Папки-передвижки

Методические рекомендации по воспитанию правовой культуры дошкольников

ДОУ 48 г.Липецка
Методические рекомендации по воспитанию правовой культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Право – это всё то,

что истинно и справедливо

В. Гюго.

Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.

Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли? Ведь в таком случае он проживает без знания своих прав и обязанностей какую-то часть жизни — лет 10-15, привыкает обходиться без этих знаний, привыкает к тому, что его права порой нарушаются, да и сам он нарушает права других людей, не ведая об этом.

Публикация «Методические рекомендации по воспитанию правовой культуры дошкольников» размещена в разделах

По рекомендации ЮНЕСКО, работу по правовому воспитанию необходимо начинать ещё в дошкольном детстве - и мы вполне с этим согласны.

С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе.

Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.

Основная идея правового воспитания дошкольников заключается в

признании ребёнка полноценной и полноправной личностью : свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Примерные задачи, которые должны ставить педагоги в работе по данному направлению :

- Познакомить детей с основными документами по защите прав человека в соответствующей их возрасту форме (игра, игра- тренинг, проблемные ситуации, художественно – продуктивная деятельность);

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого разнообразия;

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и т. д.)

- формировать чувство уважения к достоинству и личным правам другого человека;

- разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач рекомендовано осуществлять работу по трём направлениям : с педагогами, с родителями и с детьми.

С чего начать работу по данной проблеме?

Приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребёнка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей.

Просвещение взрослых – родителей, воспитателей – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу.

Доказано, что многие взрослые не знают содержания Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Значит, в первую очередь нужно познакомить взрослых с этими основополагающими документами и раскрыть их значение в воспитании личности малыша. Полезно привлечь внимание взрослых к анализу собственного отношения к детям, чтобы на конкретных примерах они смогли увидеть, как, когда, в каких конкретных ситуациях они нарушают права маленького человека.

Ниже предлагаем разные варианты анкет для родителей и педагогов. Данные полученные в результате анкетирования, будут полезны для организации последующей работы.

Процесс обучения взрослых должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребёнка.

Международные документы и документы Российской Федерации, с которыми необходимо познакомить взрослых участвующих в процессе правового воспитания дошкольников :

Декларация прав ребёнка (принята ООН 20.11.1959 г.).

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в Нью-Йорке 30.09.1990 г.);

• Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г)

• Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)

• Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001, 2006 гг.)

Федеральная целевая программа «Дети России», в состав которой входят подпрограммы «Здоровое поколение», «Дети и семья», «Одарённые дети»

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01. 2007 г. № 79-р).

• Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ).

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.) (ст. 39).

Уголовный кодекс РФ: (ст. 106-135); (ст. 150-157).

Семейный кодекс РФ: (ст. 54); (ст. 56); (ст. 69); (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» (ст. 15).

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам необходимо создавать условия для сообщения детям знаний и их практического применения.

Ни в коем случае, нельзя воспринимать проблему правового воспитания на таком примитивном уровне: мол дети посмотрят картинки, выучат рифмовки и основа правовой культуры заложена.

Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников, т. е. эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Мы считаем, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить о нравственно- правовом воспитании, так как базой являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений.

Приступая к работе с дошкольниками педагогам необходимо определить объём и произвести отбор материала, который будет подаваться детям по данному направлению.

С этой точки зрения отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знание которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений.

Вышеперечисленные права можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

Первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.

Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Разумеется, эти истины преподносятся в доступной данному возрасту форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то.

Составляется свой «свод правил», которые знают все дети и которые все они должны выполнять. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям.

Например: «Никто не должен обижать другого в нашей группе» — так звучит правило, которое воспитатель с детьми обсудили и приняли к выполнению. Но одновременно это означает, что и я, конкретный ребёнок, не должен никого обижать.

Даже такое нейтральное правило, как «каждой вещи своё место», имеет отношение ко всем: вещь, не положенная на место, затем долго ищется и задерживает игру или занятия. Значит, думая о себе и о других, ты должен всегда класть любую вещь на положенное место.

Живя в условиях своего «свода правил», дети свыкаются с тем, что в каждом обществе существуют правила, которые разумны, которыми регулируются взаимоотношения. У ребят формируются сдерживающие центры, приучающие их думать о других и соблюдать по отношению к другим определённые, принятые сознательно правила.

Разговор о Декларации прав ребёнка или Конвенции пока не идёт, но при нарушениях в поведении воспитатель напоминает о принятых всеми вместе правилах. Постепенно дошкольники привыкают к жизни в своём правовом «государстве» и сами, соблюдая правила, учатся отстаивать и свои права. «Я знаю имя каждого ребёнка и называю ребят по имени, но и я хочу, чтобы меня всегда называли по имени».

Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями: «Слушай, что я тебе говорю, а своё мнение оставь при себе», «Что ты сидишь один, иди играть со всеми ребятами», «Мало ли что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все». Подобные выражения довольно часто употребляют воспитатели в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения, хотя призваны наоборот - приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции (исключая «кулаки», сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента.

При этом важно, чтобы ребё нок знал: к его мнению прислушиваются, с ним считаются, советуются. «Как ты думаешь, это нужно сделать?», «Как бы ты решил эту задачу?», «Почему ты настаиваешь на этом, объясни» и т. д. Такие выражения должны войти в обиход при общении с детьми. Ими нужно пользоваться и в процессе занятий, и в повседневной жизни.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.

Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Однако, к сожалению, слишком часто эти права нарушаются : дети голодают, не учатся в школе, не имеют крыши над головой, лишаются родителей». Ребятам рассказывают, читают о жизни детей в разных странах мира. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира». Можно рассказать им о Декларации прав ребёнка как документе, принятом многими странами для защиты детей.

Организуя работу в этом направлении, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно – продуктивную.

Основными формами организации процесса правового воспитания являются : НОД, все виды игры, игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений, чтение художественной литературы, проблемно – поисковую деятельность детей (решение ситуаций и задач, разработка и реализация проектов, беседы, просмотр видео и мультипликационных фильмов, развлечения и досуги, разгадывание ребусов и кроссвордов, организация выставок, продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и пр., их презентация).

Трудно переоценить значение чтения художественной литературы. Дети могут извлекать из книг уроки, делать для себя выводы и хорошо запоминать.

Читая детям или показывая книги с иллюстрациями необходимо обращать внимание детей на хорошие поступки и дела, о которых в них рассказывается. Сказки, стихи, пословицы, поговорки можно использовать в качестве примеров, иллюстрирующих то или иное понятие.

Книги, которые расскажут детям об их правах :

1. Усачёв А. «Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых»»

2. Яковлев Ю. «Ваши права, дети» (Конвенция о правах ребёнка)

При ознакомлении детей с тем или иным правом рекомендуется активно использовать произведения художественной литературы или просмотр видеофильмов.

Примеры, использования произведений при изучении прав :

Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу:

Андерсен Г. Х «Дюймовочка», Мамин- Сибиряк Д. Н. «Серая шейка», Ш. Перро «Красная шапочка», русская народная сказка «Гуси - лебеди».

Право на имя : Киплинг «Маугли»

Право на отдых и досуг : Ш. Перро «Золушка»,русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Двенадцать месяцев», русская народная сказка «Маша и медведь».

Право на неприкосновенность жилища: Русская народная сказка «Заюшкина избушка», Сказка в обработке С. Михалкова «Три поросёнка».

Право на образование : А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Право на семью : А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Киплинг «Маугли»

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание: К. И. Чуковский «Айболит»

Такая организация работы, позволит решить общую задачу правовой культуры детей : развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с правилами поведения в обществе, формирование активной жизненной позиции.

Приложение № 1.

Примеры дидактических игр,

способствующих формированию правовой культуры.

"Я имею право"

Цель: Расширить область правовых знаний детей.

Материал: набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребенка"„ Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции"(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и пр.).

Шаблон "Я имею право" может быть представлен любым знаком по выбору педагога, например "+".

Ход игры: Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают их около шаблона "Я имею право". Потом каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения".

"Я не должен".

Цель: учить разграничивать понятия "могу", "должен","хочу". совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: "взрослый-ребенок", "ребенок-ребенок","ребенок - окружающий мир".

Шаблон "Я не должен" в виде знака "-".

Ход игры: Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Дети затем объясняют свой выбор.

"Поводырь"

Цель игры: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношения друг к другу.

Материал: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-препятствия" : стулья, кубики, обручи и т. д.

Ход игры:

В комнате разложены и расставлены предметы - препятствия: стулья, кубики, обручи и пр. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например, :"Переступи через кубик", "Здесь стул","Обойди обруч» и пр. Затем дети меняются ролями.

"Нарисуй узор"

Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал: бумажный шаблон варежки - на каждого ребенка. Набор карандашей на каждую пару.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый рисунок.

После игры проведите конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

"Цветик - семицветик"

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Материал: Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры:

Дети распределяются на пары. Каждая пара, держась за руки, поочередно "срывает" один лепесток и говорит: «Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав- круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желание обязательно сбудется.

«БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»

(играют 5—10 человек).

Цель:

- закрепить знания старших дошкольников о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.

Оборудование: коробка с аксессуарами для «членов семьи» : очки, трость, шляпа, платок, бант, бусы и т. п. ; игровая мебель, имитирующая обстановку квартиры, и утварь можно использование предметов-заместителей).

Ход игры

С помощью считалки выбирается водящий ребёнок, который выходит в центр игровой комнаты и называет себя «Я — Ваня». Игроки, поднимая руку, поочерёдно сообщают, кем из «родственников» они приходятся водящему (не повторяясь).

Например: «Я — мама Вани», «Я — дедушка Вани»

После чего выбирают для себя нужный аксессуар из коробки, надевают его и занимают соответствующее, с их точки зрения, место в игровой квартире. Водящий следит за тем, чтобы «родственники» не повторялись.

Игра продолжается до тех пор, пока дети смогут представлять себя в качестве «родственников», не повторяясь.

Усложнение: водящему предлагается перечислить всех вех «родственников».

Примеры анкет для родителей и педагогов

по вопросам правового воспитания дошкольников

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в опросе на тему «Права детей в обществе». Подпись отвечающего не обязательна.

Подчеркните выбранный Вами ответ на каждый вопрос.

1. Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

Поясните свой ответ___

2. Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?

3. Приходилось ли Вам знакомиться с Конвенцией о правах ребёнка?

Да.

Нет.

Скорее всего, да.

При каких обстоятельствах это происходило?___

4. Какие из нижеперечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?

Право :

А. на охрану здоровья;

Б. на безопасную жизнь в квартире и за её пределами;

В. на образование и полноценное развитие;

Г. на защиту от проблем взрослой жизни;

Д. на выражение своих потребностей и своевременное их удовлетворение;

Е. на игру и игровое общение с детьми и взрослыми;

Ж. на свободное время своих родителей;

3. на проявление собственных чувств;

И. на выражение личного мнения и на право голоса в семье;

К. на уважение границ личной жизни и своё территориальное пространство в доме;

Л. на защиту от унижения в форме физических наказаний и т. п. ;

М. на признание родными и близкими его (ребёнка) личных качеств, умений и способностей.

Н. Дополните перечень, если считаете нужным ___

5. Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство»? ___

6. Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду, в школе?

Да.

Нет.

Трудно сказать определённо.

Постарайтесь обосновать свой ответ ___

7. Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?

Да.

Нет.

Постарайтесь обосновать свой ответ ___

8. Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такой факт, когда они слышат от своих родителей, что мужчины (женщины)«недостойные существа»?

Да.

Нет.

Трудно сказать определённо.

Постарайтесь обосновать свой ответ ___

9. Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?

Да.

Нет.

Трудно сказать.

При желании поясните свой ответ ___

В семье?

Да.

Нет.

Трудно сказать.

При желании поясните свой ответ

10. Допустим, в дошкольном учреждении Вам был бы предложен учебно-практический цикл встреч, посвященный проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье, вопросу о том, как эта связь может влиять на ощущение гармонии жизни. Какой была бы Ваша реакция?

«Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо».

«Я бы с удовольствием, но.».

«Было бы любопытно поучаствовать».

«Думаю, это была бы не самая лучшая затея педагогов».

«Обязательно пригласите меня на эти встречи».

11. Закончите предложение, как считаете нужным: «Больше всего на свете маленькие дети любят___

Благодарим Вас за сотрудничеств

Уважаемый родитель!

Мы проводим опрос с целью выявления уровня правовых знаний.

Просим Вас принять участие в опросе. Подпись отвечающего не обязательна.

Выбранный Вами ответ подчеркните.

1. Есть ли у Вас дома Семейный кодекс?

Да.

Нет.

Не знаю.

2. Где Ваш ребёнок может узнать о своих правах?

В детском саду.

В школе.

Дома.

3. Используете ли Вы специальную литературу для воспитания своих детей?

Да.

Нет.

4. Как Вы считаете, должен ли Ваш ребёнок знать свои права и обязанности?

Должен знать только права.

Не должен знать ни прав, ни обязанностей.

Не должен знать свои права.

5. Считаете ли Вы, что Ваш ребёнок ущемлён в каких-то правах?

Да.

Нет.

Если «да», то перечислите те права, в которых ущемлён Ваш ребенок___

6. Наказываете ли Вы своего ребёнка и как? Да, и физически, и морально, но это только ему на пользу.

Только морально.

Никогда не бью.

Стараюсь всё объяснить.

Я никогда не ругаю своего ребёнка, он вырастет и сам всё поймёт.

7. Признаетесь ли Вы перед ребёнком в том, что были не правы?

Никогда, это может уронить мой авторитет в глазах ребёнка.

Всегда — ребёнок должен знать, что все имеют право на ошибку.

Иногда — всё зависит от ситуации.

8. Ребёнок может вести себя наравне со взрослым.

С рождения.

С 10 лет.

С 18 лет.

Ваш вариант ответа___

Анкетирование педагогов

Уважаемый педагог!

Просим Вас принять участие в опросе на тему «Права детей в обществе». Подпись отвечающего не обязательна. Нужный ответ подчеркните.

1. Считаете ли Вы проблему прав ребёнка в нашей стране и городе актуальной?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

Поясните свой ответ

2. Приходилось ли Вам знакомиться с Конвенцией о правах ребёнка?

Да.

Нет.

Скорее всего, да.

При каких обстоятельствах это происходило?___

3. Какие из нижеперечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в детском саду?

Право :

А. на охрану здоровья;

Б. на безопасную жизнь в детском саду и за его пределами;

В. на образование и полноценное развитие;

Г. на защиту от проблем взрослой жизни;

Д. на выражение своих потребностей и их своевременное удовлетворение;

Е. на игру и игровое общение с детьми и взрослыми;

Ж. на внимание и доброжелательное отношение воспитателя и педагога;

3. на проявление собственных чувств;

И. на выражение личного мнения и права голоса при обсуждении каких-либо вопросов в группе;

К. на уважение границ личной жизни и своё территориальное пространство в группе;

Л. на защиту от унижения в форме физических наказаний и т. п. ;

М. на признание педагогом личных качеств, умений и способностей ребёнка;

Н. Дополните перечень, если считаете нужным ___

4. Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство»? ___

5. Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду и в школе?

Да.

Нет.

Трудно сказать определённо.

Постарайтесь обосновать свой ответ ___

6. Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права ребёнка в детском саду?

Да.

Нет.

Трудно сказать.

При желании поясните свой ответ ___

7. Если бы в нашем детском саду Вам был предложен учебно-практический цикл встреч, посвященный проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка и тому, как эта связь может влиять на ощущение гармонии жизни, какой была бы Ваша реакция?

«Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для детей, а что плохо».

«Я бы с удовольствием, но.». «Было бы любопытно поучаствовать». «Думаю, это была бы не самая лучшая затея». «Обязательно приду на эти встречи».

8. Закончите предложение, как считаете нужным: «Больше всего на свете маленькие дети любят___

Публикации по теме:

Система правового воспитаниия в ДОУ Уважаемые коллеги!Недавно я выступала с сообщением "Система правового воспитаниия В ДОУ", которое сопровождалось слайдами презентации. на.

Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей» Большое значение при выполнении задач по социально-личностному развитию детей имеет создание соответствующей возрасту среды в группе: игровые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по воспитанию правовой культуры дошкольников
Опубликовано: 4 июня 2013 в 22:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по воспитанию правовой культуры дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем ДОУ 48 г.Липецка (УИ 110291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД