Методические рекомендации «Организация туристических прогулок-походов в детском саду»

Марина Яборова
Методические рекомендации «Организация туристических прогулок-походов в детском саду»

Пояснительная записка

Введение:

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Ценными считаются те формы физической культуры, которые обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка. Одной из таких форм являются прогулки - походы с элементами туризма. Во-первых, они позволяют повысить двигательную активность ребёнка, улучшить физическую подготовку, укреплять его здоровье. Во-вторых, прогулки-походы, наряду с подвижными играми, способствуют формированию нравственных качеств, таких как коллективизм, гуманизм, патриотизм, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Актуальность:

Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.

Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет эти потребности ребят. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети насыщают свой организм кислородом, что благотворно действует на весь организм ребенка, повышается эмоциональный настрой и увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять сущность каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним, что способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др. Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Цель: Организация прогулки – похода в детском саду.

Задачи:

Оказать помощь педагогам и родителям в подготовке прогулки – похода.

Приобщение взрослых и детей к здоровому образу жизни.

Организаторы проведения прогулок - походов должны владеть определённой методикой по организации данного мероприятия. Он должен знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей, сезона и вида похода (пешеходный, велосипедный, лыжный). Лучшее время для похода сразу после завтрака. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.

Туристическая прогулка-поход – это форма организации туристической деятельности, предполагает кратковременное пребывание в природных условиях (3-4 часов) и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками.

Туристические – прогулки с дошкольниками за пределы детского сада рекомендуется проводить в осенне - зимний период, когда снижается возможность укусов клещей или в обязательном порядке применять меры безопасности, так как укусы могут нести опасность заражения серьёзным заболеванием энцефалитом. Педагоги и родители должны об этом помнить. Основная цель проведения прогулок - походов заключается в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, расширении функциональных возможностей растущего организма, развитии психофизических качеств, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. Данная цель достигается путем решения следующих задач.

Задачи:

1. Совершенствовать основные виды движений и обогащать двигательный опыт детей.

2. Развивать выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.

3. Расширять объем знаний в области туризма, краеведения.

4. Заинтересовать родителей в использовании детского туризма, как средства здорового семейного отдыха.

5. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе туристской деятельности.

Вся работа проходила в несколько этапов.

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе, педагогами дошкольного учреждения: старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп старшего и подготовительного к школе возраста разрабатывается план по приобщению детей к туризму.

На начальном этапе, воспитатели проводят беседы с детьми кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, рассказывают о правилах безопасности в походе, о бережном отношении к природе, о том, как оказать первую помощь, совместно с детьми просматривают слайды, видеоролики, читают художественную литературу, отгадывают загадки. Воспитатели вместе с детьми составляют свод правил поведения в походе и в лесу.

Правила поведения детей во время туристических походов:

Строго подчинятся воспитателю.

Не отлучатся одному, быть в поле зрения воспитателя.

Без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод.

Не мусорить.

Не оставлять товарищей в беде, помогать слабому, приходить на выручку.

Широко в работе с детьми используются дидактические игры: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста?»,

«Найди дорогу?», «Найди сокровища?», «Составь план местности» и т. д. Знакомят детей с местными достопримечательностями, животными и птицами, с местными растениями: деревьями, кустарниками, ягодами, грибами, и учит различать ядовитые растения.

Впоследствии организуются сюжетно – ролевые игры с внесением необходимых туристических принадлежностей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр (мяч, бадминтон, серсо, что значительно повышает интерес детей к туризму.

Для родителей воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей», «Лесные забавы». В целях просвещения и оказания методической помощи для родителей можно распространить буклеты, информационные листки: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми».

В свою очередь, тема туризма хорошо мотивирует детей на двигательную активность. Во время занятий по физической культуре дети с большим интересом учатся прыгать в длину с места (через ручеёк, лазать по гимнастической лестнице (как альпинисты, ходить по узкой рейке (по бревну, подлезать под дугу и т. д. По подготовке к туристическому походу проводятся следующие виды занятий:

комплексные;

игровые,

сюжетно-игровые;

круговые тренировки,

занятия-тренировки,

занятия-соревнования,

прогулки-разведки,

прогулки-поиски

по темам:

«Мы ловкие»,

«Развиваем силу»,

«Зима спортивная пора»,

«Подружись с ракеткой»,

«Путешествие на Необитаемый остров»,

«Тренировка, тренировка, кто из вас сегодня ловкий»,

«Мы- туристы»,

«Юный турист»,

«Я хочу быть выносливым» и т. д.

Полученные детьми необходимые знания и навыки в области туризма в дальнейшем широко используются ими в организуемых походах – прогулках.

Виды прогулок-походов:

Спортивные (полоса препятствий, кросс, катание на лыжах, на горках, подвижные игры на природе)

Познавательные (знакомство с окружающим миром, достопримечательностями)

Оздоровительные (прогулки в лесной зоне с использованием здоровьесберегающих технологий)

Экологические (акции «Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение»)

Основной этап: Подготовка к прогулке – походу.

Прежде чем отправиться в поход с воспитателями группы и родителями воспитанников проводится предшествующая работа, которая включает в себя:

1. Определить безопасный маршрут, спланировать мероприятие, согласовав его с администрацией ДОУ;

2. Выбранный маршрут тщательно изучить, пройти руководителю похода;

3. Определение физической нагрузки учитывается ряд факторов:

а) возраст детей;

б) уровень двигательной подготовки;

в) состояние здоровья;

с) вид похода;

д) погодные и климатические условия.

4. Привлечь родителей воспитанников к участию в походе;

5. Подготовить необходимое снаряжение;

6. Провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения со всеми участниками

Основные положения инструкции по охране жизни и здоровья детей в походе:

С детьми идут не менее двух взрослых.

Воспитатели должны хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка и иметь в наличие походную аптечку.

Одежда должна соответствовать сезону, у участников похода должна быть удобная обувь.

Взрослые должны знать ядовитые травы, грибы, ягоды растущие в данной местности.

Учитывать индивидуальные физические возможности ребёнка.

При переходе улиц и движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.

Медицинская сестра формирует группы детей на основе состояния их здоровья, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Воспитатели извещают родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви детей, о том что должен взять ребёнок с собой в поход включая перекус (нельзя брать скоропортящиеся продукты: колбасные изделия, пирожные, молочные продукты, газированные напитки).

Инструктор по физической культуре разрабатывает маршрут похода – прогулки, определяет цель, назначает день, время сбора. В содержание похода-прогулки включаются: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные, спортивные и дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привала. Элементы спортивных игр и упражнений, эстафеты, подвижные игры используются для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений.

Структура прогулки – похода

1. Сбор. Инструктор и воспитатель должен внимательно осмотреть детей, чтобы они были одеты по погоде, провести беседу о передвижение детей к привалу (не отставать, соблюдать ПДД).

2. Движение к месту отдыха (30 мин.)

3. Остановка, привал, закрепление правил безопасности на местности(10мин).

4. Движение по разработанному плану маршрута с преодолением естественных препятствий, наблюдение за окружающей природой, сбор природного материала (25- 30 мин).

По ходу движения с воспитанниками по маршруту педагоги напоминают о необходимости бережного отношения ко всему окружающему, приглашают детей к участию в практических делах по охране природы. Можно использовать сказочных героев: Лесовечок, Пират, Осень, Забавушка, Медведь и т. д. в зависимости от темы и поставленных задач прогулки - похода.

5. Привал. Перекус (10-15мин).

Воспитатель со своими помощниками накрывают общий стол, детям объясняется, что в походе принято угощать своих спутников и объединять еду. Закрепляются гигиенические навыки.

6. Игры и игровые упражнения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность (30 мин).

На этом этапе с детьми организуются подвижные игры и эстафеты; детям даётся время для самостоятельных занятий активной двигательной деятельностью с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, хоккей на траве, бадминтон; упражнения на дыхание: «Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт»; игры на внимание «Деревья - кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки» и т. д.

7. Сбор. Детей собирают на минуту отдыха, где детям предлагается по отгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье. А также можно предложить детям спеть любимые песни. Далее дети собирают свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание уделяется на сбор и утилизацию мусора (10 мин).

8. Возвращение в детский сад (35-40 мин). На обратную дорогу по возвращению детей в детский сад на 5-10 мин. отводится больше, т. к. скорость движения будет ниже.

Заключительный этап:

На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что детям понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют с помощью педагога свои действия в походе, делают выводы о влиянии похода на укрепление своего здоровья, делают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные в походе впечатления, делятся с родителями полученным эмоциональным зарядом.

Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.

С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы- туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.

Родителям вместе с детьми можно предложить изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.

Такой взаимосвязью форм и видов работы обеспечивается целостность всего воспитательно-образовательного процесса. Прогулки – походы могут стать эффективным средством решения оздоровительных задач, оказывать влияние как на физическое, так и на всестороннее развитие личности дошкольника.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей «Адаптация в детском саду» Детский сад- это новая ступень в жизни, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это первый опыт социализации в обществе, для родителя.

Организация питания в детском саду Доклад в форме вопрос-ответ на районном семинаре «Культура питания» "Организация питания в детском саду" Культура питания подразумевает.

Гимнастика после сна в детском саду. Методические рекомендации по проведению Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Методические рекомендации для педагогов «Организация досуговой деятельности в каникулярное время» Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Методические рекомендации.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Методические рекомендации «Организация проблемных ситуаций в режимные моменты» Тема: «Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Транспорт» Животные Африки.

Перспективный план двигательных прогулок, прогулок-походов, экскурсий в средней группе «Первое путешествие» Перспективный план двигательных прогулок, прогулок- походов, экскурсий в средней группе. ОСЕНЬ. 1. «Первое путешествие» Место: озеро Вид:.

Рекомендации родителям «Первые дни ребенка в детском саду» Многие родители старательно готовятся к первому посещению детского сада – общаются с более опытными родителями, читают литературу, посещают.

Рекомендации родителям по адаптации ребенка в детском саду Рекомендации родителям по адаптации ребенка в детском саду. Уважаемые родители! Поступление в детский сад – важный и новый период в жизни.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Методические рекомендации «Организация туристических прогулок-походов в детском саду»
Опубликовано: 21 января 2018 в 15:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...
Фотоотчет «Осенний альбом»
Сегодня, дорогие коллеги, хочу познакомить вас с "Осенним альбомом". Лет десять назад в нашей группе был реализован проект "Времена года". И одним из...
Конспект наблюдения за берёзой в октябре в средней группе
Цели: продолжение знакомства с березой. Задачи: - учить выделять характерные признаки дерева и изменения, связанные с временем года; - воспитывать...