Лучший педагог года

Методические рекомендации по подготовке к школе детей с феноменом левшества

Лариса Ерушова
Методические рекомендации по подготовке к школе детей с феноменом левшества

Методические рекомендации для родителей

«Подготовка к школе ребёнка с феноменом левшества»

Подготовил : Ерушова Лариса Павловна,педагог-психолог МАДОУ №14 «Дельфинчик», г. Краснокаменск, Забайкальский край

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Если ваш ребёнок левша.

3. Стрессогенный фактор переучивания.

4. Рекомендации по организации занятий с леворукими детьми.

5. Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребёнка к школе.

6. Рекомендации родителям по воспитанию леворукого ребёнка в семье.

Публикация «Методические рекомендации по подготовке к школе детей с феноменом левшества» размещена в разделах

7. Заключение.

8. Список литературы.

«Просвещение – просто процесс сбрасывания бремени без очередного навьючивания его на себя». (Мудрая мысль)

Цель данной разработки:

Повышение психологической компетентности родителей, необходимой для создания и поддержания благоприятных условий развития и обучения леворуких детей и подготовки их к школе.

Задачи:

1. Предоставить родителям возможность ориентироваться в физиологических и психологических особенностях леворуких детей.

2. Научить родителей помогать своим леворуким детям справляться с трудностями и оказывать им поддержку.

3. Направить внимание родителей на уже имеющиеся у них знания и возможности, которыми они могут воспользоваться при взаимодействии с леворукими детьми.

1. Введение

Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание.

Люди – левши всегда вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство.

Согласно последним научным данным, предпочтение в пользовании той или иной рукой появляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте пяти-шести месяцев. И, приблизительно, до семи-восьмимесячного возраста отмечается разная частота употребления одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной рукой.

Как правило, леворукость ребенка выявляют близкие, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Например, за завтраком ребенок пьет чай, держа чашку в правой руке. Правой рукой он держит и ложку. Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой.

Леворукость, как и праворукость, является одной из важнейших и постоянных характеристик индивидуально-психологических различий людей.

Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось во второй половине XX века. В 1970-е – 2000-е годы стали появляться многочисленные публикации по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина; Т. А. Доброхотова; А. В. Семенович; А. Л. Сиротюк и др.)

Лишь в 1980-е годы стали появляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности и письма (М. М. Безруких; А. П. Чупиков). Доказано, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к так называемому декстрастрессу, который оказывает негативное слияние на детскую психику.

В целях охраны здоровья и обеспечения полноценного психического и психологического развития леворуких детей целесообразным представляется обоснование практических рекомендаций для родителей, касающихся особенностей формирования психики и личности леворукого ребёнка при подготовке его к школе.

Родители являются наиболее значимыми взрослыми в жизни детей и потому способны оказывать на них влияние, неизмеримо большее, чем любой педагог.

Родители должны иметь представление о том, куда и как может быть приложена их активность по отношению к леворуким детям и когда она может оказаться избыточной.

2. Если Ваш ребёнок левша

Одной из загадок человеческого мозга является его несимметричность: правое и левое полушария мозга при всем их внешнем сходстве различаются и по строению, и по функциям. Тем не менее, тот факт, что полушария не являются «зеркальными» отражениями друг друга, принят в науке не так давно.

Ученые накопили огромное количество фактов и наблюдений, но вот уже на протяжении нескольких десятков лет в науке сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» — левое или правое. Исследования продолжаются и в настоящее время. Но ясно одно: человеческая память, речь, зрительное или слуховое восприятие, счет, ориентация в пространстве — все это результаты совместной работы обоих полушарий мозга. Каждое из них играет свою роль. Любая деятельность «делится» между полушариями так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т. е. оба полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга. Левшество — самое наглядное проявление неравнозначности половинок мозга. Действительно, активное использование человеком левой руки вместо привычной правой сразу обращает на себя внимание.

Мы знаем, что левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое — левой. Природе чужда симметрия и полная «зеркальность». Так устроен мир. Поэтому не только руки, но и все парные органы и системы человека неравнозначны, асимметричны. В первую очередь это касается восприятия (зрения, слуха, кожной чувствительности) и движения. Так, например, у любого человека один глаз «ведущий», а другой — «подчиненный», одно ухо воспринимает больше и более «активно», а другое, образно говоря, «на вторых ролях». То же самое и в двигательной сфере: одна нога сильнее, активнее, делает больший шаг и даже чуть длиннее своей «коллеги». Про руки и говорить нечего: явное предпочтение одной из рук в бытовых действиях заметно с полувзгляда, и даже далекий от психологии человек всегда скажет, кто перед ним — левша или правша.

Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Очень важна для этого ребёнка психологическая поддержка родителей. Ребёнок ни в коем случае не должен думать, что с ним что-то не так. Порой именно мысль, что он не такой как все, а, возможно, даже хуже, может негативно повлиять на психологическое состояние левши. Стоит всегда помнить, что левша – это обычный ребёнок, с обычными потребностями в родительской ласке, в играх и в общении со сверстниками.

У леворуких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика – «хромает».

Повышенная эмоциональность леворуких детей существенно осложняет адаптацию к школе, поэтому им необходимо пристальное внимание со стороны родителей, педагогов и школьных психологов.

3. Стрессогенный фактор переучивания

Не переучивайте ребенка-левшу и не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям)

При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.

К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отвести :

• нарушение сна;

• нарушение аппетита;

• головные боли (боли в животе);

• страхи;

• энурез;

• заикание;

• тики; навязчивые движения;

• повышенная возбудимость, раздражительность;

укачивание в транспорте:

• повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;

• двигательное беспокойство, неусидчивость;

• вялость, заторможенность.

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз. Eгo признаки: эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Несмотря на то, что сейчас отношение и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители «левшат» задаются одними и теми же, схожими вопросами. Самый частый из них — переучивать ребенка или нет?

До недавнего времени считалось необходимым переучивать леворуких детей, лишая их выбора руки для письма – все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, «надевание варежки на левую руку» и пр., не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье.

Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Переучивание служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность.

Насильственное переучивание может привести к заиканию, дефектам письма и чтения, эмоциональным нарушениям вплоть до неврозов.

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой. Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается.

Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Детские психологи отмечают, что дети-левши более эмоциональны, неуравновешенны, чувствительны к мнению близких. Они имеют ярко выраженные интересы и склонности, пристрастия к какому-либо хобби. У левшей позже развивается связная речь. Соответственно есть трудности овладения письмом и чтением. Особенных усилий от ребенка требует счет, в частности счет в уме.

4. Рекомендации по организации занятий с леворукими детьми.

При организации обучения леворукого ребенка следует соблюдать ряд условий.

Первое из них касается рабочего места ребенка. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, там же целесообразно располагать необходимые образцы для копирования для расширения зрительной зоны, а необходимые канцелярские принадлежности – слева.

С целью профилактики проблем при обучении письму нужно еще до школы (после 5 лет) научить малыша правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Когда начинается непосредственно письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, - делать это будет гораздо труднее.

Посадка при письме: При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу на подставке, голова немного наклонена вправо. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук: Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, чтобы левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая – лежала на столе и придерживала лист.

Положение кисти руки: Кисть левой руки большей частью должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приемы захвата ручки: Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти пальцев – вправо).

Ориентация в тетради: Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

Для того, чтобы Ваш малыш легче запомнил правильное расположение принадлежностей при письме, можно использовать пластиковый или картонный коврик-помощник с разметкой, который можно приобрести в магазине или изготовить самому.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.

Если есть возможность, то советуем Вам приобрести специальные канцелярские принадлежности для левшей. В этом случае вашему малышу не придется идти на различные ухищрения для приспособления праворуких вещей к левой руке.

Например, шариковая ручка со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев сделает письмо левой рукой очень комфортным и удобным.

Ножницы для леворуких благодаря перевернутым лезвиям легко режут бумагу при работе именно левой рукой, в отличие от обычных ножниц для праворуких, которые при использовании их левшами лишь сгибают и мнут ее.

Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы, возникающие в связи с неудобным движением руки слева направо, при котором рукой закрывается шкала линейки и размазывается проведенная линия.

В точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки, направления право – лево, вращение в ту или иную сторону. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов. Относитесь терпеливо к тому, что ваш малыш может медленнее, чем другие, определять сторону света, не сразу научится ориентироваться на листе бумаги. Очень скоро он всему научится. Вооружитесь терпением.

Чаще играйте с ребенком в игры на определение пространственного расположения предметов : «Перечисли предметы справа от тебя» или «Положи кубик слева от себя». Если малыш затрудняется выполнить задание, то уточните, что справа – ближе к правой руке, а слева – ближе к левой. Потом усложните инструкцию игры: положить ручку слева от кубика; положить карандаш справа от книги; сказать, где находится ручка по отношению к кубику, карандаш по отношению к книге.

Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т. д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача — буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. Исключение составляет еда, поскольку лучше сразу обучить ребенка действовать ножом и вилкой принятым в Европе способом, когда обе руки активны в разных действиях: нож находится в правой руке, а вилка – в левой. Поскольку пользование ложкой не ограничивается правилами, то и ребенок это может делать удобной для него рукой.

4. Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе

1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2. Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

4. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

5. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

6. Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

7. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

5. Рекомендации родителям об особенностях воспитания леворукого ребенка в семье.

Как надо вести себя родителям с ребенком – левшой :

- Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть чутким и доброжелательным с ним.

- Создать для него благоприятный климат в семье.

- Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

- Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.

- Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

- Любить его таким, какой он есть.

Уважаемые взрослые! Помните, что с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду и школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать поддержку, понимание и любовь со стороны родителей и педагогов. Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением.

6. Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы убедились в том, что леворукость является разновидностью нормы.

Леворукие дети – неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием, какого-либо фактора в развитии леворукости. В любом случае родители леворукого ребенка не должны настороженно, тем более, отрицательно, относиться к леворукости.

Большое влияние в развитии способностей у ребенка оказывает нецелесообразность и пагубность переучивания, так как именно это может стать причиной возникновения неврозов. Наиболее частыми встречающимися невротическими симптомами у переученных левшей являются : нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, тики, навязчивые движения, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, резкая смена настроения.

Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при переучивании, - это серьезные заболевания, проявления которых необходимо вовремя заметить, чтобы без промедления начать лечение.

Постоянная поддержка, одобрение, исключение насмешки, обид, недовольства помогают избежать главного, что приводит к неврозу – чувства несостоятельности, неудачи.

Совершенно очевидно, что ни в коей мере нельзя подчеркивать леворукость ребенка и не следует предпринимать никаких попыток что-то изменить. Просто спокойно объяснить ребенку, что это разновидность нормы.

Наряду с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей есть и прямо противоположное представление об уникальных способностях леворуких людей. Считается, что леворукие – дети творческие, эмоциональные.

Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.

8. Список литературы:

1. Анисимович, О. Левша – человек-загадка? / О. Анисимович. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.solnet.ee/parents/p2_38/html.

2. Аромштам, М. Леворукость: мифы и реальность // Дошкольное образование. – 2003. – № 16. – С. 2-3.

3. Безруких, М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома / М. М. Безруких. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.

4. Безруких, М. М. Ребёнок идёт в школу / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – М. : «Академия», 2000.

5. Безруких, М. М. Если Ваш ребёнок левша / М. М. Безруких, М. Г. Князева. – Тула, 1996.

6. Еремеева, В. Д. Индивидуальность ребёнка глазами нейропсихолога. Талант – творческая лаборатория маленького человека. Материалы опытно-экспериментальной работы / В. Д. Еремеева. – СПб., 1995.

7. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки. Два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – СПб., 1997.

8. Макарьев, И. С. Если Ваш ребёнок левша / И. С. Макарьев. – СПб. : «Лань», 2003.

9. Писаревская, Е. Маленький левша / Е. Писаревская. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.sibdeti.ru, свободный.

10. Пятайкина, Н. Если Ваш ребёнок левша / Н. Пятайкина. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ladoshka.ru/ncd-0-9-143/News.html, свободный.

11. Семенович, А. В. Эти невероятные левши / А. В. Семенович. – М. : «Генезис», 2004.

12. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. – М. : «Сфера», 2002.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для родителей по лыжной подготовке детей ЛЫЖНЫЙ СПОРТ – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах начинают с трехлетнего возраста.

Методические рекомендации для родителей по обучению детей плаванию Купание, игры и развлечения на воде, плавание – прекрасный источник закаливания и укрепления здоровья детей. Плавательные движения способствуют.

Методические рекомендации: «Как организовать игровую деятельность в семье для детей 5–6 лет» Содержание 1. Педагогическая ценность игры ___3 2. Возрастные особенности детей 5-6 лет___5.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в развитии цветовосприятия у детей Если педагог хочет, чтобы дидактические игры дали ребенку толчок в развитии, то он должен сделать все, чтобы организованная деятельность.

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Кто где родился, там и пригодился» Народная мудрость. Воспитание нравственности ребенка дошкольного возраста - один из самых важных компонентов.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методические рекомендации родителям «Конструктивная деятельность детей» Изготовление поделок из бумаги увлекает старших дошкольников, способствует развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного.

Рекомендации родителям по подготовке детей 6–7 лет к обучению в школе Для успешного обучения в школе необходима соответствующая подготовка детей. Умения читать и считать для этого явно недостаточно. У будущих.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе Учить - не значит садиться за стол и вести себя как на уроке. Речь идёт о том, чтобы показывать ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе (окончание) - Задавайте ребёнку ограниченное количество вопросов. - Учитывайте настроение, состояние ребёнка. - Сведите до минимума критические оценки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по подготовке к школе детей с феноменом левшества
Опубликовано: 28 июня 2016 в 13:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД