Ворожейкина Елена
Методические рекомендации. Сюжетно-ролевые и социальные игры в свободной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации.
Практические умения, необходимые для руководства сюжетно-ролевыми играми.
1. Наблюдать игры детей, анализировать их, устанавливать уровень развития игровой деятельности, характер взаимоотношений детей в игре.
2. Планировать развитие игровой деятельности, приёмы, направления на её развитие.
3. Обогащать впечатления детей с целью развития содержания детских игр.
4. Организовать начало игры, побуждать детей к игре, предлагать новую игру.
Публикация «Методические рекомендации, Сюжетно-ролевые и социальные игры в свободной деятельности детей» размещена в разделах
5. Проектировать развитие конкретной сюжетно-ролевой игры.
6. Развивать игру: предлагать новые роли, новые игровые действия, новые игровые ситуации.
7. Включаться в игру на главных или второстепенных ролях.
8. Обсуждать игру с детьми и оценивать её.
9. Прямыми способами (показ и пояснение) обучать детей игре.
Личные качества, необходимые для руководства играми детей.
1. Эрудированность, широкий круг знаний.
2. Развитое воображение.
3. Искренность, непосредственность.
4. Активность, целенаправленность.
5. Общительность.
6. Организаторские способности.
7. Педагогическая наблюдательность.
8. Жизнерадостность.
9. Педагогический такт.
Соблюдать принципы.
1 принцип. Воспитатель должен играть с детьми.
2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего
дошкольного детства, но на каждом его этапе развёртывать
игру особым образом, так, чтобы детьми сразу «открывался» и
усваивался новый, более сложный способ её построения.
3 принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе
дошкольного детства необходимо при формировании
игровых умений одновременно ориентировать ребёнка
как на осуществление игрового действия, так и на пояснение
его смысла партнёром – взрослому или сверстнику
4 принцип. На каждом возрастном этапе педагогический процесс
организации игры должен носить двучастный характер,
включая моменты формирования игровых умений в
совместной игре воспитателя с детьми и создания условий
для самостоятельной детской игры.
Задачи воспитателя:
- Постепенно развивать игровой опыт каждого ребёнка;
- Помогать открывать новые возможности игрового отражения миром;
- Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Организация игры во второй младшей группе:
Ребёнку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить её для партнёра.
Уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия.
Уметь развёртывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковые роли партнёров.
Уметь менять свою игровую роль в зависимости от развёртывающегося сюжета.
Все эти умения формируются постепенно. Для детей четвёртого года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнёра – игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром – сверстником.
Воспитатель должен понимать, что его цель – не унификация, приведение к единообразию игры всех детей, в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребёнка с опорой на его личные интересы.
Воспитатель играет вместе с детьми; он развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму); ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра (сначала взрослого, а затем сверстника).