Из опыта работы «Социализация детей с ОВЗ в ДОУ».

Ирина Тулебаева
Из опыта работы «Социализация детей с ОВЗ в ДОУ».

Авторы: Ирина Тулебаева и Татьяна Деттерер.

Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее трудных и актуальных задач нашего ДОУ. Первый ребёнок с ОВЗ пришёл в наш детский сад в 2012 году с диагнозом задержка нервно-психического развития, частичная атрофия зрительного нерва, парапорез. В 3,5 года у Оли отсутствовали навыки по самообслуживанию: не просилась в туалет, боялась воды, не были сформированы навыки поведения за столом, не умела раздеваться и одеваться. Ребёнок ходил не уверенно, не координируя движения рук и ног при ходьбе. Девочка не держала кисть и карандаш, лепка пластилином и конструирование не вызывали у неё интереса, а музыка и песни вызывали раздражение – ребёнок бросался на пол и кричал. Знания о природе и математике Оля показала выше среднего, но полученные знания не применялись в повседневной деятельности. Сказки девочка слушала только с наглядным сопровождением, на контакт с воспитателем и детьми не шла. В 2015 году в детский сад пришла Вероника, возраст 5 лет, с диагнозом умственная отсталость. У Вероники также были недостаточно развиты навыки самообслуживания: умела раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослого, следила за своим внешним видом и умывалась только после напоминания воспитателя. Отклонения в физическом развитии проявлялись при выполнении заданий, требующих включение целенаправленных двигательных умений. У девочки плохая память, полученные на занятиях знания не применяла в повседневной деятельности. При рисовании движения хаотичные, размашистые. С трудом запоминала слова песен, движения под музыку резкие. К играм с детьми проявляла слабый интерес. Перед нами встал вопрос: как без специального образования и без узких специалистов, в условиях сельского детского сада, организовать свою работу с такими «особыми» детьми. Благодаря курсам повышения квалификации по теме «Разработка и составление индивидуального маршрута для детей с ОВЗ» мы разработали адаптированную образовательную программу, индивидуальный образовательный маршрут, которые помогли целенаправленно вести процесс воспитания и обучения детей-инвалидов. Педагогами нашего ДОУ были созданы условия, необходимые для решения данного вопроса: повышение компетенции педагогов в данном вопросе, готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, родителей.

Период адаптации длился очень долго, но благодаря терпению, доброжелательности, тому, что мы стали воспринимать детей такими, какие они есть, девочки стали понемногу нас радовать, стали появляться первые результаты: Оля стала садиться со всеми детьми за стол, во время индивидуальной работы принимать участие в предложенной игре, реагировать на просьбы воспитателя. На протяжении четырёх лет благодаря тесному сотрудничеству с родителями мы выявляли интересы и способности ребёнка. В ходе реализации программы, мы обратили внимание на то, что Оля проявляет заинтересованность к изучению иностранного немецкого языка. Применения дидактические игры мы узнали также, что ребёнок проявляет способности к математике. Планируя индивидуальную работу, использовали карточки с цифрами, часы, логическое домино, геометрическое лото, счётный материал, и др.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей Оли и Вероники велась постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры. К концу учебного года при мониторинге по формированию элементарных математических представлений Оля показала самый высокий результат среди детей, но дети по прежнему не вызывают у неё интереса. Вероника стала проявлять интерес к играм, с детьми взаимоотношения улучшились.

Соблюдая требования ФГОС, мы создаём доступную развивающую среду для детей с ОВЗ. Приобретённые игрушки и игры отвечают требованиям безопасности и эстетики, имеют коррекционно-развивающую направленность. Развивающая среда удовлетворяет потребность в общении, познании и движении. На протяжении всего времени, которое девочки проводили в детском саду, педагоги привлекали их во все виды деятельности и мы увидели результат. Через два года Оля стала проявлять интерес к занятиям – сначала кратковременный, затем на период всего занятия. Девочка стала более спокойна, усидчива. На занятиях по развитию речи с удовольствием читала стихи, пересказывала произведения. Чтобы переключить внимание ребёнка на определённую деятельность применяли дидактические и подвижные игры на немецком языке, слушали песни на немецком языке. К праздникам разучивались стихи на русском и немецком языках. Успехом нашей работы считаем традиционное участие Оли в районном конкурсе театрализованных представлений в 2015 и 2016г со стихотворением на немецком языке и диплом победителя в международном конкурсе «Новогодние стихи» (было снято видео с сюжетом, на котором ребёнок эмоционально рассказывает стихотворение на немецком языке). Используя художественное слово, русское народное творчество ребёнку привили определённые навыки самообслуживания.

Вероника тоже с удовольствием принимала участие во всех праздниках и мероприятиях, проводимых в детском саду.

Дети группы относились к «особенным» девочкам доброжелательно, но появилась проблема: родители наших воспитанников видели только негативные стороны присутствия ребёнка-инвалида. Мы проводили родительские собрания, анкетирования, беседы с родителями – выстраивая доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Благодаря проделанной работе виден результат: родители поняли, дети должны научиться жить вместе.

Эффективными в этом плане явились формы, направленные на преодоление негативного восприятия ребенка с ОВЗ: презентации его положительных сторон, оформление персональных выставок, включение номеров в исполнении детей с ОВЗ в утренники.

Сейчас Оля ходит в подготовительную группу. Несмотря на яркую положительную динамику остаются и проблемы: она не проявляет интереса к общению, хотя доброжелательна к окружающим, имеет высокий уровень интеллектуального развития, но навыки по самообслуживанию полностью не сформировались. Вероника посещает старшую группу. За 1 год пребывания в детском саду ребёнок полностью адаптировался в коллективе, дети с удовольствием принимают её в свои игры. Но умственные способности остались на прежнем уровне.

Считаем, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.

И закончить хочется строками из стихотворения:

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Мы с вами осваиваем принципы и основные положения ФГОС ДО. И уже видим из опыта работы хорошие результаты развития наших.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем - логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Из опыта работы: «Летнее настроение» — фотоотчет Творческие работы детей старшего возрастаИз опыта работы: «Летнее настроение» — фотоотчет Творческие работы детей старшего возраста Из опыта работы: «Летнее настроение» - фотоотчет[/b] Творческие работы детей старшего возраста Какое замечательное и теплое лето в этом.

Из опыта работы по ознакомлению детей с профессиями Педагогический проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Мы живем и трудимся на Урале» Реализация проекта «Мы живем.

Из опыта работы: «Система работы по ФЭМП у детей старшей группы при ознакомлении их с предметами окружающего мира» Для эффективного решения задач по ФЭМП при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира мы используем следующие формы и методы.

Как знакомить детей с народными промыслами. (Из опыта работы) Знакомство с народными промыслами. (из опыта работы) Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного.

Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.

Перспективный план работы по образовательной области «Социализация» Сентябрь 1 нед. Профессии строителей (Т. А. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей», с. 29) Формировать представление.

Система работы по ФЭМП у детей при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира (из опыта работы) Каждый дошкольник маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь детям сохранить.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Из опыта работы «Социализация детей с ОВЗ в ДОУ».
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 16:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей и воспитателей: «30 интересных фактов о Крещение Господне»
1. Крещение - один из наиболее значимых для христиан праздников, наряду с Воскресением Христовым и Днем Святой Троицы. 2. Первое упоминание о нем можно...
Фотоотчет «Прелесть зимушки-зимы в творческих работах воспитанников в технике —...
В предыдущей публикации «Прелесть зимушки-зимы в рисунках детей», написала, что: « Передать красоту зимнего времени года в рисунках и поделках, можно...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми: «Зима в творчестве русских...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конспект НОД лепка Тема: «Обитатели зимнего леса» старшая группа.
Конспект НОД лепка Тема: "Обитатели зимнего леса" старшая группа. У деток старшей группы тема недели "Дикие животные". На этой недели мы , что только не...
Информационно-творческий проект «Колядки»
Проект «Калядки». Подготовили и провели воспитатели: Федотова Т. Г, Зеель Н. А. Характеристика проекта: - По доминирующему методу: игровой,...