МААМ-картинки

Методические рекомендации для родителей «Сенсорные навыки у детей»

Татьяна Сухих
Методические рекомендации для родителей «Сенсорные навыки у детей»

Для освоения сенсорных навыков и умений родители малыша должны

уделить должное значение играм, содействующим усовершенствованию

данной техники освоения у малыша. К таким играм относятся:

игры-задания, которые основаны на заинтересованности малютки к

действиям с разными предметами;

игры-задания с прятаньем и разыскиванием: ребенка интересует

внезапное появление предметов и их исчезание, например,

складывание матрешек.

игры – загадки- разгадки, которые привлекают крох неизведанностью;

Публикация «Методические рекомендации для родителей „Сенсорные навыки у детей“» размещена в разделах

игры – ознакомления с величиной, формой предметов, например

геометрические игры, конструкторы «Лего», мозаики.

Бесспорно, при явном ознакомлении большую роль играет слово, но часто

замечается перевес вербальных способов ознакомления детей с картинами

реальности и недооценивание созданного процесса восприятия явлений и

предметов. Неправильным является представление о том, что малютка все

увидит и услышит сам. Это приводит к тому, что взрослые не воспитывают в

детях целенаправленное восприятие.

Известно, что познания, которые получены словами и не подкреплены

чувственным опытом, являются не ясными, не отчетливыми и не

прочными. Чувственный опытобязателен, поскольку без его обогащения у

детей появляются самые сказочные, вымышленные представления.

Явления и предметы, окружающие детей имеют целый комплекс свойств

(форма, величина, запах, звучание, конструкция). Для ознакомления с

предметом, детки должны заметить характеризующие его черты, как бы

выделяя их из него. Детей нужно научить выделить в предметах, явлениях

самое важное и типичное.

Рассмотрим на примерах реакцию малютки в игре. Предстоит

складывание двухместной матрешки. Здесь важной задачей является

обучение ребенка сопоставлению предметов по величине, развитие

понимания слов «маленький» и «большой».

Для этого понадобится двухместная большая матрешка и маленькая

неразъемная. Покажите малышу матрешку большую и отметьте, что она

нарядная и яркая. При ее встряхивании что- то пошумит в игрушке, а

кроха в это время весело среагирует. После этого закройте матрешку и

поставьте игрушки друг возле друга. Обратите интерес ребенка на их

размеры, согласовывая слова с жестами: маленькую матрешку можно

прятать в ладони, а большую – не спрячешь. Далее попросите карапуза

показать матрешку маленькую.

После этого откройтематрешку большую и поставьте туда маленькую.

Попросите детку спрятать маленькую матрешку и закрыть ее второй

половиной. Крепко соедините детали большой матрешки, затем поверните

верхнюю и нижнюю части до совмещения изображения. Далее

предложите малютку сделать самостоятельно те же самые действия.

Повторите такое занятие многократно и вы увидите как малыш

справляется с этой задачей. Если выполнение такой работы не составляет

для крохи никаких сложностей, усложните задачу, добавив еще

матрешек. Такие игры являются дидактическим пособием на разные

величины, формы, цвета.

Совет. Сенсорную гимнастику также очень важно делать деткам,

поскольку без нее считается невозможным начальные упражнения

умственных способностей.

Одним словом, нельзя малыша научить правильному мышлению, если он

не будет упражняться в регулярном мышлении. Поэтому, родители

должны сформировать небольшой метод сенсорной зарядки. И что это

означает? Умение различать – типичная черта познания. Если различаешь,

значит сможешь и группировать.

Было выяснено, что двухлетние малыши испытывают трудности в

названии формы, цвета, а также в их усвоении, в определении связи

между предметными свойствами как явлением истинной

действительности т его вербальным обозначением. Так, ребенок 2 – х лет,

произнося слово «красный», может указать на какой угодно цвет. Часто

детки прилагательным «красный» заменяют слово «цвет». Стабильной

связи меж словами, которые обозначают цветовые понятия вообще и

определенных цветов, не образовалось еще.

Для накопления и закрепления цветовых впечатлений у малютки,

необходимо проводить с ним различные занятия и дома, и на прогулке.

Так, выходя на прогулку, можете взять мячи разных цветов. Во время

игры с мячами, спросите его какого он цвета и какой формы. При

испытании затруднения, помогите малышу.

В раннем возрастекарапузом существенно ускоряется освоение названий

цвета, формы предметов, если вместо распространенных слов, которые

обозначают эти свойства, используются их опредмеченные названия

(апельсиновый, лимонный, морковный, розовый).

Дети заменяют наименования предметов абстрактными словами. Так,

кроха хорошо понимает, что прямоугольный брусок это кирпичик, а

треугольная крыша – призма.

С двухлетними детьми проводятся также занятия по лепке, рисованию,

которые обогащают их образное восприятие. Благополучное выполнение

ребенком действий зависит от подготовительного восприятия и изучения

того, что необходимо сделать.

Близкое сотрудничество с родителями – залог удачной работы с детьми.

Поэтому, необходимо использовать различные виды связи с родителями по

вопросу эффективного развития речи. К таким мероприятиям можно отнести:

1. Семинар- практикум о развивающих играх с применением подручных

средств.

2. Личные беседы по усовершенствованию и закреплению навыков речи

дома.

3. Круглый столик «Детка должен играть».

4. Коллективные консультации о влиянии мелкой и общей моторики на

речевое развитие детей, применение пальчиковых игр, роль

упражнений и игр для детской речи.

5. Сообщения на родительских собраниях о подвижных играх с

сопровождением речи, о роли родителей в речевом

усовершенствовании малышей.

Развитие речи по Монтессори: основные принципы

Методику итальянского педагога Марии Монтессори знают многие

родители и педагоги. Сейчас много ДОУ и школ, работающих по этому

методу. В чем же особенность этой системы? Как она может помочь в

развитии речи детей раннего возраста.

Монтессори выработала систему, согласно которой ребенок является

уникальной личностью со своим развитием, заложенными навыками и

сроками освоения способностей.

Задачей родителей и педагогов является максимальное обогащение среды

особыми материалами по развитию и организации в ней деятельности

ребенка. Взрослые считаются помощниками, а не наставниками. Они не

должны мешать карапузам осваивать внешний мир.

Феномен методики Монтессори содержится в абсолютном доверии к

карапузу, вере в его даровании, способности и предоставлении безобидной

свободы и независимости. Он может сделать ошибки и до всего дойдет

сам. Одним словом, в методике Монтессори все стимулирует деток к

самообучению, самовоспитанию, саморазвитию возможности, заложенной

в них.

Посещая детские сады, работающие по этой системе, увидите, что там с

крохами разговаривают мало, но речь у них при этом развита. Все дело в том,

что итальянский педагог уделяет немалое внимание на тренировку мелкой

моторики и двигательной активности. Установлено, что движение пальцев и

сдержанная физическая активность положительным образом влияют на

речевое развитие и интеллектуальные способности.

Пространственные занятия по этой методике разделены на 5 областей. Их

можно организовать и в ДОУ, и дома.

1. Область развития практических знаний. Действия с пуговичками и

застежками, завязывание шнурков, уборка, стирка, владение

столовыми принадлежностями- это предметы, подготавливающие

малюток к самообслуживанию, находящиеся в этой зоне.

2. Область сенсорного развития. Здесь находятся материалы,

содействующие органы чувств детей: зрение (игрушки разных цветов,

слух (музыкальные инструменты, обоняние (пахнущие и вкусовые

баночки) и осязание. Ребенок, играя с материалами этой области,

начинает отличать предметы по их свойствам. В ходе занятий

происходит совершенствование внимания, памяти, мелкой моторики и

речи.

3. Область развития математики. С понятием фигур, количества, развития

пространственного и логического мышления знакомят собранные здесь

игрушки и предметы. В этой зоне будеткстати использование

конструкторов, кубиков и матрешек.

4. Область естественного и научного развития. На этом участке

материалы знакомят карапузов с внешним миром. В этой зоне ставятся

карты, глобус, растения. Организуется также «живой уголок».

5. Область языкового усовершенствования представляется подборкой

книг и пособий с такими заданиями, которые развивают речь, письмо.

В группе для малышей младшего возраста от 1 до 3 лет проводятся занятия

по пальчиковым играм и упражнениям на мелкую моторику. Пальчиковая

гимнастика и разнообразные прикосновения к материалам, фактурам и

текстурам стимулируют развитие речи. Легкие стишки сопровождают

занятия, а предметы показываются вместе с озвучиванием. В результате

активизируется развитие речи, память и обогащается словарный запас

малюток.

Упражнения по сенсорике, помогающие усовершенствованию языка

Следующими рекомендациями для педагогов и родителей в речевом

развитии являются нижеследующие сенсорные упражнения:

выжимание воды из губки в пустую посуду;

перекладывание бусинок из одной посуды в другую с помощью

пинцета;

вышивание тесемкой на картоне с дырками;

завязывание, развязывание бантов;

наматывание нити на катушку и их разматывание;

подбор крышек к банкам по их размеру, затем их закручивание на

банки;

пуск волчков;

выдувка мыльных пузырей;

работа с соленым тестом.

Развитию речи способствуют также сенсорные игры, основной целью

которых являются отдача ребенку новых чувственных ощущений:

зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, обонятельных, вкусовых.

Уважаемые взрослые, педагоги и родители для развития речи ваших

воспитанников и детей, обратите внимание на сенсорные игры.

Приведем несколько таких игр.

Игры - развлечения со звуками

Внимание детей обратите на звуки, которые происходят в окружающем

мире. Это скрип дверей, при размешивании чая стук ложки о стены

стаканчика или чашечки, звон бокалов при соприкасании, стук колес

поездов, тормозной скрип и т. п.

Развлечения с мыльными пузырьками

Детки очень любят пускать мыльных пузырей. Ребенку предложите

различные трубочки для самостоятельного выдувания пузырей. Ими могут

послужить трубочка для коктейля или толстая трубка из склеенной плотной

бумаги для получения больших пузырей.

Интересные игры со льдом

Добавляя в воду краски, приготовьте разноцветные льды; на большом

ледяном куске нарисуйте красками.

Игры со светом: солнечный зайчик

При заглядывании солнца в окошко, поймайте лучик посредством зеркальца

и покажите крохе, как по стене, по паркету, по потолку прыгает солнечный

зайчик. Наверное, он захочет потрогать световое пятно. В таком случае, не

спеша уведите в сторону лучик и предложите ребенку поймать «зайчика».

Игры с тенью

Вечером включите настольную лампуи ее свет направьте на стену. С

помощью движений рук, игрушек, разных предметов покажите на стене тени

лошадки, лающей собачки, птицы. А бумажными фигурками – силуэтами

можно показать интересный театр теней.

Можно предложить деткам также игры с водой, со свечами, с красками.

Следующие же наборы для игр также помогут в речевом развитии деток:

наборы развивающих пазлов из дерева: наборы досок и вкладышей с

пуговками из пластмассы на ножках, из которых необходимо собирать

данные предметы;

от точки к точке: в произвольном расположении на карточке

нарисованы точки, а ребенку нужно их соединить карандашом в любом

порядке.

Сенсорные игрушки

Игрушки с мягкими, твердыми, шуршащими, шершавыми материалами

относятся к сенсорным игрушкам. К ним относятся:

мягонькие, пушистые игрушки, которые сшиты из материалов разных

фактур с различными наполнителями;

игрушки из дерева или мягкие игрушки разных форм, которые

выполняют функцию конструктора: кубики, коробочки, пирамиды;

игры, которые направлены на развитие точности и координации

движений: крючки, коврики со съемными деталями, шнуровки и т. п.

Инструкция для родителей

Ребятам младшего дошкольного возраста для усовершенствования мелкой

моторики нужно предлагать:

упражнения с грецкими орехами, массажными шариками,

фломастерами, ручками, карандашами;

«танцуйте» пальцами и хлопайте в разном темпе громко и тихо;

используйте с малышами мозаики, конструкторы, игры с мелкими

элементами;

предлагайте игры с тестом, пластилином;

попробуйте рисовать пальцами и добавьте соль в краски для

массажного эффекта;

применяйте цветные клубки ниток для перемотки, веревки разной

толщины, длины, чтобы завязать и развязать;

включайте в игры разный натуральный материал: ветки, шишки,

скорлупы, початки, палки;

научите детей нанизыванию бисер, бусин, расстегиванию и

застегиванию пуговиц, кнопок, крючков, молний;

запускайте пальцем волчки;

складывайте матрешку и играйте с разными вкладышами.

Также:

научите детей рассмотреть предметы, обхватывая обеими руками и

обводя пальцем то одной, то другой руки;

называйте в течение дня разные свойства предметов: форму, цвет,

размер, материал;

сопровождайте словом процесс рассматривания предметов;

поощряйте проявление у деток самостоятельности;

почаще задавайте малышу вопросы

научите крох действовать в точной последовательности: организовать

восприятие объектов и предметов по предварительно задуманному

плану;

в процессе восприятия включайте движения рук: проводите по контуру

рукой, обрисуйте его;

закрепляйте знания, полученные при обследовании в деятельности: по

рисованию, аппликации, лепке, конструировании.

обогащайте и разнообразьте мир предметов ребенка, чтобы он смог

изучить их;

научите детей для обогащения слуховых впечатлений вслушиваться в

разные звуки.

Уважаемые родители вызывайте позитивные эмоции у детей и употребляйте

оптимистические фразы и хвалите их. Помните, что бы вы не делали вместе с

детьми, главное является желание продолжать заниматься таким занятием и

завершить их в хорошем настроении.

На заметку взрослым

Главнейшим условием является радость во время игры. Игра должна быть не

насильственным способом воспитания. Если ребенок имеет проблемы с

речью, сенсорные игрушки заметно улучшат положение, дадут рецепторам

необходимую «пищу», тем самым побуждая его к усовершенствованию.

Особенно результативными будут, если малыши будут играть в такие игры с

родителями.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для родителей «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-классаМетодические рекомендации для родителей «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-класса Методические рекомендации для родителей в форме консультации: «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-класса.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Мастер – класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста». Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность.

Методические рекомендации для детей старшего дошкольного возраста «Сказка про нос» Жили - были три товарища: глазки - незабудки, носик - пуговка да руки - нескучайки. Жили они дружно, но была одна беда, носик - пуговка.

Методические рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей ребёнка раннего возраста в семьеМетодические рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей ребёнка раннего возраста в семье Методические рекомендации для повышения компетентности родителей по развитию сенсорных способностей ребёнка раннего возраста в семье, созданию.

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семьеМетодические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье. Уважаемые родители! Значение сенсорного.

Методические рекомендации для родителей «Приобщение ребенка к книге», средняя группа Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты. Интереснее всего для любого человека информация, о.

Методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей и ее влияние на формирование речи» "Развитие мелкой моторики у детей и ее влияние на формирование интеллекта и речи" Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием.

Методические рекомендации для родителей «Занимательные пуговицы» Многим детям очень нравится играть с пуговицами. Дома с ребенком игру с пуговицами можно превратить в увлекательные, развивающие занятия,.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.

Методические рекомендации «Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ» «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей «Сенсорные навыки у детей»
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 00:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для родителей «Сенсорные навыки у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сухих в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД