концов материал для стройки.

Без работы, хоть убей, жить не может… (Муравей)

Ребята, а вы знаете кто на земле самый сильный? (Ответы детей).

Нет не слон, не бегемот. А самый сильный на земле – муравей. Да, да ведь он переносит тяжести в десять раз превосходящие его собственный вес. А еще муравьи великолепные строители. Муравейник это многоэтажный дом, теплый уютный. С кладовочками, со спальнями и даже с туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Охраняют муравейник муравьи солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют санитары леса. Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. А каких еще вы знаете насекомых? (Ответы детей).

А теперь давайте расскажем стихотворение о муравьях.

Мура-мура муравей

Трудится до ночи,

У него полно друзей,

Работают что тесть мочи

Муравьиная семья

Мама, папа и братья

Ждут его в муравейнике.

Ваш я домик обойду

На него не наступлю

Муравейник сохраню

Лесу пользу принесу.

11. Станция «Пернатые друзья»

Воспитатель: Ребята, что мы видим на деревьях этой станции. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему мы сегодня не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь могут сами найти себе пищу на земле, в траве, в лесу. А как вы думаете ребята, чем питаются птицы?

Птицы питаются насекомыми, червячками, травкой. А посмотрите, что это за домик на следующем дереве? Правильно, это скворечник. В домике живут скворцы. А как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве? Скворечник располагают высоко на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Дети, а знаете, что раньше на Руси становились в хоровод и звали птиц вот этой закличкой:

Уж вы пташечки щебетушечки

Прилетайте к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам.

Пальчиковая игра «Птички».

Воспитатель: Пальчики головка, крылышки ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. А остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать крыльями полетать и т. д.).

Не будем мешать птицам и пойдем дальше.

Подвижная игра «У медведя во бору грибы ягоды беру»

Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:

У медведя во бору грибы ягоды беру

А медведь не спит и на нас рычит.

После слова рычит, дети убегают в дом, а «медведь» старается догнать. Игра повторяется два, три раза.

Воспитатель: Сегодня ребята мы совершили увлекательное путешествие. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.

Пчела Майя обращается к нам с призывом:

«Войди в природу другом. Природа просит нашей защиты и помощи!»

Публикации по теме:

«Путешествие по экологической тропе» «Путешествие по экологической тропе» Цель: формирование представлений и элементарных знаний об экологии, анализ позитивного опыта по взаимодействию.

«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка Цель: - формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе; - формировать интерес к явлениям природы; - закрепление и.

Конспект экскурсии по экологической тропе для детей среднего дошкольного возраста к месту, где растут старые деревья Цель: уточнить знания детей о деревьях, их строении: ствол, корни, ветви, кора; закрепить умение детей определять деревья в безлистный период.

Конспект экскурсии по экологической тропе в старшей группе «Зимняя прогулка» Цель: Обогащать и систематизировать экологические знания у детей средствами экологической тропы ДОУ. Углублять знания детей о жизни растений.

Методическая разработка квест-игры «Знакомство с числом и цифрой 5» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка квест-игры «Знакомство с числом и цифрой 5» для детей старшего дошкольного возраста Дайте детству наиграться Вдоволь, досыта, не вкратце, Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Дайте детству наиграться,.

Методическая разработка «Знакомство с заповедником и Красной книгой Ставропольского края» Тема: «Знакомство с заповедником и Красной книгой». Подготовила и провела Васнева А. В. Цель: Формирование у детей целостного взгляда на.

НОД «Экскурсия по экологической тропе» Учить различать и называть растения. Познакомить с подорожником, ввести в активный словарь понятие «лекарственные травы». Воспитывать любовь.

В природу по экологической тропе В природу по экологической тропе. «Берегите эти Земли, Воды, Даже маленькую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы Убивайте.

Методическая разработка плана мероприятия по участию подростков из неблагополучных семей в экологической акцииМетодическая разработка плана мероприятия по участию подростков из неблагополучных семей в экологической акции униципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Методическая.

Экскурсия по экологической тропеЭкскурсия по экологической тропе Ранней весной, как только проклюнулись первые первоцветы, мы вместе с детьми собрались к гости к дубу, чтобы посмотреть, как он перезимовал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка экскурсии по экологической тропе «Знакомство с природой»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 21:28
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка экскурсии по экологической тропе «Знакомство с природой»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Анискова (УИ 992442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД