Папки-передвижки

Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5–6 классах

Елена Иванова
Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5–6 классах

Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5-6 классах.

Учитель биологии

Иванова Елена Александровна

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на основной ступени общего образования, формирования познавательных универсальных учебных действий является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельности, обеспечивающие сочетание различных видов познавательной деятельности. При этом могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Публикация «Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5–6 классах» размещена в разделах

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

• эта деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

• тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

• деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. ;

• необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.

Учебный проект – это способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом; способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.

Если внимательно вчитаться в эти формулировки, то можно заметить, что для учителя самым ценным в методе проектов является процесс, так как он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов. А учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Для того чтобы пользоваться методом проектов как средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе, что лежит в основе типологии проектов, чтобы грамотно выбирать необходимый тип проекта для достижения дидактической цели. Вот почему вопросы типологии учебных проектов широко обсуждаются в специальной литературе.

Типология проектов по предметно-содержательной области

Монопроекты - разрабатываются в рамках одного предмета с выбором наиболее сложных разделов; не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты - затрагивают два-три предмета.

По продолжительности выполнения

Мини-проекты укладываются в один урок, или являющиеся фрагментом урока.

Краткосрочные проекты разрабатываются на 4-6 уроках.

Долгосрочные проекты реализуются в течение месяца или нескольких месяцев.

Подготовка к проведению урока с использованием проектной методики

В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. Как правило, в качестве способа проверки знаний используются традиционные тесты, основанные на стандартах, опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы.

В век ответственности за собственные поступки, проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения.

В проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Учителя организуют учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с образовательными стандартами.

Подготовка к уроку (ам)проекту (ам) осуществляется минимум за 1 неделю.

1. Подбор темы урока-проекта.

Рассмотрите календарно-тематическое планирование и определите методическую тему проекта и длительность проекта. Помните, что при изучении не всех тем применим метод проектов.

Определив методическую тему (по КТП, продумайте тему творческую, но её можно изменить по желанию учащихся.

2. Выбор соответствующих стандартов.

• Проанализируйте федеральные государственные образовательные стандарты по предмету, а также по смежным с ним предметам.

• Определите те УУД, которым необходимо научить школьников, а затем оценить в ходе реализации учебного проекта.

3. Разработка дидактических целей учебного проекта

• Просмотрите выбранные Вами стандарты и одновременно подумайте, что должны будут знать, делать или понимать Ваши ученики после выполнения проекта.

• Просмотрите УУД. Прочитайте описание каждого УУД, какие из них лучше всего подойдут к Вашему проекту. Выберите от одного до трех умений, которые помогут Вам сформулировать дидактические цели.

• Сформулируйте цель, которая покажет результат проекта.

• Сформулируйте задачи, которые покажут пути решения достижения цели.

4. Разработка направляющих вопросов учебного проекта в соответствии с ФГОСами

Сформулируйте направляющие вопросы, которые состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:

1.) Основополагающие вопросы (чаще всего один) – это широкие, открытые вопросы, которые обращены к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающие вопросы часто объединяют учебные предметы и помогают учащимся понять, как предметы связаны между собой.

2.) Проблемные вопросы – вопросы учебной темы четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы - открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.

3.) Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Они похожи на вопросы, встречающиеся обычно в тестах. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

5. Создание плана оценивания.

Продумайте:

Как вы узнаете, что ученики достигли целей обучения?

По каким критериям будут оцениваться ученики?

Какие методы оценивания вы будете использовать в рамках проекта, чтобы сообщать себе и ученикам о прогрессе в процессе обучения?

Какие методы наблюдения и отчета вы будете использовать, чтобы подтолкнуть учеников к самоуправлению и развитию в ходе независимой или групповой работы?

До начала проекта используйте оценивание для определения начальной точки, отвечая на следующие вопросы:

К какому начальному знанию мы должны обратиться?

Какие типы деятельности необходимы?

Как будут ученики объединяться в группы для совместной работы?

В ходе проекта используйте оценивание для:

Обсуждения учебных целей и критериев

Обеспечения учеников возможностью ставить свои цели, строить планы и осмысливать обучение.

Наблюдение за прогрессом достижения поставленных целей

Наблюдение за обучением и пониманием

Усиление обратной связи между учениками

Определение непонимания

Определение того, может ли знание использоваться в новых ситуациях

После завершения проекта используйте оценивание для:

Определения областей дальнейшего обучения

Планирования дальнейших возможностей для обучения

Постановки новых целей

6. Планирование деятельности.

Разработаете план деятельности, чтобы создать богатые возможности по достижению учебных целей для учеников.

Продумайте, как вы вовлечете учеников в процесс решения проблем или другие содержательные задачи, которые помогут им при решении вопросов, формирующих процесс обучения, и создадут связи с реальной жизнью?

7. Оформите план проекта.

Метод проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат - высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Вот именно результативность подкупила меня в проектных технологиях. Результативность и возможность ее практического применения.

Предлагаю примеры проектов для учащихся 5 класса.

Проект «Растения нашего края»

Цель: создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства)

Задачи:

1. Собрать материал о 15 представителях данного семейства;

2. Подобрать иллюстрации ;

3. Найти загадки, предания, стихи ;

4. Составить ребусы или кроссворд ;

5. Оформить книгу.

Проект «Грибы съедобные и ядовитые»

Цель: сформировать знания о грибах, их значении в природе и жизни человека.

Задачи проекта :

1. Научиться распознавать съедобные и несъедобные грибы.

2. Сформулировать правила сбора грибов.

3. Целенаправленно воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе.

Проект «Роль животных в природе и жизни человека»

Цель: сформировать знания о роли животных в природе и жизни человека

Задачи:

1. Изучить значение животных в природе.

2. Собрать информацию о первых домашних животных.

3. Изучить значение животных в жизни человека сегодня.

4. Узнать, какой вред могут нанести животные человеку.

5. «Топ 10 полезных диких животных» или «Топ 10 «вредных» диких животных» (создание презентации)

Мини – проект «Строение клетки»

Цель: изучить строение растительной клетки

Задачи:

1. собрать информацию на заданную тему

2. проанализировав информацию, сделать макет из цветной бумаги (пластелина) ;

3. построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.

Мини – проектное задание по биологии в 5 классе при изучении темы : «Разнообразие, распространение и значение растений"

ЗАДАНИЕ №1

1. Какие самые высокие растения?

2. Какие растения самые маленькие?

3. Какие растения имеют самые крупные листья, цветки, самые приятные ароматы?

4. Насекомоядные растения.

5. Самое удивительное о растение.

ЗАДАНИЕ №2 (отгадай загадку)

1. Стоит солнышко на ножке,

А внутри горошки.

2. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Длинноногие

3. Сестрицы

Вышли стайкой

На лужок.

Словно снег,

У них ресницы

И, как солнышко,

Глазок.

4. Только тронь —

Отдёрнешь ладонь?

Обжигает трава

Как огонь.

5. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

6. Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдё м гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

7. Зимою в платье летнем.

Стоит над водой, трясёт бородой.

8. Есть змеи стометровые,

Зеленые, лиловые,

Есть бурые, бордовые.

А капитану в море

От них большое горе.

4. ЗАДАНИЕ №3

Значение растений в природе Значение растений в жизни человека

ми

На уроке также можно использовать метод проектов при изучении новой темы. Но в связи с ограничением времени это могут быть либо заготовки проектов для защиты на следующем уроке, либо исследовательские групповые мини-проекты.

В качестве примера можно привести мини-проект на основе лабораторной работы «Я смотрю на мир сквозь линзы микроскопа» в теме «Увеличительные приборы».

1. Проблематизация.

У каждой пары обучающихся на парте стоит микроскоп и даны несколько микропрепаратов. Обучающимся, не умеющим работать с микроскопом, предлагается рассмотреть любой микропрепарат по алгоритму: «Опустите предметный столик, закрепите на нем изучаемый объект. Выберите объектив, чтобы общее увеличение было равно 40х. С помощью регулировочных винтов поднимите предметный столик так, чтобы между микропрепаратом и объективом осталось расстояние около 0,5 см. Глядя в окуляр начинайте опускать предметный столик до появления четкого изображения. Внимание! Соблюдайте правила работы с микроскопом». Естественно, они задаются вопросом «Как это сделать?»

2. Целеполагание.

Из проблемы формулируем цель «Научиться работать с микроскопом».

3. Планирование.

С помощью учителя обучающиеся ставят задачи:

- изучить устройство микроскопа;

- научиться вычислять увеличение микроскопа;

- познакомиться с правилами работы с микроскопом;

4. Реализация проекта.

Так как проект выполняется на уроке, то основным источником информации служит учебник, но так же для обучающихся подготовлен дополнительный материал.

В течение определенного времени группы решают свои задачи, а по окончании «защищают» свою часть проекта : подписывают основные части микроскопа в заготовленном шаблоне на слайде, кратко описывают их, рассказывают об оптическом устройстве микроскопа и его увеличительной способности, знакомятся с основными правилами работы с микроскопом, тут же прорабатывая их. Итогом становится успешное выполнение первоначального задания – рассмотрение микропрепарата.

Например, в 7 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но как правило времени на это катастрофически не хватает. Решить эту проблему может помочь метод проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками можно провести урок «Узнай кто перед тобой». В начале урока класс делится на 5 групп (по 3-5 человек, которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений. На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).

Цель мини-проекта : определить название растения

Задачи мини-проекта :

1. отработать навыки работы с определительными карточками;

2. собрать материал о растениях, с которыми работал;

3. подготовить отчет (письменный и устный).

В заданиях ВПР по биологии в 6 классе есть задания на объяснение опытов. Такие мини – проектные задания можно использовать и на уроках. Например, при изучении темы «Передвижение веществ в растениях» можно предложить такой эксперимент:

Известно, что испарение воды играет важнейшую роль в жизни растений и происходит приопределённых условиях. Максим решил проверить одно из таких условий, проведяследующий опыт. Он взял два растения в горшках, поставил их на штативы, к которымприкрепил колбы. В каждую колбу он поместил по одному листу растений, а горлышкиобеих колб прикрыл ватой. Один штатив с растением Максим поставил на освещённыйсолнцем подоконник (рис. А, а другой – на подоконник, на который не попадают солнечныелучи (рис. Б, и стал наблюдать. Какую картину мог увидеть Максим через несколько дней?

Ответьте на следующие вопросы:

1. Влияние какого условия на испарение воды растениями изучал Максим?

2. Используя рисунки, сформулируйте доказательство участия листьев в испарении воды.

3. Какие особенности имеют листья растений жарких и сухих мест обитания? Укажите

одну из них. Обоснуйте свой ответ.

При изучении темы «Грибы» можно также использовать задания ВПР.

Известно, что для развития плесени (микроскопических грибов) необходимы определённыеусловия. Фёдор решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое несколько свежих апельсиновых корочек. Одно блюдце он поместил в тёмный шкаф, а другое – на подоконник в той же комнате и стал наблюдать. Оба блюдца он накрыл прозрачной стеклянной крышкой. Через несколько дней Фёдор обнаружил, что сначала плесень появилась на апельсиновых корочках в шкафу, а спустя ещё некоторое время – на тех, которые были на подоконнике.

Ответьте на вопросы:

1. Влияние какого условия на развитие плесени иллюстрирует данный опыт?

2. Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на развитие плесени.

3. Используя рисунки, укажите одно из условий опыта, проведённого Фёдором, которое

является обязательным для развития плесени. Обоснуйте свой ответ.

При изучении темы «Воздушное питание растений» можно провести исследовательский мини – проект для доказательства необходимости света для процесса фотосинтеза Известно, что для фотосинтеза необходим свет. Артур решил проверить данный факт,

проведя следующий опыт. Он поместил в две банки с водой по четыре веточки элодеи,

предварительно насытив воду в каждой банке углекислым газом. Сверху Артур накрыл

растения воронками, на которые надел наполненные водой пробирки. Одну банку Артур

поставил на яркий солнечный свет, а другую – в тёмный ящик и стал наблюдать. Что Артур смог увидеть через несколько дней? Попробуем ответить на этот вопрос вместе с Артуром.

После проведения эксперимента ответьте на вопросы:

1. Влияние какого условия на процесс фотосинтеза иллюстрирует данный опыт?

2. Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на процесс фотосинтеза.

3. Как доказать, что в пробирке скапливается кислород? Обоснуйте свой ответ.

Выводы

1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической, что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» Методические рекомендации при разучивании песни "Праздничная" музыка Т. Попатенко, слова Е. Найденовой. Диапазон песни: ля - ми Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной Диапазон песни: ми – си Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5–6 классах
Опубликовано: 8 февраля 2021 в 07:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД