Наталия Ташимова
Методические рекомендации для воспитателей с учётом ФГТ. ОО «Коммуникация».
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников. Теперь главной задачей является овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими (диалог, умение высказать свою точку зрения). При этом овладение лексической стороной речи, формирование грамматического строя и звуковая культура речи перестаёт быть самоцелью, но остаётся необходимым средством для формирования общения.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей с учётом ФГТ, ОО „Коммуникация“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инновационным подходом в развитие речи ребёнка является решение задач речевого развития (речевое внимание, фонематический слух, развитие артикуляционного аппарата и дыхания). Понимание значения слова и развитие связной речи, а так же лексико – грамматической и фонетической стороной речи (налаживание игрового и речевого взаимодействия со сверстниками).
Решение всех речевых задач осуществляется в различных формах деятельности детей.
• Непосредственно организованная деятельность.
• Игры – занятия подгрупповые и фронтальные.
• Развитие речевого творчества.
• Практическая деятельность (лингвистические эксперименты, языковые игры).
Средства реализации инновационного подхода в речевом развитии детей.
1. Внедрение в практику современных методик развития речи, разработанных Ф. А. Сохиным, О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой в программах «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.
2. Оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых, индивидуальных форм обучения с учётом возрастных особенностей детей.
3. Подбор игр и игровых упражнений разной сложности.
4. Создание оптимальной предметно – развивающей среды.
5. Ознакомление детей с многозначностью слова, синонимами и антонимами, развивать умение точно использовать лексические средства родного языка.
Пути развития диалогической речи.
Овладение диалогом невозможно без освоения языка и без воспитания культуры речи. Путь, по которому должно идти развитие речи у детей, ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы её выражения, к развёрнутой речи самого ребёнка. Таким образом, взрослый сначала учит ребёнка строить простые высказывания, затем соединять их между собой. В процессе перехода от диалога к монологу речь ребёнка приобретает произвольный характер. Это даёт возможность двинуться дальше – к планированию и составлению самостоятельного рассказа.
Методы развития диалога у детей со сверстниками.
• Создание игровых мотиваций на развёрнутое высказывание (не пересказать сказку, а поиграть в неё; не описать предмет, а загадать загадку; не составлять рассказ из коллективного опыта, а поделиться своими впечатлениями; не выучить монолог, а принять посильное участие в диалоге).
• Развивать умение слушать и слышать партнёра, поддерживать речевое и игровое взаимодействие.
• Наглядное моделирование в ходе игр – драматизаций, народных игр.
• Разгадывание загадок.
• Языковые игры.
• Совместное сочинение сказок.
• Игры – инсценировки, совместные инсценировки со взрослым.
• Дидактические игры, словесные игры.
• Рассказы из личного опыта не как монолог, а как диалог.
• Создание ситуации устного рассказа, когда ребёнок взрослому диктует своё сочинение.
Приёмы активизации речи, используемые в разных видах деятельности детей.
• Намеренные ошибки взрослого
• Творческие задания
• Моделирование
• Игры – загадки
• Постановка вопросов проблемного характера
• Выбор задания детьми
• Сравнение
• Столкновение мнений
• Игровые упражнения
• Сюрпризные моменты.
При подготовке материала была использована литература:
1. А. Арушанова «Речь и речевое общение детей» 2002 г.
2. В. Гербова «Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой». Журнал «Дошкольное воспитание» № 1,2,3 – 12. 1998г.
3. О. Н. Сомкова «О формах речевой работы по программе «Детство». Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2006г.
4. О. Н. Сомкова статья в сборнике «Методические советы к программе «Детство». СПб, «Детство – Пресс» 2001г.