Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста

Сарычева Елена
Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста

Знакомясь с историей родного города, края, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Воспитывая любовь к Родине, я знакомила детей с малой Родиной - достопримечательностями родного города. С этой целью мы совершили прогулку-путешествие к достопримечательностям Лебедяни. Дети познакомились с памятником-обелиском павшим воинам по улице 60 лет Октября, маленьким фонтанчиком и часовней по улице Ленина, полюбовались красивой набережной, видом на реку Дон, побывали возле здания городской Администрации и стоматологической поликлиники.

Совершая экскурсию к Лебедянскому краеведческому музею, мы с детьми делали остановки: около нынешней типографии (ранее родовой дом известного пианиста, нашего земляка К. Н. Игумнова) – рассмотрели красивую, замысловатую архитектуру здания; около музыкальной школы имени Игумнова; обратили внимание на флаг и герб нашего города.

В музее детей познакомили со следующими экспонатами: макетом старой сторожевой крепости Лебедяни, предметами старинного быта (рубель, ступа, утюги, старинной одеждой и обувью (лаптями). Дети увидели картины современных художников и мастеров по дереву и глине.

Мои воспитанники принимали активное участие в подготовке ко Дню города. С этой целью я провела беседу «Я живу в городе Лебедянь», в ходе которой дети с удовольствием путешествовали по картинной галерее города, обобщили знания о достопримечательностях города. В заключении прослушали стихотворение о родном городе, музыкальное произведение «Славься, моя Лебедянь».

В каждом доме лебедянцев найдутся вещи, сделанные руками близких нам людей: бабушек, дедушек, пап, мам и детей. Они украшают наши дома, делают их уютнее и красивее, придавая неповторимый колорит. Вот моя группа «Колобок» решила сделать выставку декоративно-прикладного творчества «Родное вдохновение», приурочив её ко Дню города. Частички семей поселились в наших группах: резные деревянные доски и рамочки для фотографий, вязанные ажурные салфетки и скатерти, носочки и платья, сшитые куколки и мягкие игрушки, расписные картины и вышитые полотна: всё это уместилось не только в группе, но и в наших сердцах.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной, в каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения».

Дети с воспитателями совершили экскурсию в дом Ремёсел, где педагог Молчанова Марина Владимировна показала и рассказала детям о народных куклах, их изготовлении и предназначении, отличительных особенностях кукол Липецкого края.

Опыт великого педагога 20 века В. А. Сухомлинского рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы - воспитание детей через природу, осуществления ж всестороннего развития. Природа, по глубокому убеждению Василия Алексеевича, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие происходит развитие личности ребёнка.

Дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям.

Первое направление - внесение в банк памяти детей сведений о живой и неживой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязях друг с другом, с человеком и со средой обитания, о приспособлении к среде). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе.

Второе направление - запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок с рождения постоянно видит, как взрослые любовно ухаживают за животными и растениями, как общаются друг с другом, если он, еще не понимая слов, фиксирует соответствующие эмоциональные реакции взрослых, то эти сведения включаются в структуру личности и сохраняются на всю жизнь в качестве ее исходной базы данных.

При усвоении экологических понятий их нельзя сообщать. Их надо формировать, то есть подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, возвращаться к одному и тому же понятию многократно и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, с разных позиций и разными методами. Педагог должен постоянно держать в памяти все экологические понятия и ежедневно наращивать их в разнообразных видах деятельности. Работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с первого года жизни, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем - путем запечатления. Эти знания явятся фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую.

Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на Земле.

Формирование экологической культуры осуществляется наиболее эффективно в том случае, если педагоги создают условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Мой опыт показал, что для того, чтобы сформировать у детей- дошкольников трудовые навыки и умения по уходу за растениями и животными необходимо, в первую очередь:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и без-опасного для природы и для самого ребенка поведения;

- формирование восприятия себя как части природы;

- формирование умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- создание условий для постоянного общения детей с природой ближайшего окружения;

- вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников.

Вместе с детьми я создала экологическую тропинку на нашем участке, в содержание которой входят следующие остановки: «Дорожка здоровья» - состоит из морских камешков и ракушек, желудей и каштанов; «Озеро с водоплавающими» - уточки, гуси, лягушки и черепашки; «Метеорологический пункт определения направления ветра» - с вертушкой; «Поляна лекарственных растений» - дети самостоятельно высаживали семена ноготков (календулы, поливали всходы регулярно; часть цветков собирали при цветении, а часть оставляли на семена. Собранные соцветия сушили в тени и использовали их отвар для полоскания рта и горла при лечении стоматитов и ангин. При проведении опытов дети выявляли зависимость роста и развития растений от тепла, света и тепла. Далее расположились дикие (лекарственные растения - глухая крапива или пустырник, веточки которого мы сушили и раздавали мамам и бабушкам для душевного покоя и равновесия; простую крапиву мы рвали, надев предварительно перчатки, и относили на кухню, где ее добавляли в борщ или щи; листья подорожника мыли и, измельчив ножом, добавляли в суп в качестве витаминной зелени, а еще их прикладывали к ранкам; хорошо усвоили, что листья и цветки растения чистотел лечебные, но ядовиты и их нельзя употреблять в пищу; зная, что корень лопуха полезен и содержит много витаминов, жевали его. «Поляна насекомых» - здесь расположились кузнечики и стрекозы, мухи и пчёлы, жучки и паучки, муравейник. Анализ знаний показал, что дети имеют представления о насекомых-муравьях, их укладе жизни, очень трудолюбивых и живущих одной большой и дружной семьей. Путем наблюдения за ними дети узнали, что муравьи поедают гусениц, чем приносят пользу растениям. «Поляна диких животных» - медведи и зайцы, лисы и белки, ежи и волки; и, конечно, «Дерево с птицами» - домики для птиц, разновидности перелётных и зимующих птиц. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представления о растениях родного края.

Дети активно наблюдали за появляющимися первыми цветочками, уточняли их названия, рисовали их, изготавливали большой плакат и листовки, развешивали их в общественных местах (около детского сада, на подъездах домов, в общественном транспорте); в результате проведённой работы создан проект «Первоцвет».

Наша группа принимала участие в муниципальном конкурсе-выставке наглядной экологической агитации «Чистый мир» с агитационном щитом «Бери пример с малышей!». В нём отразилась трудовая деятельность детей в процессе прогулок:

мы подметаем, мы гребём, мы собираем мусор, мы сажаем новые деревца. Наш девиз: «Чистим, грабим и метём, чтобы чистым стал наш Дом». Взрослые: дяди и тёти! Берите пример с наших малышей. Тогда наша Планета станет чище и уютнее.

В своей работе я большое внимание уделяла совместной деятельности детей и их родителей.

Проводились родительские собрания по темам труда в природе: «Ознакомление детей раннего возраста с природой», «Кошки в вашем доме», «Комнатные растения», «Хлеб надо беречь». Консультации: «Зимний огород на окне», «Труд в природе, как одно из средств воспитания», «Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей».

Родители активно участвовали в эколого-оздоровительном походе, совместной игровой деятельности и общения с природой. Это был поход к ближайшему роднику, расположенному на реке Дон. Дети оказывали посильную помощь в расчистке родника, уборке мусора. Родители учили детей бережному отношению к природе.

Участие родителей в спортивно-музыкальном празднике «Вместе - дружная семья» показало искреннее желание поиграть со своими детьми, сплоченность коллектива и активную подготовку.

Современные информационные средства позволяют нам увидеть многих животных достаточно близко и детально в популярных телепередачах о мире живой природы, что бесспорно может способствовать обогащению представлений детей о природе нашей планеты. Вместе с тем у таких средств есть и существенные недостатки. Детям крайне важно и интересно не только увидеть, но и действовать. Зачастую, телепередача, просмотренная без педагогического руководства, не оставляет никакого следа в памяти ребенка, не затрагивает его эмоционального мира, не оказывает влияния на его отношение к природным объектам, на поведение в природе, пожалуй, самое главное, не формирует системных знаний, осознанно правильного отношения к живой природе. И это формируется в общении со взрослым, в процессе содержательных бесед и наблюдений.

В нашем детском саду достаточное количество деревьев, поэтому птицы здесь частые гости, а некоторые и живут постоянно. Это позволило мне организовать работу по разработке и внедрению в жизнь проекта «Птицы – наши друзья». В процессе проведения которого дети узнали о жизни птиц родного края, необходимости оказания им помощи и поддержки их в зимний период.

Публикации по теме:

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для родителей Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только.

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми» Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет.

Методические рекомендации по обогащению музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по обогащению музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе классической музыки. Педагогам.

Методические рекомендации для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными сообществами» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.

Методические рекомендации «Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золушка» г. Рассказово, Тамбовская область.

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня. Существенные.

Методические рекомендации по созданию и использованию презентаций по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций для формирования монологической речи у детей старшего дошкольного.

Методические рекомендации «Развитие речи детей дошкольного возраста» Развитие речи детей дошкольного возраста Цель: - повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи:.

Методические рекомендации «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Методические рекомендации «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» Методические рекомендации. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». Трудовое воспитание-это совместная деятельность воспитателя.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Этикет
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 марта 2019 в 18:39
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Фотоотчет «День сказки «Репка» на МAAM»
Фотоотчет «День сказки «Репка» на МААМ». Одна из самых ранних сказок, которые рассказывают родители своим детям, это русская народная сказка «Репка». Ее...
Конспект ООД по аппликации по мотивам русской народной сказки «Избушка ледяная и...
Цель: Закреплять умение создавать аппликацию из геометрических фигур по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка» Задачи: Учить детей...
Консультация для родителей. Волшебный мир бумаги
Известно, что бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства....