Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий. Дидактические игры, упражнения и задания
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий
Употребление в речи наречий позволяет, во-первых, более точно и всесторонне охарактеризовать действия, во-вторых, указать признак имени существительного («дом напротив», в-третьих, обозначить меру или степень качества имени прилагательного («чрезвычайно интересная книга»). С точки зрения структуры предложения, введение наречия позволяет распространять предложения обстоятельствами («Машина быстро мчалась по дороге.») или определениями («Петя живёт в доме напротив.»). Иногда наречия могут выступать в роли сказуемого («Мне холодно.»).
Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий, Дидактические игры, упражнения и задания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Предлагаю вести работу по усвоению правильного употребления наречий детьми с ОНР по следующим основным направлениям:
1. Формирование умения выделять действия из наглядной ситуации и развитие понимания, что действия отличаются друг от друга своими признаками.
2. Накопление словаря.
3. Формирование умения выделять признаки действий по вопросам куда? где? как? когда? сколько? и др. и правильно отвечать на эти вопросы.
4. Формирование умения самостоятельно задавать вопросы куда? где? как? когда? и др.
Рассмотрим последовательность работы по усвоению смысловых групп наречий. Деление на этапы весьма условно.
1 этап. Практическое овладение пространственным значением, т. е. усвоение наречий, обозначающих место, отвечающих на вопросы куда? откуда? (там, здесь, туда, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, позади и др.).
Дидактические игры и упражнения: "Куда едет машина?", "Куда ползет гусеница?", "Где кукла?", "Откуда слышен звук?", "Здесь, там", "Куда бросили мяч?".
2 этап. Усвоение наречий, обозначающих качество (образ) действия, отвечающих на вопросы как? каким образом? (хорошо, плохо, быстро, медленно, правильно и др.).
Дидактические игры и упражнения: "Настроение", "Расскажи, как передвигается", "Поступки".
3 этап. Усвоение наречий модальности (можно, нельзя, надо).
Дидактическая игра "Правила".
4 этап. Практическое овладение временными отношениями, т. е. формирование умения составлять предложения со словосочетаниями «наречие + глагол в настоящем или прошедшем времени». Наречия обозначают время действия и отвечают на вопрос когда? (сейчас, вчера, сегодня, завтра, рано, поздно).
Дидактические игры и упражнения: "Режим дня", "Времена года".
5 этап. Практическое овладение умением составлять предложения со словосочетаниями «наречие + глагол», выражающими количественные отношения. Наречия обозначают меру, количество и отвечают на вопрос сколько? (много, мало).
Дидактическая игра "Много, мало".
6 этап. Образование отрицательных наречий от вопросительных с помощью приставок не- и ни- (нигде, никогда, негде, некуда и др.).
Дидактические игры, упражнения и задания, используемые для усвоения детьми с ОНР наречий
Все игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти и мышления.
«Куда бросили мяч?»
Цель: Учить детей различать и правильно употреблять наречия «далеко», «близко».
Оборудование: Мяч.
Содержание:
I вариант
Логопед бросает мяч и просит детей внимательно посмотреть, подумать и сказать, куда он бросил мяч - далеко или близко. Затем кто-то из детей бросает мяч.
Образец: Саша бросил мяч далеко.
II вариант
Логопед (или ведущий) даёт инструкцию, куда бросить мяч. Дети выполняют и составляют предложение по демонстрируемому действию.
«Куда едет машина?»
Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «вправо», «влево», «направо», «налево», «вверх», «вниз», «вперёд», «назад».
Оборудование: 2 машинки, карта.
Содержание:
I вариант
Машинка выехала из гаража. Логопед (ведущий) передвигает машинку. Куда поехала машинка?
Образец: Машинка поехала вперёд.
II вариант
Логопед тихо даёт инструкцию, ребёнок передвигает машинку. Дети составляют предложение по демонстрируемому действию.
Образец: Петина машинка повернула направо.
«Куда ползёт гусеница (муравей?»
Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Оборудование: Дерево, гусеница (муравей).
Содержание: Логопед (или ведущий по инструкции логопеда) передвигает гусеницу (муравья). Дети составляют предложения.
Образец: Гусеница ползёт вверх по дереву.
«Откуда слышим звук?»
Цель: Учить детей слышать неречевые звуки и определять их направление, различать и правильно употреблять в речи наречия «слева», «справа», «спереди», «сзади».
Оборудование: Бубен (колокольчик, дудочка).
Содержание: Логопед бьёт в бубен (играет на дудочке). Дети определяют, откуда слышен звук.
«Здесь, там»
Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «здесь», «там».
Оборудование: 2 стола, игрушки.
Содержание: На двух столах лежат разные игрушки.
I вариант
Надо перечислить, какие игрушки лежат здесь, а какие - там.
II вариант
Логопед спрашивает, где находится какая-либо игрушка, ребёнок отвечает. Образец: Кукла здесь. Машинка там.
«Где кукла?»
Цель: Закрепить в речи детей наречия «впереди», «позади», «слева», «справа», «вверху», «внизу».
Оборудование: Набор картинок или кукла и предметы.
Содержание:
I вариант
Логопед показывает куклу и сажает её слева от стула, справа от стула. Дети отвечают на вопрос «Где сидит кукла?»
II вариант
Детям раздают картинки. Надо составить предложение по своей картинке.
Образец: Кукла стоит слева от стула.
«Найди игрушку»
Цель: Активизировать в речи детей наречия «налево», «направо», «вперёд», «назад».
Оборудование: Игрушка.
Содержание: Ведущий выходит из комнаты. Дети с логопедом прячут игрушку. Ведущий возвращается. Он должен найти игрушку.
I вариант
Дети с логопедом направляют движения ведущего: «пойди прямо», «поверни направо».
II вариант
Сразу дается полная инструкция из двух – четырех действий: «Сделай три шага прямо, поверни налево, сделай два шага вперед, поверни направо.»
«Много, мало»
Цель: Учить детей различать понятия «много - мало», составлять предложения с этими наречиями.
Оборудование: Карточки с изображениями предметов.
Содержание: У детей карточки с предметами.
I вариант (лёгкий)
Логопед говорит «много», поднимают карточки те дети, у которых на карточках много предметов.
II вариант
Дети составляют предложения по своим карточкам.
Образец: У меня много вишен. У меня мало яблок.
«Настроение»
Цель: Активизировать в речи детей наречия, обозначающие качество действия.
Оборудование: Картинки с изображением лиц, выражающих разное настроение.
Содержание: У детей картинки.
I вариант
Логопед называет качество действия «грустно», «весело», и т. п. Ребёнок показывает соответствующие картинки.
II вариант
Дети составляют предложения по картинкам.
Образец: Девочка весело смеётся.
«Расскажи, как передвигается»
Цель: Активизировать в речи детей наречия, обозначающие качество движения, составлять с ними предложения.
Оборудование: Набор картинок.
Содержание: У детей картинки. Надо составить предложения.
Образец: Лиса осторожно крадётся. Машина быстро едет. Белка ловко прыгает.
«Поступки»
Цель: Воспитывать умение анализировать поступки людей, составлять распространённое предложение по сюжетной картинке.
Оборудование: Набор сюжетных картинок.
Содержание: Надо составить предложение по сюжетной картинке и определить, хорошо или плохо поступает герой картинки.
Образец: Девочка поливает цветы. Она поступает хорошо.
«Правила»
Цель: Воспитывать умение анализировать поступки людей, составлять распространённое предложение по сюжетной картинке.
Оборудование: Набор сюжетных картинок.
Содержание:
I вариант
У детей картинки. Логопед называет «можно», дети поднимают соответствующую картинку.
II вариант
У каждого ребёнка несколько картинок. Надо разделить их на две группы: что можно и что нельзя делать.
III вариант (для детей с высоким уровнем речевого развития)
У детей картинки. Надо составить по ним предложения. Дети сами формулируют правила поведения.
Образец: Нельзя есть суп руками. Нельзя перебегать дорогу на красный свет.
«Режим дня»
Цель: Учить детей употреблять наречия времени.
Содержание: Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.
Образец:
Л: Когда ты идёшь в детский сад?
Р: Утром.
Л: Когда ты смотришь «Спокойной ночи малыши»?
Р: Вечером.
«Времена года»
Цель: Учить детей употреблять наречия времени.
Оборудование: Набор сюжетных картинок.
Содержание: Логопед задаёт вопросы, ребёнок отвечает с опорой на сюжетную картинку.
Образец:
JI: Когда тает снег?
Р: Снег тает весной.
Л: Когда солнце встаёт летом?
Р: Летом солнце встаёт рано.
Л: Сколько листочков на деревьях летом?
Р: Летом на деревьях много листочков.
«Сделай, не ошибись»
Цель: Закрепить в речи детей наречия "справа", "слева", "впереди", "позади". Содержание: Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы.
Образец: Встань так, чтобы стол был справа от тебя. Где стол?
«Добавь слова»
Цель: Активизировать в речи детей наречия "справа", "слева", "впереди", "позади".
Оборудование: Мяч.
Содержание: Дети встают в круг. Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: "справа", "слева", "впереди", "позади". Образец: Стол стоит справа.