Кадрия Пыргаева
Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО Видео
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе игровой технологии дошкольник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует увеличению времени работоспособности детей в образовательной деятельности.
Публикация «Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО Видео» размещена в разделах
Использование игровых технологий позволяет существенно повысить интерес воспитанников к учебной деятельности, позволяет им лучше запомнить материал, а также «раскрепощает» их сознание и мышление. Это способствует повышению процесса усвоения ребенком знаний, формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даёт возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.
В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать с помощью применение наиболее оптимальных приёмов развития.
Образовательная деятельность на основе различных форм игровой деятельности могут применяться на всех этапах усвоения знаний: формирование, закрепление, повторение, обобщение, систематизация, оценка и контроль. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению учебного материала. В этом и состоит их универсальность.
В группе с детьми старшего возраста можно использовать:
-печатные ( настольные игры: кроссворды, лото, чайнворды, домино, рабочие тетради, раздаточный материал, наглядные пособия, методическая литература и т. д.)
- электронные образовательные ресурсы (компьютерные игры и тесты, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD)
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
-активное участие родителей и воспитанников в изготовлении дидактического материала и наглядных пособий.
Можно использовать в работе с детьми технологию развивающих игр Б. П. Никитина: программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями, успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.
Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной "умственной гимнастикой» и позволяет развивать творческие способности детей.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
С помощью таких игр дети старшей группы учатся четкости, внимательности, точности, аккуратности. В группе создаётся атмосфера свободного и радостного творчества.
Так же имеется ряд игровых технологий, встроенных в основное содержание обучения. Для формирования художественно- эстетического развития музыкальный руководитель может использовать методику обучения детей теории музыки В. В. Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа. Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети старшего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому и способствует мнемотехника, которую я использую в работе с детьми старшего возраста.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться все более актуальным. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти ( разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышление, внимание, воображение.
Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процесс накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого интеллектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Например :
- игра «Мнемотаблица». Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти.
- «Картинка + слово» (работа с открытками)
Основные цели работы – развитие ассоциаций, памяти, мышления
- «Трансформация» (работа с пластилином, ковралином)
Основные цели работы – развитие воображения, мышления, мелкой
моторики рук и памяти.
Примеры работы :
1. Работа над парными звуками.
Ребенок пытается изобразить из пластилина слова.
2. Работа по выделению первого звука.
Ребенку называются слова на данный звук, а ребенок изображает слово на ковралине из пластилина.
- «Коллажи»
Это – учебные пособия, выполняющие следующие задания:
1. Развитие фотографической памяти.
2. Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.
Коллаж – это формат картона или фланелеграф, на которых наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки.
Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа.
Да-нет-ка -этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
6. Метод Робинзона формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.
Примеры игр :
Игра "Да-Нет-ка” или "Угадай, что я загадала”
Игра "Черно-белое”
Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример "Помоги Золушке”
Игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”
Игры: "Логический поезд”, "Большое Лу – Лу”.
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример : книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т. д.
При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи на общее развитие, на проверку инерции мышления, на использование приемов фантазирования.
Участвуя в «тренажерах ума», дети получают необходимые навыки использования приемов и методов ТРИЗ.
Комплекс упражнений «Тренажер ума» :
Тренажер.
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно, корабль, ручка, пальто, часы;
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду ( при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Расшифруй и узнай какое?- бхле, феко, туюг, сомя. Почему?
Список использованных источников
1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.
2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) 1969. ( Сенсорное воспитание: 292-340.)
3. Истомина 3. М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие М., 1978.
4. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1985.
5. Праздников Г. А., "Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека", Ленинград, 1976 г.
Интернет ресурсы
https://www.education.rekom.ru
https://psy.1september.ru
https://childpsy.ru