Анастасия Цайгер
Методические рекомендации по использованию песочной доски для рисования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Какой ребёнок не любит возиться в песке? А ведь это, казалось бы, незамысловатое развлечение многих поколений детей имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочная терапия сегодня – это эффективный способ помочь ребёнку дошкольного возраста вырасти гармоничной и целостной личностью.
Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Так как направление деятельности детского сада в работе с детьми является экологическое воспитание, то мне в работе очень помогают столы с песком, которые имеют самый что не наесть экологический материал.
Публикация «Методические рекомендации по использованию песочной доски для рисования в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Его мельчайшие песчинки активизируют нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а, значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Цели и задачи в педагогической работе с песочными столами :
1. Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
2. Снимают мышечное напряжение.
3. Помогают ребенку чувствовать себя защищенным.
4. Развивают активность, расширяют жизненный опыт.
5. Стабилизируют эмоциональные состояния.
6. Позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью.
7. Преодолевают комплекс «плохого художника».
8. Развивают творческие действия.
9. Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку.
10. Способствуют расширению словарного запаса.
При организации работы рисованием песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Совместная деятельность должна проходить в доброжелательной творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
2. Структуру совместной работы необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
Поддерживать ребенка в поиске ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами;
Ценить природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».
5. Желательно, чтобы дети работали стоя - так у них больше свободы движений.
6. Желательно использовать Кварцевый песок. Это идеальный вариант расходника. Кварцевые песчинки ровные, примерно одинаковой формы
7. Нобходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил:
Категорически нельзя бросаться песком;
Перед началом и по окончании занятий с песком, необходимо мыть руки;
Если песок рассыпался на стол или на пол собрать или подмести его.
8. Можно использовать Антистатик. Подойдет распылитель для синтетической одежды. Нужен, чтобы песчинки не сцеплялись, материал был рассыпчатым после многоразового использования. Антистатик распыляют на стекло перед каждым уроком.
9. Обновляйте расходники 1–2 раза в три месяца, если дошкольник увлечен процессом, он рисует ежедневно.
Советы по организации работы рисованием песком.
Совместную деятельность с ребенком желательно проводить в форме сказки или игры. Можно включить спокойную музыку, затемняется освещение. Это позволяет ребенку глубже и легче погрузиться в состояние игры или сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Для активизации внимания ребенка в начале работы предлагаются стихотворные разминки. Например:
Начинаем наши игры! Как учит Фея Эльфов,
Ты подвигайся вперед! Чтоб вызвать их старание:
До чего же вы ребята, «Повесь-ка свои ушки
Удивительный народ. На гвоздичек внимания!»
Дети могут работать с песочным столом, повернув его к себе длинной (портретный формат) или более короткой (ландшафтный формат) стороной.
Упражнение «Поздороваемся с песком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую.
«Песочный дождик». Рассказываем, о том, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Показываем, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на вторую ладонь, на ладонь другого человека. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, а педагог насыпает песок на палец. Ребенок должен назвать этот палец. Если он еще не умеет их называть, то пусть откроет глаза и покажет, куда сыпался песок. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
«Песочная картина». Ребенок рисует на гладкой песчаной поверхности какое-либо изображение, педагог отгадывает. А потом меняются ролями.
«Эмоции». Ребенок или педагог на песке рисуют лица, выражающие эмоции: радость, злость, печаль, страх и т. д. Можно спросить, что случилось с этим человеком, и что он будет делать дальше.
«Нарисуй свое настроение». Предлагается ребенку нарисовать картину изображающую его настроение и подобрать световой фон.
«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т. е. молнию.
«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать игрушку в песок). Необходимо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые потеряли свою листву или засохли. Не будьте категоричны, не спишите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, настроения.
«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, клена) обвести по контору песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.
«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик, предложить это же сделать ребенку (обвести его по насыпанному песку). Он упругий, веселый по характеру (можно подрисовать ему рожицу и ножки, а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции, почти не подскакивает.
«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди, б) на паруснике неприятели – пираты.
«Необыкновенные следы». Разным способом: кончиком пальца, ребром руки, тремя пальцами, кулаком отпечатать следы и сказать, чьи они.
«Идут медвежата». Ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы». Кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки». Ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки – паучки». Ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
«Дорисуй предмет». Педагог рисует какую-либо фигуру, ребенок подрисовывает части и получается рисунок.
«Узоры на песке». Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые/ сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики и лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.
«Бусы для мамы». Провести изогнутую линию на песке, а затем «нанизывать» разные по форме и величине геометрические фигуры.
«Страна слов». Написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать нужную букву.
«Нарисуй цифры». Ребенку предлагается по образцу написать цифры или решить примеры и задачи.
«Напиши буквы». Предлагается написать буквы или слова.
«Сочини сказку». Нарисовать сюжет или несколько сюжетов и придумать сказку или рассказ.
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»
Карл Густав Юнг