Папки-передвижки

Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО Видео

Кадрия Пыргаева
Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО Видео
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе игровой технологии дошкольник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует увеличению времени работоспособности детей в образовательной деятельности.

Публикация «Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО Видео» размещена в разделах

Использование игровых технологий позволяет существенно повысить интерес воспитанников к учебной деятельности, позволяет им лучше запомнить материал, а также «раскрепощает» их сознание и мышление. Это способствует повышению процесса усвоения ребенком знаний, формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даёт возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать с помощью применение наиболее оптимальных приёмов развития.

Образовательная деятельность на основе различных форм игровой деятельности могут применяться на всех этапах усвоения знаний: формирование, закрепление, повторение, обобщение, систематизация, оценка и контроль. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению учебного материала. В этом и состоит их универсальность.

В группе с детьми старшего возраста можно использовать:

-печатные ( настольные игры: кроссворды, лото, чайнворды, домино, рабочие тетради, раздаточный материал, наглядные пособия, методическая литература и т. д.)

- электронные образовательные ресурсы (компьютерные игры и тесты, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD)

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

-активное участие родителей и воспитанников в изготовлении дидактического материала и наглядных пособий.

Можно использовать в работе с детьми технологию развивающих игр Б. П. Никитина: программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями, успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной "умственной гимнастикой» и позволяет развивать творческие способности детей.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

С помощью таких игр дети старшей группы учатся четкости, внимательности, точности, аккуратности. В группе создаётся атмосфера свободного и радостного творчества.

Так же имеется ряд игровых технологий, встроенных в основное содержание обучения. Для формирования художественно- эстетического развития музыкальный руководитель может использовать методику обучения детей теории музыки В. В. Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа. Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети старшего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому и способствует мнемотехника, которую я использую в работе с детьми старшего возраста.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться все более актуальным. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти ( разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышление, внимание, воображение.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процесс накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого интеллектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Например :

- игра «Мнемотаблица». Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти.

- «Картинка + слово» (работа с открытками)

Основные цели работы – развитие ассоциаций, памяти, мышления

- «Трансформация» (работа с пластилином, ковралином)

Основные цели работы – развитие воображения, мышления, мелкой

моторики рук и памяти.

Примеры работы :

1. Работа над парными звуками.

Ребенок пытается изобразить из пластилина слова.

2. Работа по выделению первого звука.

Ребенку называются слова на данный звук, а ребенок изображает слово на ковралине из пластилина.

- «Коллажи»

Это – учебные пособия, выполняющие следующие задания:

1. Развитие фотографической памяти.

2. Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

Коллаж – это формат картона или фланелеграф, на которых наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки.

Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа.

Да-нет-ка -этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

6. Метод Робинзона формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Примеры игр :

Игра "Да-Нет-ка” или "Угадай, что я загадала”

Игра "Черно-белое”

Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример "Помоги Золушке”

Игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

Игры: "Логический поезд”, "Большое Лу – Лу”.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример : книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т. д.

При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи на общее развитие, на проверку инерции мышления, на использование приемов фантазирования.

Участвуя в «тренажерах ума», дети получают необходимые навыки использования приемов и методов ТРИЗ.

Комплекс упражнений «Тренажер ума» :

Тренажер.

1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)

Окно, корабль, ручка, пальто, часы;

2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду ( при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).

3. Одно из этих слов лишнее. Расшифруй и узнай какое?- бхле, феко, туюг, сомя. Почему?

Список использованных источников

1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.

2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) 1969. ( Сенсорное воспитание: 292-340.)

3. Истомина 3. М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие М., 1978.

4. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1985.

5. Праздников Г. А., "Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека", Ленинград, 1976 г.

Интернет ресурсы

https://www.education.rekom.ru

https://psy.1september.ru

https://childpsy.ru

Публикации по теме:

Как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу в образовательной деятельности по ФЭМПКак поддержать у детей интерес к изучаемому материалу в образовательной деятельности по ФЭМП Как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу в образовательной деятельности по ФЭМП Из опыта работы воспитателя Козиковой Е. В.

Многофункциональное дидактическое пособие для детей 3–7 лет «Машинки спешат домой»Многофункциональное дидактическое пособие для детей 3–7 лет «Машинки спешат домой» Многофункциональное дидактическое пособие для детей 3-7 лет «Машинки спешат домой» Автор: воспитатели МДОУ №79 Волкова Ольга Александровна.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО Видео
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 16:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО Видео» (включая файлы) размещена пользователем Кадрия Пыргаева (УИ 210948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД