Ирина Молчанова
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды в связи с введение ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно- пространственной среды в связи с введение ФГОС ДО в группах детского сада.
(подготовила старший воспитатель МДОУ «Оршинский детский сад»И. В. Молчанова)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед дошкольным учреждение встал вопрос о грамотной организации развивающей предметно пространственной среды в ДОУ. Опираясь на требования,прописанные в ФГОС, при организации развивающей предметно пространственной среды следует ее моделировать, так, чтобы ребенок мог получать и расширять свои знания по всем пяти направлениям развития : социально–коммуникативному, речевому, познавательному, художественному творчеству, физкультурному. Что в свою очередь способствует максимальному развитию личности ребенка
Публикация «Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды в связи с введение ФГОС» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Педагог должен помнить, что:
При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущая роль отводится игровой деятельности. Поэтому
1. В группе должны быть пространства (для игры, конструирования, уединения, экспериментирования, исследовательской деятельности, режиссерских постановок, продуктивной деятельности и пр., а также разнообразие наглядных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
2. Среда группы должна меняться в зависимости от темы недели (наглядный материал,дидактические игры,сюжетно - ролевые игры, художественная литература, выставка детских работ, связана с темой недели)
3. Среда формируется с учетом возраста детей, их интересов и возможностей, а также психологических особенностей
4. Материал для игровой деятельности не должен находиться в труднодоступном месте. Обеспечение свободного доступавоспитанников к игрушкам, дидактическим играм, пособиям, исследовательскому материалуи др. - одно из требований ФГОС.
5. Детская мебель, различные мягкие модули, ширмы и др. могут быть использованыдетьми по разному назначению.
6. Смена игрового материала должна стимулировать двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
7. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней, обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре, поэтому хорошо, если среди игрового материала есть технические игрушки, механические предметы, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы, выполняющие определенные движения, роботы-трансформеры,магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы с гирьками, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, материал для составления коллекций.
7. В групповой комнате необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужныстроительные инструменты,конструкторы, атрибуты для игр, отражающих мужские профессии,журналы с машинами, самолетами, схемы для строительства, конструирования и т. д. Девочкам в игре потребуются предметы женской одежды, украшения,бижутерия, журналы мод, выкройки одежды для кукол, материал для моделирования одежды, атрибуты,отражающие женские профессии т. п.
8. В развивающей предметно пространственной среде старших дошкольников долженбыть материал, стимулирующий развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире,мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, открытки.
9. Располагая необходимый материал и предметы в опытно экспериментальной зоне необходимо его обозначить: картинкой с опытнической деятельностью детей или рисунками с опытами.
10. Для организации режиссерских игр необходим материал из книг, наглядных пособий, аудио кассет и видео записей.
11. Наличие в групперазнообразных подручных средств (нити, тесьма, веревки, коробочки, проволочки, палочки, ленточки) способствуют тому,что ребенок может творчески использовать его при решении той или иной задачи)Желательно, чтобы в группе подручный материал располагался в нескольких активных центрах,например в продуктивной, игровой зоне для мальчиков, для девочек, в театрализованном центре активности и т. д.
12. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
13. Среда должна быть безопасной. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).
Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его склонности, интересы. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.