МААМ-картинки

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ»

надежда пермякова
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Память – запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, думал, переживал, делал. Память – образующиеся в мозгу временные нервные связи (запоминание) и их последующая актуализация и функционирование (воспроизведение и узнавание). Угасание нервных связей влечёт за собой забывание.

Различают такие виды памяти:

• словесно – логическую, при которой запоминают преимущественно понятия, термины, схемы, формулы;

• наглядно – образную, которая помогает запоминать лица, звуки, цвет и т. д. ;

Публикация «Методические рекомендации из опыта работы „Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ“» размещена в разделах

• эмоциональную, при которой хорошо сохраняются чувства;

• кроме того существуют два вида памяти в зависимости от длительности хранения информации: кратковременную, когда материал запоминается быстро, но ненадолго и долговременную, позволяющую сохранить информацию на долгие года, но требующую больших усилий.

память ещё разделяют на механическую и смысловую. Механическая – это зубрежка. Хорошо, а надолго запоминается то, что осмыслено.

По степени активности человека в процессе запоминания различают непроизвольную и произвольную память.

По виду анализатора через который поступает информация, бывает слуховая, зрительная, моторная и смешанная виды памяти.

Свойства памяти: объём, прочность, точность, организованность.

У аномальных детей память характеризуется особенностями её основных процессов: запоминания, воспроизведения, узнавания и забывания.

Запоминание – это один из основных процессов памяти, заключающийся в запечатлении воспринятого: представлений, мыслей, переживаний. Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. Непроизвольное запоминание играет значительную роль в учебной и трудовой деятельности аномальных детей. Произвольная деятельность связана с мыслительными операциями.

Воспроизведение – один из процессов памяти, в ходе которого происходит оживление в сознании воспоминаний, чувств, определений и т. д. воспроизведение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Усилия педагогов и воспитателей должны быть направлены на общее развитие ребёнка, на формирование у него преднамеренного запоминания и воспроизведения, на коррекцию его основного дефекта.

Узнавание – самая познавательная деятельность, возникающая при восприятии предметов и явлений окружающей действительности. У аномальных детей узнавание имеет свои особенности. Для детей, у которых один из анализаторов частично или полностью разрушен, узнавание является очень трудным процессом.

Забывание – утрата зафиксированных ранее зрительных, слуховых и других впечатлений, знаний, умений. Физиологическая основа – торможение временных нервных связей.

Аномальные дети относительно труднее удерживают в памяти учебный материал, потому что не всегда понимают значение и не испытывают интереса к познавательной деятельности. С наибольшим успехом это достигается в практической деятельности.

Я приведу примеры из своей работы, как я работаю над коррекцией памяти на занятиях для детей с ОВЗ.

Тема: «Стихи об осени». Рекомендуются для заучивания. Первый урок для некоторых сводится только к чтению. Одни ребята уже на уроке что-то запоминают. На следующем уроке чтения я спрашиваю: «Кто выучил всё стихотворение?» Оцениваю тех, кто выучил, а кто совсем не выучил – читают. В течении недели, а может и двух, я работаю над повторением, заучиванием этого стихотворения и не только на уроках чтения. Использую для этого разные виды работы: многократное повторение; рисование к прочитанному; связь с картиной об осени. На уроках русского языка какие-то слова даю на минутках чистописания. Какие-то слова связываю с темой урока. Например: разобрать его фонетически, коррегирую, тем самым, фонематический слух. Допустим, работаем над словом «осень». Прописываем его красиво. Делим на слоги, делаем звукобуквенный анализ. Составляем предложение и т. д.

На уроке математики мы решаем примеры и читаем слово через раскодирование. Например, ребята плохо произносят слово «шуршат» и не понимают его значение. Даю код:

Ш -1, 4 У -2 Р – 3 А – 5 Т – 6

1 х 0 = 1 12 : 6 = 2 1 х 5 = 5

16 : 4 = 4 15 : 5 = 3 18 : 3 = 6

1 2 3 4 5 6

Ш У Р Ш А Т

Проговариваем слово и вспоминаем строчку: «Листья жёлтые шуршат».

Через слуховой анализатор даю значение этого слова (пошуршать бумажкой).

На экскурсии на уроке устной речи походим по осенним листьям, чтобы опять же вспомнить значение слова «шуршат2.

На письме на минуте чистописания пишем

1. буквы Ш, С.

2. Проговариваем чистоговорки: Шу – шу – шу – я письмо пишу. Су – су – су –я ведро несу.

3. Затем даю задание: дописать слово шу…. Что оно обозначает?

4. Можно на уроке письма дать слова с разными орфограммами из этого стихотворения. Например: Осень, сад, листья, по ветру, на дне, долин, горькую, рыжик.

5. Списать две строчки стихотворения и подчеркнуть названия предметов, названия признаков предметов, названия действия предметов.

6. Списать предложение, сделать к нему схему или графический разбор.

Листья пожелтелые по ветру летят.

На уроке рисования рисуем узор из растительных форм на тему «Осень».

Отгадываем загадки.

Стоит Антошка на одной ножке \Гриб \.

Золотые лепестки падают с ветки. \Листья \.

Вспоминаем строчки из стихотворения об осени с уроков чтения:

Зашумела у опушек ярко – жёлтая листва.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат.

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

Составляем узор из листьев и грибов.

В результате такой длительной работы, используя разные формы работы, через разные анализаторы ребята заучивают стихи.

Коррекцию памяти при запоминании выражаю и при помощи жеста. Опять же через зрительный анализатор.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Во время чтения двигаю рукой сверху – вниз, слева – направо. В руке листья.

Там на дне долин. \Жест рукой – далеко \.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень. \Показываю – шляпа на голове – боком \.

Улетели птицы разные \Взмахи руками, имитирующие полёт птиц \.

При заучивании стихотворения «Детство» И. Сурикова помощь оказываю через использование рисунков на доске (дом, гора, санки, сугроб, лица смеющихся детей).

Эти же картинки на карточках поставить к доске. Меняя их местами. Запомнить последовательность. Что изменилось? Поставить в соответствии с последовательностью в тексте.

Иногда при чтении несложного текста даю установку: «Прочитай внимательно и запомни. что прочитал».

При изучении темы «Что такое хорошо» использую работу с антонимами и синонимами: добро – зло, трусливый – смелый, трудолюбие – лень, жадный – щедрый. Лодыри, лентяи, дармоеды, баклуши бьющие.

Чтобы запомнить мораль из басни, нужно чтобы ребята поняли смысл морали. Надо обыграть басню, связать её с жизнью и сразу же эти слова использовать в жизни ребят.

Чтение по ролям некоторых стихотворений, сказок, рассказов также способствует коррекции памяти.

Хорошо запоминают те произведения, где восприятие проходит через эмоциональный вид памяти. надо так представить некоторые произведения. Чтобы дети поняли юмор. Смеялись, осуждали, сердились и т. д., вообщем через чувства.

«Пожарник Карл». Я провела много предварительной работы по этому рассказу. Ввела скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет». Имена Карл и Карла редко встречаются в лексиконе ребят, так что я ещё и связала с письмом «Имена собственные».

Работа на чтении.

1. Чтение скороговорки. Р и Л некоторые дети путают. Как раз идёт коррекция фонематического слуха, на чтении произносили, а на письме писали слова Карл и Клара.

2. Стираю с доски и спрашиваю тех, кто запомнил 1 часть, 2 часть, всю скороговорку.

3. Называю тему урока: рассказ «Пожарник Карл».

Улетели птицы разные \Взмахи руками, имитирующие полёт птиц \.

При заучивании стихотворения «Детство» И. Сурикова помощь оказываю через использование рисунков на доске (дом, гора, санки, сугроб, лица смеющихся детей).

Эти же картинки на карточках поставить к доске. Меняя их местами. Запомнить последовательность. Что изменилось? Поставить в соответствии с последовательностью в тексте.

Иногда при чтении несложного текста даю установку: «Прочитай внимательно и запомни. что прочитал».

При изучении темы «Что такое хорошо» использую работу с антонимами и синонимами: добро – зло, трусливый – смелый, трудолюбие – лень, жадный – щедрый. Лодыри, лентяи, дармоеды, баклуши бьющие.

Чтобы запомнить мораль из басни, нужно чтобы ребята поняли смысл морали. Надо обыграть басню, связать её с жизнью и сразу же эти слова использовать в жизни ребят.

Чтение по ролям некоторых стихотворений, сказок, рассказов также способствует коррекции памяти.

Хорошо запоминают те произведения, где восприятие проходит через эмоциональный вид памяти. надо так представить некоторые произведения. Чтобы дети поняли юмор. Смеялись, осуждали, сердились и т. д., вообщем через чувства.

«Пожарник Карл». Я провела много предварительной работы по этому рассказу. Ввела скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет». Имена Карл и Карла редко встречаются в лексиконе ребят, так что я ещё и связала с письмом «Имена собственные».

Работа на чтении.

1. Чтение скороговорки. Р и Л некоторые дети путают. Как раз идёт коррекция фонематического слуха, на чтении произносили, а на письме писали слова Карл и Клара.

2. Стираю с доски и спрашиваю тех, кто запомнил 1 часть, 2 часть, всю скороговорку.

3. Называю тему урока: рассказ «Пожарник Карл».

Учитель. Кто такой пожарник?

Ученики. Это человек, который тушит пожар.

Учитель. А Карл?

Ученики. Это имя человека.

Учитель. Прослушайте рассказ и скажите, кто такой Карл?

Ученики. Карл – это кличка птицы.

Ребятам понравился рассказ. Через эмоциональное восприятие текста они легко его пересказали.

Составление плана и пересказ по нему тоже способствуют коррекции памяти.

Иногда при чтении играем в слова. Так, проходили сказку «Лягушка – путешественница». Один ученик должен сказать название предмета, а другой признак этого предмета. Побеждает тот, кто остаётся последним.

Один. Другой.

Погода мокрая

Звук тонкий

Квакушка толстая

Прутик хороший и т. д.

При изучении темы «Что такое хорошо» была игра «Кто больше напишет добрых и ласковых слов» \на письмо – 1 минута \.

Пересказ друг за другом. Каждый говорит одно предложение в соответствии с последовательностью рассказа или сказки.

Произнести скороговорки, говоря – добавляя по одному слову.

Учим текст наизусть. Первый рассказывает до ошибки. Стоп! Дальше рассказывает ученик из другой команды.

Кто больше запомнил слов из стихотворения? Один называет слово «лес», другой «лес, река», третий «лес, река, костёр» и т. д. (статья «Прощание с летом»)

Считаем, рисуют. Говорю несколько слов, а ученики, как могут обозначают это слово. Например, заучиваем стихотворение «Лес осенью». Даю слова: синева (небо, листва, птицы, ель, белка, подосиновик, шляпа. По рисункам назвать слова. Кто больше и правильно рассказал, нарисовал?

Записать как можно больше слов на тему «Школа» при изучении темы «Ученье – всему начало» тренируют память упражнения на установление причинно – следственных факторов.

«Лес осенью» - А. Твардовский.

Почему? Потому что…

Почему меж редеющих верхушек показалась синева? Деревья голые, небо видно в лесу.

Почему ярко – жёлтая листва? Осень. Похолодало, растения готовятся к зиме.

Почему птиц не слышно? Улетели на юг. Птиц не стало.

Почему подосиновик последний сдвинул шапку набекрень? Грибная пора отошла и старый гриб – подосиновик тоже скоро умрёт

Использую загадки – подсказки. По отгадкам – пересказ. К рассказу К. Ушинского:

1. Днём лето, а ночью – осень. Август.

2. Шёл долговяз, в землю увяз. Дождь осенний.

3. Золотые монетки падают с ветки. Деревья осенью.

4. Осень наступила, а их в землю посадили. Озимые.

Следует и на уроках, и на внеклассных занятиях знакомить с рекомендациями «Как тренировать память».

1. Повторенье – мать ученья.

2. Укрепляй здоровье – память укрепляй.

3. В здоровом теле – здоровый дух.

4. Курить – памяти вредить.

5. Кто много читает, тот много знает.

6. Ученье – свет, а неученье – тьма.

При изучении темы по развитию речи «Зимующие птицы» мною была сочинена и разучена с детьми песенка о зимующих и перелётных птицах, которая очень помогла детям при усвоении материала о зимующих и перелётных птицах.

Вороны, сороки, клесты, воробьи,

Филины, синицы, совы, снегири -

Зимующие птицы, мы поможем вам.

Кормушки повесим, прилетайте к нам.

Припев:

Тарим – дарьяри, чик, чирик.

Тарим – дарьяри, чик, чирик.

Тарим – дарьяри, чик, чирик.

Тарим – дарьяри, чик.

А лебеди, утки, грачи и скворцы,

Галки, вороны, стрижи, журавли –

Птицы перелётные,

Ждём мы очень вас.

Скворечники для скворчиков

Мы делаем сейчас.

Припев:

Тарим – дарьяри, чик, чирик.

Тарим – дарьяри, чик, чирик.

Тарим – дарьяри, чик, чирик.

Тарим – дарьяри, чик.

В результате приведённых примеров упражнений, системой работы через связь с разными уроками память у учащихся корригируется.

Литература.

1. Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма с младшими школьниками».

2. Коррекционная педагогика под редакцией Б. П. Пузанова.

3. Дефектологический словарь.

4. «Дефектология», № 6, 1987.

Статья «Развитие связной устной речи» - А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская.

5. Дефектология», № 6, 2004.

Статья «некоторые пути повышения познавательной активности у учащихся на уроках чтения и развития речи» - Н. М. Шибаева.

6. Работа над устной речью на

Публикации по теме:

Еженедельные рекомендации родителям для работы в домашних условиях с ребенком 4–5 лет с ОВЗ (ЗПР) Лексико - грамматическая тема: «Овощи» 1. Задание родителям. Расширяйте представления ребенка об овощах: названия основных овощей, их цвет,.

Формирование общей моторики у детей с ОВЗ (из опыта работы) Основная задача домов ребенка обеспечить здоровое, физическое и психологическое развитие ребенка – сироты или малыша временно определенного.

Использование мягких атрибутов на занятиях ритмикой для детей с нарушением зрения (из опыта работы). Применение мягкого оборудования на занятиях ритмикой для детей с нарушением зрения. Музыкальные руководители в своей работе с детьми используют.

Из личного опыта. Методические рекомендации для заучивания стихотворений Методические рекомендации для заучивания стихотворений. Развитие речи детей занимает особое и важное место в работе детского сада. Особое.

Из опыта работы «Социализация детей с ОВЗ в ДОУ». Авторы: Ирина Тулебаева и Татьяна Деттерер. Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее трудных и актуальных.

Методические рекомендации для работы с детьми по экологической тропе. Объект «Лесная аптека» Содержание. 1. Актуальность создания точки «Лесная аптека» в экологической тропе на территории детского сада;.

Методические рекомендации по использованию игровых форм работы на уроках математики в 10–11 классах Игровые формы работы на уроках математики по закреплению изученного материала 1.1. Методика подготовки и проведения урока закрепления Принцип.

Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ Автор: Марина Ромахова Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить. Развитие речи.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ». (из опыта работы) Слайд 2; 3. Ребёнок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательной, коммуникативно - личностой,.

Занятие по ФЭМП в средней группе для детей с ОВЗ (коррекция зрения) Занятие по ФЭМП в средней группе для детей с ОВЗ (коррекция зрения) Подготовила: воспитатель 1 категории Малышева Елена Геннадьевна Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ»
Опубликовано: 25 июня 2017 в 19:03
+219Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем надежда пермякова (УИ 72067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД