Наталья Моженко
Как знакомить детей с народными промыслами. (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с народными промыслами. (из опыта работы)
Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствуют запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.
Публикация «Как знакомить детей с народными промыслами, (Из опыта работы)» размещена в разделах
Умелое осуществление взаимосвязи разных видов работы по изобразительной деятельности - важное средство активизации художественного творчества детей. Овладение техникой изображения народных орнаментов расширяет кругозор детей, у них появляются возможности для наиболее разностороннего применения полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
Осуществление взаимосвязи разных видов изобразительной деятельности детей требует установления очередности проведения занятий по аппликации и рисованию, определения их содержания, закрепления полученных знаний и изобразительных умений. Образцы народного искусства дают нам богатейший материал, который мы должен уметь правильно и целенаправленно использовать, равномерно распределять между занятиями, исходя из учета создания специфики народного орнамента разными средствами: в росписи, аппликации. Выбор техники изображения диктуется характером и мотивом узора.
Беседы с детьми о народном искусстве.
О том, как создают глиняные или деревянные игрушки мастера из сел Дымково, Филимоново, Богородское, Полховский Майдан, как возникает резной узор на прялке, пряничной доске или на бересте, как нарядна роспись жостовских подносов дети узнают в ходе бесед. Одновременно, с показом таблиц по хохломской росписи, я знакомлю детей с хохломскими изделиями, имеющиеся в детском саду: вазочкой, стаканом для карандашей или кистей и т. д. В беседе о дымковской глиняной игрушке использую таблицы, фотографии, календари, имеющиеся в д/ с дымковские игрушки: птиц, нарядных барынь и водоносок.
Рассказ о городецкой росписи дополняю имеющимися в д/с изделиями, украшенными городецкой росписью. Это конь-качалка, мебель, декоративные расписанные пластины. Я рассказываю детям, как изготавливаются те или иные изделия. Фотографии, таблицы, календари использую на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в процессе которых дети выполняют творческие задания. Разрабатывая содержание творческих заданий я стремлюсь к тому, чтобы они вызывали у детей эмоциональное отношение к образам, которые им предстоит вылепить из глины, расписать красками. Темы таких творческих заданий: «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь», «Разноцветная карусель», «Посуда для кукол». Я устанавливаю определенную последовательность выполнения каждого творческого задания а) ознакомление детей с художественными особенностями народных образцов; б) рассказ о том, из какого материала выполнено то или иное изделие; в) самостоятельное выполнение творческого задания детьми; в) самостоятельное выполнение творческого задания детьми; г) использование их в играх в качестве сувенирных подарков.
В творческом задании «Веселые узоры» я знакомлю детей с фотографиями, открытками, календарями, на которых изображена дымковская глиняная игрушка. Орнамент дымковской игрушки используем в украшении закладок для книг, в росписи глиняных плиток, в эскизах праздничных костюмов.
Выполняя творческие задания, дети знакомятся с фотографиями и иллюстрациями, на которых изображена городецкая роспись, каргопольская и косовская роспись. Цветочные мотивы росписи этих изделий обогащают палитру и графическую выразительность детских работ.
Значение этой работы и ее последовательная организация зависят от решения следующих задач (как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольников) :
1. Познакомить детей с образцами росписи, ее специфическими чертами, выраженными в формах изделий и приемах их узорного оформления по содержанию (мотивам, композиции украшения, техники росписи, использовать для этого наглядные и словесные приемы; расширить знания и представления детей о народных художественных промыслах, воспитать уважение и любовь к народным традициям в искусстве, его мастерам.
2. Учить детей способам кистевой росписи вырезанных силуэтов по типу создания окаймляющего орнамента и свободной композиции мотива ветки и букета, листьев, точек и т. д.
3. Учить детей приемам вырезания из бумаги форм наиболее распространенных изделий (кружки, чашки, вазы, кувшины, тарелки, ложки, силуэты птиц, определяя при этом взаимосвязь видов деятельности, сочетание заданий по аппликации и декоративному рисовании в определенной последовательности усложнения содержания изображения.
4. Поддерживать интерес каждого ребенка к творческому воспроизведению народных образцов в разной технике. Ознакомление детей с техникой кистевой росписи - новый более сложный этап работы. Кистевая роспись - свободная без помощи карандаша компоновка кистью узоров цветочного и растительного орнамента на плоскости.
При выполнении этого творческого задания осваивали технические приемы рельефных и барельефных изображений цветов, элементов узора из листьев.
Изображения птиц, коней, барышень вместе с детьми лепили снега и расписывали гуашевыми красками.