Папки-передвижки

Методические рекомендации для педагогических работников по формированию основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет

Ольга Архипова
Методические рекомендации для педагогических работников по формированию основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация:

«Методические рекомендации для педагогических работников по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Составили:

Архипова О. В.

Кашнова Т. Р.

"Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

А. Прево.

Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в педагогике.

Публикация «Методические рекомендации для педагогических работников по формированию основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет» размещена в разделах

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Проблема экономического воспитания на данный момент стала настолько актуальной, что Министерство образования настоятельно рекомендует нам включить экономику в программу дошкольного образования.

Такая необходимость возникла в связи с недостаточным уровнем финансовой грамотности у родителей, который мешает им привить детям правильные навыки по управлению финансами, родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не берегут вещи игрушки, требуют дорогие подарки и тому подобное.

Так что же такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Сегодняшнее молодое поколение живёт в условиях рыночных отношений с их жёсткими законами, с везде присутствующей рекламой, с растущим числом банков. Дети уже с дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, и чем чаще это происходит, тем больше у них возникает вопросов. Малышей интересует буквально всё : почему, когда мама идёт получать зарплату, берёт с собой какую-то пластиковую карточку, почему по телевизору так много рекламы, зачем она нужна, почему друг едет с мамой на море, а мы не можем поехать? Тысячи «почему», от которых мы, взрослые, не должны отмахиваться.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Но пришли к мнению, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Впервые в 1986 – м году в рамках нравственно-трудового воспитания дошкольников

Шатовой Анной Демьяновной была предпринята попытка изучения возможностей решения задач экономического воспитания детей дошкольного возраста. На страницах журнала «Дошкольное воспитание» в течение всего 1989 года велась дискуссия «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?», которая завершилась активной поддержкой специалистов по дошкольному образованию целесообразности экономического воспитания детей. Как показывает практика, социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем нас с вами. В ней масса интересного, увлекательного, непонятного, и это ещё больше привлекает и интригует 5-6 летнего ребёнка. Кстати, именно с этого возраста и рекомендуется постепенно вводить ребёнка в мир экономики. К такому мнению пришли специалисты после очередных дискуссий. А в подтверждении правильности своих выводов обратились к психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста:

• У детей старшего дошкольного возраста проявляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности;

• Происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;

• Речь начинает выполнять основную функцию в регуляции поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;

• С пяти лет общение детей становится внеситуативно-личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание.

Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними;

• К 5 годам у ребёнка складывается истинная самооценка, которая позволяет ребёнку осознавать свои возможности (успех-неуспех, т. е. критическое отношение к себе и результатам своей деятельности. По достижении пятилетнего возраста действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, с любопытством наблюдает за действиями купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывая не только своё, но и чужое мнение. Уровень психологического развития позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Это сигнал к возникновению особой формы экономического мышления, требующей внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции. В этом подтверждение того, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребёнка. И чем меньше возраст, тем она теснее. Информация о социальной действительности должна затрагивать не только ум, но и душу ребёнка, оказывая огромное воздействие на его формирующуюся личность. Воспитать дошкольника социально-адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нём, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто. Много усилий потребуется для этого не только в условиях общественного, но и семейного воспитания, от всех воспитывающих ребёнка взрослых. Но в этом то и состоит цель экономического воспитания дошкольника.

Экономическая жизнь общества многогранна, ошибочно ставить задачу, охватить все её стороны, в детском саду мы рассматриваем лишь те аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребёнка старшего дошкольного возраста. Именно в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему – либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответвующих нравственно направленных чувствах. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности. Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому перед нами задача - создать такие воспитывающие ситуации, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Что мы и делаем.

3. Так как с ребёнком необходимо говорить на языке ему понятном, даже о таком сложном явлении, как экономика, мы для реализации цель и задач экономического воспитания используем всевозможные игры.

Ребёнок в детский сад приходи в первую очередь играть, и окружающий мир он познаёт именно через всевозможные игры.

1. Сюжетно-ролевые Дети, играя в такие новые профессии, как бизнесмен, рекламодатель, банкир, постигают смыл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Узнают, что одни профессии престижнее других и, следовательно, заработная плата различна. Т. е. дети, знакомятся с факторами (труд, образование, характер труда и престижность определённых профессий, влияющими на разделение людей на богатых и бедных. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Дошколята оперируют понятиями: покупать-продавать, выгодно невыгодно, дороже - дешевле, больше – меньше, выиграл – проиграл и др. При этом не забываем формировать нравственные качества, понятия: бережливый, экономный, справедливый и др. Учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнёра, делиться с партнёром, поздравлять партнёра с успехом.

2. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы, «Доходы-расходы», «Подбери витрины магазинов», «Что быстрее купят?», «Хочу - надо» и др.

3. Коммерческие игры: «Бизнес», «Найди доллар», «Моя первая покупка». Дети с удовольствием играют в эти игры, Развивая при этом логику и нестандартность мышления.

4. Ещё одним замечательным средством, наиболее способствующим пониманию экономических явлений дошкольниками является … сказка. «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности», - писал Джанни Родари. Любая сказка (народная, авторская) обучает и воспитывает, т. е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого, математического и даже экономического развития.

Августой Алексеевной Смоленцевой была создана система работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки. Она исследовала сказочные произведения разных видов (народные, авторские, что позволило ей отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания и выделила несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

1. Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения; («Мохнатый, крылатый, да масляный»)

2. Сказки, отражающие труд людей; (Терем-теремок, Хаврошечка)

3. Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства («Морозко»)

4. Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», обмен («Приключения Буратино», «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка со скалочкой»).

5. Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности как экономность, предприимчивость, расчётливость, практичность и др. («Кот в сапогах», «Вершки-корешки», «Как старик корову продавал».

И в народных и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Современные условия жизни диктуют нашим детям современные игры. Так давайте не будем им мешать адаптироваться в этом сложном мире, а наоборот, будем помогать и направлять, опираясь на свой жизненный опыт.

Сказочная экономическая разминка

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

6. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).

7. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).

8. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели? (Огниво).

Игра с педагогами «Угадай пословицу» (презентация).

Итог: С началом обучения в школе ребёнок становится более самостоятельным, и навыки, приобретенные в процессе игровой деятельности, позволят ему под контролем родителей пользоваться банковскими картами. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Дети, с детства знающие цену деньгам и способы их заработка, с большей вероятностью во взрослой жизни станут успешными людьми.

Ребенок, деньги и экономика – это довольно сложный вопрос, но решаемый. В дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку на доступном ему языке жизненные понятия: экономика и финансы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группыДидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы. Табунщик Евгения Викторовна Цель:.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Рекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группеРекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Елена Леонтьева Фотоотчёт по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Цель и задачи: расширение представления.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет»Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет» Работая с детьми 4ех лет в рамках школы раннего развития, хочу поделиться с вами наиболее эффективными формами работы по патриотическому.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогических работников по формированию основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 05:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогических работников по формированию основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Архипова (УИ 510281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД