Бакина Кристина Владимировна
Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы играем в «доктора»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы играем в доктора
Цель: продолжать формировать представления у детей об особенностях человеческого организма.
Задачи:
- сформировать у детей элементарные представления об особенностях своего организма;
- познакомить с простейшими приемами первой медицинской помощи;
- развивать любознательность;
- воспитывать желание заботиться о друге.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, что это там гудит за дверью? (Дети выходят в коридор, где их встречает Карлсон). Карлсон, как хорошо, что ты к нам вернулся. Полетай немного для ребят.
Карлсон. Нет, не хочу.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Мы играем в „доктора“» размещена в разделах
Воспитатель. А может, в другую игру поиграем с ребятами?
Карлсон. Нет, не хочу.
Воспитатель. Карлсон, а баночку варенья хочешь?
Карлсон. Нет, не хочу.
Воспитатель. Карлсон, а пачку печенья хочешь?
Карлсон. Нет, не хочу.
Воспитатель. И игрушки наши новые посмотреть не хочешь?
Карлсон. Нет.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что случилось с Карлсоном?
Дети. Наверно, он заболел.
Воспитатель. Как же нам узнать, заболел он или нет?
Дети (перечисляют). температуру измерить, посмотреть горло. (Воспитатель измеряет температуру, смотрит горло, ухо…
Воспитатель. Ребята, а у вас была когда-нибудь высокая температура?
Температура никогда не бывает просто так, значит, что-то заболело. Что может заболеть?
Дети (перечисляют). Ухо, горло, нос, живот…
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь болели?
Дети. Да.
Воспитатель. Что у тебя болело, Андрюша? А у тебя, Света? О любой боли всегда нужно сообщать взрослым. Взрослый может сам оказать тебе помощь или обратиться к доктору.
Давайте посмотрим, чем же заболел наш друг Карлсон?
(Воспитатель предлагает детям задать Карлсону вопросы о его самочувствии)
Дети. Карлсон, животик болит?
Карлсон. Нет.
Дети. А насморк у тебя есть?
Карсон. Нет.
Дети. Карлсон, а нога у тебя болит?
Карлсон. Нет.
Дети. А голова болит?
Карсон. Болит! Ох как сильно болит.
Дети. Надо Карлсону посмотреть голову. Да у него здесь шишка и синяк.
Воспитатель. Дети, как выдумаете, где Карлсон мог набить себе шишку?
Дети (перечисляют). Упал, наткнулся на дерево, подрался.
Воспитатель. Надо срочно что-то делать! Ведь синяк – это кровь, которая скопилась на месте удара, потому что лопнули кровеносные сосуды. Надо приложить что-нибудь холодное. Зимой можно приложить снег, лед, сосульку. А если снега нет, можно приложить пятак, монетку.
(Воспитатель предлагает детям потрогать монетку, какая она холодная, затем прикладывает к голове Карлсона).
Дети. Ну вот, наш Карлсон повеселел!
(Карлсон благодарит детей за помощь).
Карлсон предлагает поиграть в игру «Угадайка». Сначала Карлсон, а потом дети изображают, что у них болит, а все должны догадаться, что изображается.
Экскурсия в кабинет врача.
Цель: продолжать формировать представления о людях ближайшего окружения ребенка.
Задачи:
- познакомить детей с профессиями врача и медсестры;
- воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
- развивать у детей наблюдательность;
- учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов.
В группу приходит Айболит (игрушка). Здоровается с детьми.
Воспитатель. Ребята, вы узнали нашего гостя? Правильно, это добрый доктор Айболит. Кого лечит доктор Айболит?
Дети. Зверей.
Доктор Айболит. Ребята, вы себя сегодня все хорошо чувствуете?
Дети. Да.
Доктор Айболит. У всех хорошее здоровье?
Дети. У всех.
Доктор Айболит. А кто в детском саду всегда следит за вашим здоровьем?
Дети. Врач, медсестра.
Воспитатель. Чтобы сохранить хорошее здоровье детей в детском саду, медики очень много работают. А что делают врач и медсестра в своем кабинете, вы узнаете, если сходите на экскурсию в кабинет врача.
(Дети осматривают кабинет)
Воспитатель. Какой кабинет?
Дети. Уютный, чистый, интересный.
Воспитатель. В одном кабинете врач и медсестра принимают больных, заполняют документацию. А что делают в другом кабинете?
Дети. Делают прививки, лечат ссадины, перебинтовывают раны.
Воспитатель. Этот кабинет называют процедурным. А теперь скажите, какие предметы в кабинете врача вы видели? Назовите как можно больше медицинских слов.
Дети (перечисляют). Шприцы, вата, лекарства, таблетки, йод, зеленка, грелка, термометр.
Воспитатель. (обращается к врачу). А что вы пишите на большом листе бумаги?
Врач. Меню.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое меню?
Врач. Старшая медсестра на каждый день пишет меню. Меню необходимо для поваров, чтобы в пище маленьких детей находились все необходимые полезные продукты и витамины.
Воспитатель. Как вы думаете, какие продукты необходимы детям каждый день?
Дети. Молоко, хлеб, овощи, фрукты, мясо.
Врач. Врач строго следит за питанием детей. Необходимо все правильно рассчитать в меню, поварам приготовить вкусную пищу, но главное – чтобы блюда были красивыми, аппетитными, чтобы все дети ели с удовольствием и росли здоровыми.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, у нас в детском саду много детей, но как же вы запоминаете, кого как зовут, кто где живет, какие прививки кому сделаны?
Врач. У каждого малыша есть своя карточка, в которой записаны все сведения.
Воспитатель. А можно нам посмотреть медицинские карточки наших детей?
(Врач показывает карточки детям, читает выписки про некоторых из них).
Ребята, а как вы думаете, зачем в кабинете врача весы и ростомер?
Дети. Чтобы измерять рост и вес, сравнивать, как дети выросли и поправились.
Воспитатель. Очень интересно у вас в кабинете, но мы не будем долго отвлекать вас от работы.
(Дети прощаются, говорят спасибо, уходят).
Воспитатель. Ребята, врач и медсестра помогают нам, когда мы заболеем. Но так не хочется болеть. Как сделать так, чтобы не заболеть?
Дети (перечисляют). Делать зарядку, играть на улице, одеваться, как говорит мама, слушать маму, не есть грязные фрукты.
Доктор Айболит предлагает поиграть в игру «Что нужно врачу». У доктора в чемоданчике спрятаны медицинские инструменты и принадлежности. Дети задают вопросы, пытаясь отгадать, что лежит в чемоданчике. Например, «Этим перевязывают ранку?» «Им делают уколы?». Воспитатель помогает детям задавать
вопросы
«Мы были у врача»
Цель: обогатить представления детей о работе врача (врач слушает больных, назначает лечение).
Задачи:
- уметь называть врачебные принадлежности в соответствии с их назначением и правильно пользоваться ими;
- научить основным приемам ухаживания за больным, развивать чуткое отношение к заболевшему;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать уважительное отношение к профессии врача.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие предметы здесь находятся. (перечисляют). Термометр, фонендоскоп, шприц, таблетки, йод, грелки, бинт. Кто догадался, человеку какой профессии необходимы эти предметы?
Дети. Врачу.
Воспитатель. Что делает врач?
Дети. Следит за нашим здоровьем, лечит, делает прививки, взвешивает.
Проводится дидактическая игра «Что и чем делает врач».
Как врач использует эти предметы:
- шприцем (делает прививки);
- термометром… (измеряет температуру);
- бинтом (перевяжет рану);
- йодом (смажет ранку);
- грелкой (греет больное место);
- фонендоскопом (слушает дыхание и работу сердца).
Рассказ воспитателя «Почему у врача белый халат».
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему у врача халат белого цвета?
Дети. Это специальная одежда. Она белая, чтобы не было микробов; если халат испачкается, будет сразу заметно и врач его постирает.
Физкультминутка
Бедный мишка заболел –
Мишка много меду съел. Дети идут по кругу.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» Поворачивают туловище влево-вправо
Мишка стонет, слезы льет.
У него болит живот. Наклоняет туловище влево – вправо.
Непослушный, жадный Мишка
Съел лесной малины лишка. Дети грозят друг другу пальчиками.
Проводится дидактическая игра «Кого ты выберешь».
Воспитатель. Ребята, посмотрите на эти лица. Как вы думаете, кто из этих людей врач? К какому врачу пошел бы ты?
Дети. К доброму, ласковому, приветливому и т. д.
Проводится сюжетно-дидактическая игра «Больница»
Воспитатель. А теперь мы поиграем в игру «Больница». В больнице работают только умные, добрые, хорошие люди. Сейчас врачом будет Максим Сергеевич. Максим Сергеевич, какими словами вы встретите своего пациента?
Врач. Здравствуйте, добрый день.
Воспитатель. Какие слова скажете потом?
Врач. Проходите, пожалуйста.
Воспитатель. Какие вопросы будете задавать?
Врач. Как фамилия, имя, отчество. На что жалуетесь? Как себя чувствуете?
Далее следует продолжение сюжетно-ролевой игры «Больница».
Дидактические игры
«На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям:
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать. А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?
— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
— А что делает врач?
— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.
— А что делает портной?
— Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет,
шьет.
Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий.
(Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.)
«ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Материалы: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)
- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он. (Солдат.)
— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.
Взаимодействие педагога с детьми в сюжетно-ролевой игре «Больница»
1-я ситуация. Воспитатель: «Здравствуйте! Меня зовут Айболит! Я доктор и лечу зверей, а сейчас не могу их лечить, что-то мне в глаз попало! А зверята без меня пропадают! Доктор, помогите мне, пожалуйста! Посмотрите, что можно сделать? Спасибо! Теперь я смогу помочь зверятам в своей больнице!
2-я ситуация. К доктору (ребенку) приходит воспитатель с собакой. Воспитатель:
«Здравствуйте, доктор! Шарик заболел, а в звериную больницу к доктору Айболиту нам не добраться – идти далеко. Помогите, доктор. Лапку, видите, как держит? Что же случилось? Шарик, не бойся, доктор тебе больно не сделает. Он только посмотрит твою лапку! Ничего нет? А что же тогда болит у Шарика? Посмотрите, какой он грустный! Лапку лижет! Может, его оса ужалила или он занозу посадил? Ужалила оса? Как вы узнали? Что же делать? Какие лекарства нужны для моего Шарика? Какую мазь вы прописали –медовую или молочную? До свидания, доктор! Пойду в лесную аптеку!»
3-я ситуация. Воспитатель: «Давайте поиграем в «Больницу», но не в обычную, а в звериную! Я буду доктором Айболитом (надевает шапочку, а вы – зверятами. Вы приедете ко мне лечиться. Ты кем хочешь быть – зайчиком, лисичкой, а может быть, маленьким комариком? А ты? Зайчик? Бельчонок? А где будет у нас звериная больница? Здесь! Это как будто бы полянка, а вокруг нее деревья (ставит ширмы). Доктор Айболит станет на этой полянке принимать больных зверят. А это что? (Указывает на модули) Кроватки, здесь будут больные лежать, или пенечки, где зверята будут свою очередь ждать. А какие же лекарства нужны доктору Айболиту, чтобы лечить зверят? Приходите ко мне лечиться! Я – доктор Айболит! Бельчонок! Проходи! Что случилось? Ай-ай-ай! Где ты свой пушистый хвостик обжег? Ты один пришел? Вот тебе мазь чудодейственная из смолы сосновой. Сейчас помажу (изображает). А еще и лапка болит? Это ты по деревьям скачешь так неосторожно? Вот тебе таблетки из осиновой коры. Принимай два раза в день и заедай орешками. И через недельку ко мне забегай».
4-я ситуация. К доктору Айболиту прилетел комарик. Доктор не может понять, что говорит комарик: «Комарик, что у тебя болит? Никак не разберу. Что же делать-то? Может, у сороки спросим? Она любой язык понимает. А вот и она (воображаемый персонаж). Сорока, сорока, помоги нам!.сорока говорит, что согласна. Комарик, скажи ей, что с тобой.
5-я ситуация. Воспитатель берет на себя роль зайчика, а ребенок - роль доктора Айболита. Воспитатель: «Здравствуйте, д-добрый доктор Айболит! П-помогите мне! Ой! Я всего б-боюсь! Может, трава есть особая или морковка лечебная?»
6-я ситуация. Это кто пришел к доктору Айболиту – медвежонок или волчонок? Как медвежонок ходит? Как доктору узнать, что болит у медвежонка? Может быть, у сороки спросить, маму-медведицу позвать или осмотреть медвежонка?
7-я ситуация. У доктора Айболита очень много больных. В одной палате не хватает всем места (Воспитатель от имени игрушек предлагает из модулей построить еще одну палату).
8-я ситуация. У доктора Айболита закончились все лекарства. Воспитатель: «Давай ты расскажешь зайчонку, что принести из лесной аптеки».
9-я ситуация. Дети с игрушками-зверюшками в руках стоят в очереди к Айболиту. «Зверята» рассказывают доктору, что с ними случилось.
10-я ситуация. Доктора Айболита вызвали срочно в другой лес. Воспитатель: «Что ты с собой возьмешь? Как будешь добираться до больного? А теперь как будто ты уже приехал».
11-я ситуация. Воспитатель предлагает ребенку дополнительную роль пациента, а сам берет основную роль доктора. Воспитатель: «Давай поиграем в «Доктора» : я буду доктором, а ты – пациентом. Где будет кабинет врача? Пускай здесь! А что нужно врачу? (ребенок с помощью взрослого раскладывает на столе медицинские принадлежности из аптечки) это у нас баночка с мазью, а это шприц (Постепенно ребенок сам начинает называть и расставлять предметы). Воспитатель надевает шапочку и белый халат: «Я – доктор, приходите ко мне на прием. Заходите. Здравствуйте. У вас болит горлышко или животик? Когда вы заболели? Давайте посмотрим горлышко. Откройте рот, скажие «а-а-а». ай-ай-ай, какое красное горло! Сейчас смажем! Не больно? А голова у вас не болит? Игра привлекает внимание других детей. Воспитатель, заметив наблюдающих за игрой детей, говорит: «У вас тоже что-то заболело? Становитесь в очередь, больные. Подождите.
12-я ситуация. Воспитатель - «доктор», двое детей – «больные». Воспитатель: «А теперь давайте поиграем так : я- доктор. Я у себя в кабинете. У меня есть телефон. Вы как будто заболели, звоните мне и вызываете врача. Дзынь-дзынь! У меня звонит телефон! Алло! Доктор слушает, кто звонит? Девочка Катя? Ты заболела? У тебя болит животик или головка? А температуру ты мерила? Какая высокая! Ай-ай-ай! Скажи мне, Катя, где ты живешь? Я приеду к тебе. Буду тебя лечить. А пока попей чаю с малиной и ложись спать. До свидания! У меня опять звонит телефон! Дзынь-дзынь! Алло! Это доктор у телефона. Кто звонит? Больной Дима? На что жалуешься? Насморк? Давно заболел? Ты капли закапывал или пил таблетки? Не помогает? Приходи ко мне сегодня, я тебе другое лекарство выпишу! До свидания!
13-я ситуация. Доктор сам звонит пациентам. Узнает, как они себя чувствуют, дает советы.
14-я ситуация. Воспитатель: «А теперь мне нужна медсестра. Давай ты будешь медсестрой. Медсестра, найдите, пожалуйста, карточку этого больного. Вы уже обзвонили всех наших больных? Было занято? Перезвоните. Медсестра, а вы выписали рецепты? Позвоните больной Даше и узнайте, как ее здоровье, помогают ли таблетки. Медсестра, сделайте укол, пожалуйста.
15-я ситуация. Ребенок в роли доктора, воспитатель-пациент. Воспитатель: «Здравствуйте, доктор! У меня так болит пальчик! Даже распух! Вот! Что вы мне посоветуете? Мне нужно таблетки принимать, мазать мазью или уколы делать? А когда мне теперь приходить? Спасибо!
16-я ситуация. Воспитатель: «Доктор, я к вам вчера приходила. А сегодня пятка болит. Этой же мазью мазать? Что вы посоветуете?
17-я ситуация. Воспитатель: «Я пациентка, звоню в кабинет доктора. Алло! Здравствуйте! Это медсестра? Позовите, пожалуйста, доктора. Здравствуйте, доктор! Это звонит ваша больная. Меня зовут Света. Я забыла вчера таблетки принять. Что же делать? А к вам когда приходить? Спасибо. До свидания.
18-ситуация. Воспитатель предлагает детям дополнительные роли медсестры и мамы, которая привела на прием дочку (куклу). Воспитатель берет на себя основную роль доктора. Дочка еще не умеет разговаривать. Воспитатель: «Здравствуйте, мамочка. Ваша дочка еще совсем маленькая. Что с ней случилось? Не знаете? Все время плачет? А ночью как спала? А она не падала? Сейчас посмотрим. Медсестра, положите девочку на кушетку. Ушки в порядке, горлышко не красное, теперь все понятно. Зуб растет у вашей дочки! Ничего страшного. Медсестра, выпишите рецепт и расскажите, как принимать лекарство.
19-ситуация. В кабинете врача. Воспитатель: «Спроси, как себя вчера чувствовала больная, таблетки уже принимала?»
20-я ситуация. В кабинете врача. Воспитатель: «Медсестра, телефон звонит. Дзынь-дзынь! Подними трубку, скажи, кто ты, и спроси, что случилось».
21-я ситуация. В очереди на прием к врачу. Воспитатель: «Пока пациенты ждут своей очереди, о чем они разговаривают?»
22-я ситуация. Один из пациентов потерял рецепт. Воспитатель: «Зайди в кабинет, скажи, что случилось?»
23-я ситуация. У доктора закончились все медикаменты. Воспитатель: «Очередь большая. Больные ждут. Что делать? Придумайте, что можно взять вместо них? Шприц чем можно заменить? А трубочку для слушания?