Папки-передвижки

Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе

анна наместникова
Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 114 Детский сад «Подсолнушек»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе.

Нижний Новгород 2020г.

В настоящее время особое внимание в педагогической практике уделяется вопросам активизации двигательного режима детей дошкольного возраста, формирования у них навыков экологического и безопасного поведения на природе путем использования средств туризма.

Публикация «Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе» размещена в разделах

Это комплексный вид деятельности, т. к. параллельно решается несколько задач: физического воспитания, расширения кругозора, формирования навыков грамотного поведения на природе, закрепления названий растений и животных, воспитания личностных качеств (чувств товарищества, взаимопомощи, преданности, целеустремленности, решительности, любви к родному краю, гордости за свою малую родину.

Организация воспитательно-образовательной работы с применением средств туризма требует от педагогов определенных знаний и умений: определять маршрут и выбирать место для привала, ориентироваться на местности, распознавать ядовитые растения, устанавливать палатку, собирать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, определять признаки утомления и переутомления детей и т. д.

Для системы дошкольного воспитания больше подходит термин «прогулкапоход», предложенный Н. И. Бочаровой. Главное отличие прогулок-походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Дошкольный туризм, представляющий собой двигательную активность на открытом воздухе, позитивно влияет на физическое развитие растущего организма.

Прогулкам-походам по выбранным маршрутам предшествует работа по изучению исторических, культурных и природно-ландшафтных достопримечательностей города и его окрестностей, а также тренировочные прогулки на территории детского сада по экологической тропе.

В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности на природе, специальное оборудование для тренировки туристских навыков (для развития координации – бревно, бум, пеньки, вкопанные шины, лабиринт; для развития силы и выносливости – рукоход, турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, "тарзанка", веревочная переправа; для прыжков – прыжковая яма, разметка, неглубокий ров, сухой ручей; для формирования умения преодолевать склоны – насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта; для тренировки умения метать – стационарное и съемное оборудование).

Для того чтобы разнообразить маршрут на территории ДОУ, педагоги должны использовать выносное оборудование: палатку, треногу, стойки, туннели.

В распоряжение детей предоставляются самокаты, велосипеды, поэтому могут разрабатываться не только пешие, но и веломаршруты, пролегающие через площадку в соответствии с правилами дорожного движения. Здесь воспитанники получают практические навыки безопасного поведения на улицах города.

Каждой прогулке-походу предшествует предварительная работа с дошкольниками.

Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами (турист, палатка, компас, маршрут, карта, привал, но и активизирует знания правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Правила поведения на природе для детей

Самое загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии.

Особенно остро природу воспринимают дети – многообразие, яркость и живописность окружающего мира оказывают воздействие на все чувства малышей.

Мир природы оставляет в детских сердцах незабываемые впечатления, а насыщенные краски, неожиданные встречи, и

величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные малыши нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, дети могут навредить не только природе, но и самим себе.

Потому крайне важно объяснять мальчишкам и девчонкам правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.

Главные правила поведения на природе для детей дошкольного возраста

Для малышей самый лучший вариант знакомства с окружающим миром – засовывание в рот всего, что попадается на пути. А потому объекты живой природы могут стать причиной опасности. Стоит объяснить крохам, что нельзя пробовать встречающиеся ягоды, не показав их взрослым. То же касается и других даров природы. До детей постарше следует донести информацию о том, как правильно перемещаться по лесу: ни в коем случае нельзя носиться, сломя голову, ведь споткнувшись о случайный камень или корень можно серьезно пораниться.

Безопасность круглый год : правила поведения людей в природе весной, летом, осенью и зимой

Соблюдение лесных заповедей не зависит от времени года.

Нормы поведения в среде обитания удивительных животных, насекомых и растений так же обязательны, как правила гигиены и этикета.

Правила поведения на природе – памятка безопасности

Время года Нельзя

Весна рвать первоцветы;

·разорять птичьи гнезда;

·выжигать прошлогоднюю траву.

Лето ·обрывать паутину и убивать пауков;

·стараться поймать бабочек, пчел, стрекоз;

·собирать ягоды и грибы, с которыми раньше не был знаком.

Осень ·поджигать сухие листья и траву ·сбивать грибы.

Зима ·задевать и ломать хрупкие ветки; ·пугать лесных обитателей.

В любое время года ·повреждать кору деревьев;

·оставлять непотушенные костры;

·шуметь;

·ломать побеги кустарников и ветви деревьев; ·ловить зверьков, птиц, уносить их домой; ·оставлять мусор.

Общаясь с природой, дети понимают самые разнообразные вещи: осознают, как важно беречь эту удивительную среду, учатся быть добросовестными хозяевами нашей замечательной планеты.

На природе детворе никогда не бывает скучно – здесь можно рассматривать тонкую паутинку, любоваться переливающимися крыльями стрекоз, пробовать ароматную лесную землянику – из ограничений только фантазия и световой день.

Однако, увидев, что малыши заняты увлекательным занятием, не стоит расслабляться. Восторг от свободы и разнообразия может стать причиной травм.

Поэтому очень важно перед вылазкой за город напомнить детям правила поведения в природе, объяснить, что разрешено и запрещено.

Можно делать вместе со взрослыми Нельзя делать

Подходить к водоемам Убегать от взрослых

Играть в воде

Заходить далеко в лес

Подходить к открытому огню Бросать мусор

Собирать букеты Бесцельно рвать цветы, траву

Собирать ягоды и орехи Пробовать сырые грибы,

незнакомые плоды

Рассматривать муравейники Брать в руки представителей фауны

Немаловажно объяснить маленьким детям, что все живые существа вправе жить и расти. А потому нельзя убивать насекомых, портить ягодные кустарники и грибы, даже ядовитые.

Каждое растение и животное – важная часть экосистемы, лишение одного представителя флоры или фауны может негативно отразиться на природе.

Находясь в лесу с ребенком, стоит позаботиться о его безопасности :

малыш не должен находиться на солнце слишком долго;

одежда должна быть как можно ярче – чтобы ребенка было хорошо видно.

Не лишней на отдыхе с ребенком будет аптечка, ведь юный городской житель, не привыкший к насекомым и

растениям, может пораниться или слишком чувствительно отреагировать на пыльцу.

В портативной аптечке должны быть:

перекись водорода;

зеленка или йод;

активированный уголь;

средство от ожогов;

антигистаминный препарат;

репеллент и средство после укусов комаров, шмелей;

антибактериальные влажные салфетки.

После окончания удивительного лесного приключения стоит объяснить ребенку, что мусор крайне важно собрать и унести с собой, а костер обязательно нужно потушить, чтобы не допустить возгорания.

Необходимо соблюдать нехитрые правила поведения на природе, для детей следование им станет гарантом безопасности, поможет научиться заботливому отношению к живым существам, видению и пониманию прекрасного и воспитает у малышей любовь к родному краю.

Тема: «Азбука безопасности в природе для детей дошкольного возраста».

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.

Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

Этот удивительный мир природы : мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?

Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т. И. «Мир вокруг нас» и др.

Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - «Азбука безопасности в природе».

Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Основные направления работы этого блока :

Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)

Охрана природы

Съедобные и несъедобные грибы

Лекарственные и ядовитые растения

Контакты с насекомыми, животными

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.

Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;

различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;

тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;

разбора проблемных ситуаций

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе.

Необходимо создать уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия. План-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей :

специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей.

Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.

Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации по соблюдению правил безопасности на льду водоема в подготовительной к школе группеКонспект образовательной ситуации по соблюдению правил безопасности на льду водоема в подготовительной к школе группе Цель: формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на льду водоема. Задачи: -упражнять в составлении творческих.

Конспект ООД по соблюдению правил безопасности «Безопасное использование газа в быту» в подготовительной группеКонспект ООД по соблюдению правил безопасности «Безопасное использование газа в быту» в подготовительной группе Конспект «Безопасное использование газа в быту» для детей подготовительной группы Цель: Повышение компетенций обучающихся по безопасности.

Методические рекомендации «Чем заняться с ребенком во время летнего отдыха на море»Методические рекомендации «Чем заняться с ребенком во время летнего отдыха на море» Отпуск – отличное время, когда можно не только отдохнуть, позагорать и увидеть мир. Для родителей отдых с ребенком – это удивительная.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Советы по соблюдению безопасности на качеляхСоветы по соблюдению безопасности на качелях Качели – веселое развлечение для детей, но не забывайте, что этот элемент игровой площадки самый травмоопасный. Существуют особые требования,.

Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей.Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей. Скоро лето. Самая прекрасная пора для детей и родителей. Время отпусков, беззаботного отдыха, незабываемых поездок на природу, на дачу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 10:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД