МААМ-картинки

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий. Дидактические игры, упражнения и задания

Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий. Дидактические игры, упражнения и задания

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий

Употребление в речи наречий позволяет, во-первых, более точно и всесторонне охарактеризовать действия, во-вторых, указать признак имени существительного («дом напротив», в-третьих, обозначить меру или степень качества имени прилагательного («чрезвычайно интересная книга»). С точки зрения структуры предложения, введение наречия позволяет распространять предложения обстоятельствами («Машина быстро мчалась по дороге.») или определениями («Петя живёт в доме напротив.»). Иногда наречия могут выступать в роли сказуемого («Мне холодно.»).

Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий, Дидактические игры, упражнения и задания» размещена в разделах

Предлагаю вести работу по усвоению правильного употребления наречий детьми с ОНР по следующим основным направлениям:

1. Формирование умения выделять действия из наглядной ситуации и развитие понимания, что действия отличаются друг от друга своими признаками.

2. Накопление словаря.

3. Формирование умения выделять признаки действий по вопросам куда? где? как? когда? сколько? и др. и правильно отвечать на эти вопросы.

4. Формирование умения самостоятельно задавать вопросы куда? где? как? когда? и др.

Рассмотрим последовательность работы по усвоению смысловых групп наречий. Деление на этапы весьма условно.

1 этап. Практическое овладение пространственным значением, т. е. усвоение наречий, обозначающих место, отвечающих на вопросы куда? откуда? (там, здесь, туда, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, позади и др.).

Дидактические игры и упражнения: "Куда едет машина?", "Куда ползет гусеница?", "Где кукла?", "Откуда слышен звук?", "Здесь, там", "Куда бросили мяч?".

2 этап. Усвоение наречий, обозначающих качество (образ) действия, отвечающих на вопросы как? каким образом? (хорошо, плохо, быстро, медленно, правильно и др.).

Дидактические игры и упражнения: "Настроение", "Расскажи, как передвигается", "Поступки".

3 этап. Усвоение наречий модальности (можно, нельзя, надо).

Дидактическая игра "Правила".

4 этап. Практическое овладение временными отношениями, т. е. формирование умения составлять предложения со словосочетаниями «наречие + глагол в настоящем или прошедшем времени». Наречия обозначают время действия и отвечают на вопрос когда? (сейчас, вчера, сегодня, завтра, рано, поздно).

Дидактические игры и упражнения: "Режим дня", "Времена года".

5 этап. Практическое овладение умением составлять предложения со словосочетаниями «наречие + глагол», выражающими количественные отношения. Наречия обозначают меру, количество и отвечают на вопрос сколько? (много, мало).

Дидактическая игра "Много, мало".

6 этап. Образование отрицательных наречий от вопросительных с помощью приставок не- и ни- (нигде, никогда, негде, некуда и др.).

Дидактические игры, упражнения и задания, используемые для усвоения детьми с ОНР наречий

Все игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти и мышления.

«Куда бросили мяч?»

Цель: Учить детей различать и правильно употреблять наречия «далеко», «близко».

Оборудование: Мяч.

Содержание:

I вариант

Логопед бросает мяч и просит детей внимательно посмотреть, подумать и сказать, куда он бросил мяч - далеко или близко. Затем кто-то из детей бросает мяч.

Образец: Саша бросил мяч далеко.

II вариант

Логопед (или ведущий) даёт инструкцию, куда бросить мяч. Дети выполняют и составляют предложение по демонстрируемому действию.

«Куда едет машина?»

Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «вправо», «влево», «направо», «налево», «вверх», «вниз», «вперёд», «назад».

Оборудование: 2 машинки, карта.

Содержание:

I вариант

Машинка выехала из гаража. Логопед (ведущий) передвигает машинку. Куда поехала машинка?

Образец: Машинка поехала вперёд.

II вариант

Логопед тихо даёт инструкцию, ребёнок передвигает машинку. Дети составляют предложение по демонстрируемому действию.

Образец: Петина машинка повернула направо.

«Куда ползёт гусеница (муравей?»

Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Оборудование: Дерево, гусеница (муравей).

Содержание: Логопед (или ведущий по инструкции логопеда) передвигает гусеницу (муравья). Дети составляют предложения.

Образец: Гусеница ползёт вверх по дереву.

«Откуда слышим звук?»

Цель: Учить детей слышать неречевые звуки и определять их направление, различать и правильно употреблять в речи наречия «слева», «справа», «спереди», «сзади».

Оборудование: Бубен (колокольчик, дудочка).

Содержание: Логопед бьёт в бубен (играет на дудочке). Дети определяют, откуда слышен звук.

«Здесь, там»

Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «здесь», «там».

Оборудование: 2 стола, игрушки.

Содержание: На двух столах лежат разные игрушки.

I вариант

Надо перечислить, какие игрушки лежат здесь, а какие - там.

II вариант

Логопед спрашивает, где находится какая-либо игрушка, ребёнок отвечает. Образец: Кукла здесь. Машинка там.

«Где кукла?»

Цель: Закрепить в речи детей наречия «впереди», «позади», «слева», «справа», «вверху», «внизу».

Оборудование: Набор картинок или кукла и предметы.

Содержание:

I вариант

Логопед показывает куклу и сажает её слева от стула, справа от стула. Дети отвечают на вопрос «Где сидит кукла?»

II вариант

Детям раздают картинки. Надо составить предложение по своей картинке.

Образец: Кукла стоит слева от стула.

«Найди игрушку»

Цель: Активизировать в речи детей наречия «налево», «направо», «вперёд», «назад».

Оборудование: Игрушка.

Содержание: Ведущий выходит из комнаты. Дети с логопедом прячут игрушку. Ведущий возвращается. Он должен найти игрушку.

I вариант

Дети с логопедом направляют движения ведущего: «пойди прямо», «поверни направо».

II вариант

Сразу дается полная инструкция из двух – четырех действий: «Сделай три шага прямо, поверни налево, сделай два шага вперед, поверни направо.»

«Много, мало»

Цель: Учить детей различать понятия «много - мало», составлять предложения с этими наречиями.

Оборудование: Карточки с изображениями предметов.

Содержание: У детей карточки с предметами.

I вариант (лёгкий)

Логопед говорит «много», поднимают карточки те дети, у которых на карточках много предметов.

II вариант

Дети составляют предложения по своим карточкам.

Образец: У меня много вишен. У меня мало яблок.

«Настроение»

Цель: Активизировать в речи детей наречия, обозначающие качество действия.

Оборудование: Картинки с изображением лиц, выражающих разное настроение.

Содержание: У детей картинки.

I вариант

Логопед называет качество действия «грустно», «весело», и т. п. Ребёнок показывает соответствующие картинки.

II вариант

Дети составляют предложения по картинкам.

Образец: Девочка весело смеётся.

«Расскажи, как передвигается»

Цель: Активизировать в речи детей наречия, обозначающие качество движения, составлять с ними предложения.

Оборудование: Набор картинок.

Содержание: У детей картинки. Надо составить предложения.

Образец: Лиса осторожно крадётся. Машина быстро едет. Белка ловко прыгает.

«Поступки»

Цель: Воспитывать умение анализировать поступки людей, составлять распространённое предложение по сюжетной картинке.

Оборудование: Набор сюжетных картинок.

Содержание: Надо составить предложение по сюжетной картинке и определить, хорошо или плохо поступает герой картинки.

Образец: Девочка поливает цветы. Она поступает хорошо.

«Правила»

Цель: Воспитывать умение анализировать поступки людей, составлять распространённое предложение по сюжетной картинке.

Оборудование: Набор сюжетных картинок.

Содержание:

I вариант

У детей картинки. Логопед называет «можно», дети поднимают соответствующую картинку.

II вариант

У каждого ребёнка несколько картинок. Надо разделить их на две группы: что можно и что нельзя делать.

III вариант (для детей с высоким уровнем речевого развития)

У детей картинки. Надо составить по ним предложения. Дети сами формулируют правила поведения.

Образец: Нельзя есть суп руками. Нельзя перебегать дорогу на красный свет.

«Режим дня»

Цель: Учить детей употреблять наречия времени.

Содержание: Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.

Образец:

Л: Когда ты идёшь в детский сад?

Р: Утром.

Л: Когда ты смотришь «Спокойной ночи малыши»?

Р: Вечером.

«Времена года»

Цель: Учить детей употреблять наречия времени.

Оборудование: Набор сюжетных картинок.

Содержание: Логопед задаёт вопросы, ребёнок отвечает с опорой на сюжетную картинку.

Образец:

JI: Когда тает снег?

Р: Снег тает весной.

Л: Когда солнце встаёт летом?

Р: Летом солнце встаёт рано.

Л: Сколько листочков на деревьях летом?

Р: Летом на деревьях много листочков.

«Сделай, не ошибись»

Цель: Закрепить в речи детей наречия "справа", "слева", "впереди", "позади". Содержание: Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы.

Образец: Встань так, чтобы стол был справа от тебя. Где стол?

«Добавь слова»

Цель: Активизировать в речи детей наречия "справа", "слева", "впереди", "позади".

Оборудование: Мяч.

Содержание: Дети встают в круг. Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: "справа", "слева", "впереди", "позади". Образец: Стол стоит справа.

Публикации по теме:

Презентация «Легче-выше-тяжелее» Презентация "Легче-выше-тяжелее" разработана с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста умения правильно употреблять в речи.

Конспект логопедического занятия по теме «Фрукты» Цель: -Закрепление произношения звука У - уточнение артикуляции звука У -закрепление падежных окончаний имени существительного -образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий. Дидактические игры, упражнения и задания
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 19:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД