светлана власова
Методические рекомендации по организации предметно-игровой среды в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации предметно-игровой среды в подготовительной
к школе группе
Содержание
1. Аннотация. 3
2. Пояснительная записка …. 4
3. Содержание методических рекомендаций …5
4. Заключение ….8
5. Литература …. 9
1. Аннотация
Данная методическая разработка посвящена организации предметно – игровой среды в подготовительной к школе группе в ДОУ. Правильно
Публикация «Методические рекомендации по организации предметно-игровой среды в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
организованная игровая среда будет оказывать влияние на развитие
гармоничной личности.
Следовательно, игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Через предметно-игровую среду, возможно, воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру.
Для этого нужно разместить оборудования по принципу нежесткого
Центрирования, что позволит детям объединиться в подгруппы по интересам в центре конструирования, искусства, игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной, природы и экспериментирования; грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) и т. д.
2. Пояснительная записка.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Необходимо учитывать следующие образовательные образы :
- социально-коммуникативное;
-познавательное;
-речевое;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Содержание методических рекомендаций
Процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
- создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
-предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
-ввести стиль взаимоотношений,обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
-активно искать пути, способы и средства максимального полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
-ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:
-принцип открытости;
-гибкого зонирования;
-стабильности - динамичности развивающей среды;
-полифункциональности;
-принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»
Историческая справка
В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орловой, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
-каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
-обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы и реализуются во взаимосвязи с другими видами деятельности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности : витальные, социальные, духовные.
Организация предметно-игровой среды в дошкольных учреждениях. Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Жизненное пространство детей должно отвечать двум граням:
1) Оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающему в его безопасности и стабильности;
2) Иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.
Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития.
Предметно-игровая среда в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям:
- включать элементы новизны;
- являться многофункциональной;
- содержать умеренный элемент риска.
У дошкольников подготовительной к школе группе появляется потребность «выпасть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающее в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой – служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.
Существуют «мальчишеские» и «девчоночьи» места.
Мальчика для овладения требуется в два раза больше пространства, и они более склонны к его исследованию и реорганизации.
Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.
Помимо этого должны быть места для игр : глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.
Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только,например, успокоиться,но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния».
Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:
-модульная мебель для дидактических,развивающих и настольно-печатных игр;
-игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр;
-игровые макеты для режиссерских игр и игр – макетирований;
-уголки ряженья для организации игр по созданию образов;
-неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;
-исследовательский, для организации игр – экспериментирований;
-сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр;
-уголок для конструктивно-строительных игр (большие и малые конструкторы, конструктор Лего).
Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием.
4. Заключение
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Планета детства имеет свой стиль, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, дошкольник формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников.
Литература :
1. Власова С. С. Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка (Текст) / С. С. Власова // Педагогика : традиции и инновации:материалы V международной научной конференции. (г. Челябинск, июнь 2014г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2014 - С. 169-171.
2. Новоселова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках : Советы психолога. М. ,1992-16 с.
3. Новоселова С. Л. Система «Модуль – игра» Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. -М. :ООФ «Социальное развитие России»,2004.-40с.