Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет

Баянова Юлия Владимировна
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет

Сюжет №1 «Готовим обед»

Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с ним (посолить, размешать, порезать, почистить и т. д., продолжать закреплять названия продуктов питания: соль, картофель, капуста, лук, мясо курицы, чай и пр. Развивать игровой опыт детей, стремление к игровому общению со сверстниками. Воспитывать у детей бережное отношение к куклам, желание ухаживать за ними. Воспитывать навыки культурного поведения за столом.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме семья, закрепление названий овощей, посуды, организация проигрывания элементов в игровых центрах.

Оборудование: Игровой центр «Дом», кастрюля, половник, набор овощей (муляжи, игрушечная посуда, фартуки, колпачки).

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, ребята, к нам пришла гостья. Кто это? Правильно, это Маша. У нее с собой такая красивая корзинка. Маша, для чего тебе эта корзинка?

Маша: Я хочу сварить суп для мамы и папы, но не знаю, как это делать.

Воспитатель: Давайте поможем Маше. Что вы любите есть на обед?

Дети: Суп.

Воспитатель: Давайте покажем, как варить вкусный суп?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет!

Это проще простого,

Это раз – и готово

(Если мама готовит обед)

Но, бывает, что некогда маме

И обед себе варим мы сами.

И тогда

(Не пойму в чем секрет)

Очень трудно готовить обед.

Борис Заходер

А кто кроме мамы может еще приготовить обед?

Как вы думаете, это просто – готовить? Ваши мамы и бабушки готовят каждый день, и у них получается очень вкусно.

У нас с вами есть продукты. Но не все, что в корзинке принесла Маша, годится для еды. Давайте посмотрим, что нам подходит для супа, а что – нет.

В корзинке, наряду с муляжами продуктов, лежат кубики, машинки и пр. Дети определяют, что подходит Маше для супа, а что лучше убрать.

Воспитатель: С продуктами мы определились. Теперь мы, должны одеться, ведь мы собираемся готовить. Фартуки не дадут нам запачкаться, а колпачки не дадут волосам попасть в еду. (Дети одеваются с помощью воспитателя в колпаки и фартуки)

Что теперь нужно сделать с нашими овощами?

Дети: Помыть!

Воспитатель: Правильно! Конечно, помыть. Иначе на продуктах останутся микробы.

(Дети вместе с воспитателей берут продукты из корзинки и моют их)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте нарежем овощи, чтобы их было удобно варить и наш суп получился вкусным.

Дети "нарезают" продукты.

Воспитатель: Теперь наш суп должен вариться. Давайте положим наши продукты в эту замечательную, большую кастрюлю, ведь супа должно хватить на всех!

(Дети по очереди складывают свои продукты в кастрюлю, затем размешивают половником)

Воспитатель: Вот и варится наш вкусный суп! Пока он кипит на плите, давайте накроем на стол. (Дети сервируют стол при помощи воспитателя.)

Ах, какой вкусный суп мы с вами сварили для наших гостей! Вы такие молодцы, так хорошо справились! Настоящие повара! Как много супа у нас получилось! Давайте нальем Маше в кастрюльку. У нас еще осталось. Хватит и для нас, и для наших гостей!

Сюжет №2: «Встречаем гостей»

Задачи: Формировать представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Дать элементарное представление по сервировке стола. Учить детей общаться между собой, распределять роли. Развивать разговорную речь, самостоятельность; закрепить культурно-гигиенические навыки.

Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображение семьи; беседы по теме игры «Семья», «Готовим обед», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Правила поведения за столом»; д\и «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом» и другие.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи, игрушки-угощения (печенье, хлебцы,колбаса,сыр, вареники,пирожки) и т. д.

Игровые роли: Хозяева и гости.

Сюжет: Все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, бабушка Валя приезжает в гости. Все хлопочут об устроении встречи. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. Встреча гостей.

Поездка за бабушкой на вокзал.

Встреча любимой б

абушки и гостей. Хозяева рассаживают гостей, предлагая им самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой; их приветливо угощают: «Кушайте пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Возьмите кусочек кекса», «Угощайтесь печеньем», «Не хотите ли еще чаю?»…

Однако, предлагая угощения, дети должны соблюдать чувство меры, не быть назойливыми (об этом воспитатель рассказывает в предварительной беседе, до начала игры).

Развлечение гостей.

После чаепития хозяева предлагают гостям и бабушке просмотр семейных фотографии (дети комментируют свои фотографии, весело обсуждают).

Прощание с гостями.

Наступает вечер, пора прощаться с гостями. Хозяева благодарят гостей за визит, приглашают еще в гости:

- До свидания!

- Спасибо, что пришли!

- Приходите к нам еще!

- Мы рады были вас видеть!

Гости в свою очередь благодарят хозяев за вкусные угощения:

- Мы рады, что вы нас встретили!

- Спасибо за угощения, все было очень вкусно!

- Нам понравились ваши игры и развлечения!

- До свидания!

Задачи: учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.

Итоги:

- Кто был у нас в гостях?

- Чем мы угощали гостей?

О чем говорили с гостями?

- Какие вежливые слова употребляли в игре?

Методические рекомендации.

Все ошибки, допущенные хозяевами или гостями лучше обсудить коллективно после окончания игры. Хорошо договориться с детьми о повторном проведении игры через одну-две недели.

Сюжет №3: «День рождения»

Задачи: Подвести детей к понятию «семейные традиции». Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы-заместители, воспитывать культуру поведения. Формировать умение владеть речью, как средством общения и культуры, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Предварительная работа: В течение года проводились праздники в честь дня рождения детей в детском саду и дома, дети принимали участие в сервировке стола к обеду; в течение пребывания детей в детском саду ведётся работа по нравственному воспитанию (вежливое обращение друг к другу, умение культурно себя вести в общественных местах).

Оборудование: Наличие игровой зоны с мебелью, набор чайной посуды, украшения для детей, украшения для создания праздничной атмосферы, куклы по количеству детей, муляжи хлебобулочных изделий.

Игровые роли: Подружки, друзья.

Ход игры:

Действия педагога направлены на куклу.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это кукла Таня. А что это она нам принесла? Давайте посмотрим… (воспитатель показывает красочную открытку, в которой написано поздравление для куклы Тани) .

Педагог обращает внимание на внешний вид куклы и предлагает задачу на сообразительность.

-Дети, сегодня у Тани день рождения. Посмотрите, какая она нарядная и красивая. У неё сегодня праздник. Таня мне что-то говорит… Она нас тоже приглашает на свой праздник. Вот только Таня совсем не знает, как можно отпраздновать день рождения. Поможем ей? Давайте с вами вспомним и расскажем Танечке, как мы празднуем дни рождения в группе, дома. (рассказы детей из опыта)

Дети с помощью воспитателя наряжаются в праздничную одежду, организуют в игровом уголке праздничную обстановку с помощью воздушных шариков.

Для поддержания интереса педагог по ходу задаёт вопросы:

-Что же нам ещё нужно для празднования дня рождения? (ответы детей) Кто хочет быть подружкой Тани? Как тебя будут звать? Кто будет другом Тани? (дети подбирают имена куклам)

-Посмотрите, какое хорошее настроение у Тани, она улыбается! К ней пришли подружки и друзья. А кто хочет сказать пожелания для Тани? (дети, от лица кукол говорят пожелания)

-Таня приглашает всех потанцевать (звучит музыка, дети танцуют с куклами) Как весело на дне рождении!

-А сейчас Таня просит, чтобы мы ей помогли накрыть на стол. Что же нам понадобится? Как называется посуда? Куда положим салфетки? Для чего они нужны? (ответы детей)

-Таня приглашает всех за праздничный стол. Угощайтесь, накладывайте на тарелочки пирожные (муляжи, помогайте друг другу. Приятного аппетита!

Дальше игра продолжается самостоятельно.

Сюжет №4: «Печем пирожки»

Задачи: учить выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Чайный сервиз, кастрюля для замешивания теста, противень, духовка, детали из строительного набора, предметы – заместители: мука, молоко, сахар, соль, яйцо.

Количество играющих детей: три-пять детей.

Ход игры:

-Сережа, ты хочешь со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Ты хочешь пирожок? Давай еще позовем Ульяну и Женю. Девочки тоже хотят играть.

-Посмотрите, что у меня есть (показывает кастрюлю)

-Я буду тесто месить для пирожков. Возьму муку, налью молока, посолю. Добавлю сахар, масло. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя). Вот и тесто поднялось. Пирожки получатся пышные, румяные. Выложу тесто на стол, посыплю мукой, буду месить.

Пальчиковая гимнастика «ТЕСТО»

Тесто мы месили, (Делаем вид, будто месим тесто)

Мы пирог лепили, (Лепим пирожки)

Шлеп, шлеп,шлеп, шлеп (Хлопаем в ладоши)

Слепим мы большой пирог! (Показываем большой пирог)

С разной начинкой сделаю пирожки: с капустой, с картошкой.

-Сережа, ты с чем любишь пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок)

Ребята, помогайте мне лепить пирожки.

Дети берут из кастрюли кирпичики и делают вид, что формируют пирожки.

Когда каждый ребенок сформировал по одному пирожку, воспитатель задает вопрос:

-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь?

Будем пирожки класть на противень, как у мамы на кухне.

-Вот здесь будет Сережин пирожок с повидлом. А ты, Ульяна, с чем любишь пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками?

Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся.

А где же у нас будет духовка? Включаем побыстрей! Поставили пироги. Пока пекутся, можно и отдохнуть, книжки почитать немножко.

Воспитатель:

- А сейчас проверим, как там наши пирожки?

Смотрит в духовку:

-Пирожки уже зарумянились, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо! Воспитатель берёт прихватку и достаёт «горячие» пирожки из духовки.

Воспитатель наклоняется над противнем и нюхает пирожки:

- Понюхайте, как вкусно пахнут наши пирожки.

Дети нюхают пирожки.

Воспитатель: Пирожки пшеничные, пирожки отличные!

До чего же хороши, с пылу, с жару, из печи!

Поставим противень на стол остывать.

Давайте, попьем чаю с пирожками.

Воспитатель: А кто мне поможет чай приготовить?

-Неси, Женя, чайник. Открывай кран, наливай воду.

Женя подходит к воображаемому крану, открывает его и подставляет чайник под воображаемую струю воды.

Воспитатель: Неси его на плиту. Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике нагрелась? Включи печку.

Накрываем на стол и называем предметы посуды: «чайник», «чашки», «блюдца», «сахарница», «тарелочки под пирожки», «чайные ложки», «салфетница».

Воспитатель: Пирожки на столе, пора и чай по чашкам разливать. Сережа, ты какой чай будешь пить?

Воспитатель кладет из коробочки в Сережину чашечку воображаемый пакетик чая.

- А ты, Ульяна, какой чай будешь пить?

Воспитатель: Кто мне поможет кипяток в кружечки налить?

Воспитатель: Аккуратно, Женя, чайник горячий, не обожгись (разливает чай по чашкам).

Воспитатель: Ой, ребята, а чай – то не сладкий, что же делать?

Воспитатель: Сережа, подай, пожалуйста нам сахарницу.

Воспитатель кладет ложечкой воображаемый сахар в чашку и размешивает его, предлагая детям повторить ее действия: Спасибо, Ульяна. Какой вкусный чай! (Воспитатель делает вид, что отпивает из чашечки немного чая). Вам нравится чай?

Воспитатель: Берите пирожки, угощайтесь. (Дети повторяют действия воспитателя).

-Угощайтесь. Вкусно?

(Если дети будут брать «пирожок» в рот, остановить их.)

-Сережа, мы ведь играем. Это же не настоящий пирожок. Вот так его едим - «понарошку». А в рот брать не нужно.

(Воспитатель берет пирожок и делает вид, что откусывает кусочек). Очень вкусно!

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Испекли такие вкусные пирожки, устроили чаепитие.

- Дети, а у нас остались еще пирожки? А давайте-ка угостим ими других ребят.

Дальше сюжет разворачивается самостоятельно.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет
Публикации по теме:

Игровой центр сюжетно-ролевой игры «Семья»Игровой центр сюжетно-ролевой игры «Семья» Вся жизнь ребёнка – дошкольника пронизана игрой, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Поездка в театр» (старший дошкольный возраст 5–6 лет) Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Поездка в театр» (старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:обогащение игрового опыта детей. Задачи:.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Фотостудия» Конспект сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Фотостудия». Подготовила воспитатель: Кралевская Е. В Цель:.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 14:39
+232Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий спортивного праздника посвященного Дню защитника Отечества совместно с...
Цель: Воспитание патриотического отношения к Родине, к армии. Развитие спортивного духа. Прививать здоровый образ жизни. Задачи: Социально коммуникативное...
Консультация для родителей «Безопасность на дорогах»
Начиная с 2-х летнего возраста нам взрослым необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на...
Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе «Микробы вокруг нас»
Программное содержание: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях ( микробах и вирусах. Привлечь личный опыт детей....
Социальный проект «Покормите птиц зимой» (для детей подготовительной группы)
Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Образовательные: Формировать...
Девушка незабудка
Украшение двери всегда было особое отношение. Ведь дети и их родители приходя в детский, сначала видят именно дверь. Поэтому важное значение ей придавали и...