Елена Еременко
Методический комплекс игр с элементами ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Смени цвет, форму, размер (поиграй с признаками)
Цель и задачи: Закреплять умение различать цвет, форму, размер объекта.
Закреплять знание геометрических фигур.
Учить выделять заданный признак и оперировать им.
Ход игры.
Игровое действие – построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат – и т. д.
Публикация «Методический комплекс игр с элементами ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Игры для детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
1 вариант. Ребенок выбирает первый вангончик-фигуру, ведущий выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.
2 вариант. Ведущий строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между фигурами-вагончиками расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.
3 вариант. Ведущий раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаком или признаками, которые меняются.
Найди пару
Цель: Закрепить умение детей работать по модели «объект – имя признака – значение признака».
Ход игры.
Вариант 1. Дети берут по одному символу имени признака и подбирают два объекта с одинаковым или разным значением выбранного признака. Карточки располагаются на планшете.
Вариант 2. Дети получают планшеты с двумя объектами. Задача детей подобрать признак, по которому можно объединить эти объекты по одинаковому или разному значению признака.
Вариант 3. Дети получают картинки с объектами и объединяются в пары по одинаковому или разному значению признака объекта.
«Раз, ,два, три, признак к признаку беги» (п/и)
Цель: закрепить знание детьми символов признаков, развивать внимание, координацию движений, эмоциональная разгрузка.
Ход игры:
На ковре или столе – признаки (по 2 каждого) – по числу игроков. Игроки «гуляют» (бегают, прыгают – по заданию, по команде (сигнал) – ребята выбирают себе карточку с символом признака и продолжают гулять, по сигналу 2 – ищут пару и называют свой признак.
Усложнение: задание – назвать характеристики объектов с данным признаком (его значение) или найти в окружении, схожие или различные по данному признаку, и т. д.
«Раз, ,два, три, форма/фигура) ко мне беги» (п/и)
Цель: закрепить знание детьми название геометрических фигур (признак - форма, развивать внимание, координацию движений, эмоциональная разгрузка.
Ход игры:
На ковре или столе – геометрические фигуры (формы) – по числу игроков. Игроки «гуляют» (бегают, прыгают – по заданию, по команде (сигнал) – ребята выбирают себе геометрическую фигуру (форму) и продолжают гулять, по сигналу «Раз, ,два, три, … ко мне беги» – к ведущему подбегают ребята с заданной фигурой в руках.
«Раз, ,два, три, четыре, пять, надо парочками встать» (п/и на количество)
Цель: закрепить знание детьми количества, умения соотносить названное число и количество объектов, развивать внимание, координацию движений, эмоциональная разгрузка.
Ход игры:
Игроки «гуляют» (бегают, прыгают – по заданию, по команде (сигнал) – 1,2,3,4,5, надо парочками (троечками, по пять и т. д. встать,)ребята объединяются – берутся за руки по заданному количеству.
Игра «Волшебная коробочка»
Цель: развитие тактильного восприятия и речи
Ход игры: объект прячется в коробочку, ребенок ощупывает и по выбранному признаку (рельеф, форма, температура и др., связанные с тактильным анализатором) описывает – передает следующему…так до тех пор, пока не отгадают.
П/и «Поиграем с волшебниками»
Цель: закрепить знание волшебников, узнавание по символам, развитие координации движений, произвольности внимания и поведения, эмоциональная разрядка.
Ход игры: ребятам поочередно называются / показываются символы волшебников: уменьшение – увеличение, оживление – окаменение, объединение – дробление. В соответствии с символом – «какой волшебник играет», дети выполняют соответствующие движения.
Примечание: волшебник «оживление» может превращать каждый раз в разное (лесные животные, домашние, машины и т. д. – в соответствии с текущей темой или поставленной задачей и необходимой интенсивностью упражнений).Волшебник «объединение – дробление» то разъединяет ребят, то объединяет по парам, тройкам, в круг и т. д.
Смени цвет, форму, размер.
Цели и задачи:
Закреплять умение различать цвет, форму, размер объекта.
Закреплять знание геометрических фигур.
Учить выделять заданный признак и оперировать им.
Ход игры.
Игровое действие – построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат – и т. д.
1 вариант. Ребенок выбирает первый вангончик-фигуру, ведущий выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.
2 вариант. Ведущий строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между фигурами-вагончиками расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.
3 вариант. Ведущий раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаком или признаками, которые меняются.
Задай вопрос.
Цель: Учить детей формулировать вопросы по значению имени признака объекта.
Ход игры.
Игра проводится с применением колец Луллия.
На малом круге расположены изображения объектов природного и рукотворного мира. На среднем круге – символы имен признаков. На большом – символы вопросов. Ребенок раскручивает все три круга и, в зависимости от того какие символы попадут в сектор, формулирует вопрос.
Волшебники времени
Познакомить детей с Волшебниками времени. Закрепить понятия об однонаправленности, равномерности и необратимости времени. Развивать творческое воображение.
Ход игры
Игра проводится с применением колец Луллия.
Вариант 1. На среднем круге расположены изображения объектов природного и рукотворного мира. На большом – символы волшебников времени. Ребенок, раскручивая большой круг, выбирает волшебника, с которым будет играть. Подводя к нему объекты среднего круга, ребенок рассказывает, что случится с объектом, если тот встретится с выбранным волшебником.
Вариант 2. Раскрутив оба круга, ребенок получает пару объект - волшебник. Задача ребенка рассказать как волшебник сможет заколдовать объект.
«Домики с признаками»
Цель: закрепление значений признаков, умения описывать различные объекты по признакам
Ход игры:
Ребята выбирают себе домик с определенными признаками и объект. Который и описывают (индивидуально или по подгруппам).
Вариант 2: загадывают объект, описывая по признакам (может отгадывающий сам формулировать вопросы).
«Логические рядочки»
Цель: развитие математических представлений детей о геометрических фигурах, развитие логического мышления.
Задачи: закрепление знаний о форме геометрических фигур, цвете и размере; развитие умения составления закономерностей; развитие умения следовать правилу, операций анализа, синтеза, сравнения; внимания, наблюдательности.
Оборудование: таблица «Логические рядочки», схемы признаков (закрепленные на таблице и дополнительно, математический набор или нарезной материал – геометрические фигуры из картона различные по цвету и размеру (набор «Геометрическая мозаика»)
Описание игры: следуя правилу, записанному с помощью символов (схемы признаков со стрелочкой, означающей «изменение», составить ряд (рядочки) из геометрических фигур.
Варианты использования:
1) Описание фигуры по вопросам («Какая фигура по цвету, форме, размеру?»
Усложнение (дополнительно): «Что такого же цвета, формы, размера (на что похожа данная фигура)
2) По образцу (следуя за педагогом или по очереди)– подбор фигур
3) Выстраиваем логические рядочки – индивидуально, в парах, или по подгруппам
4) Самостоятельное выполнение задания
Примечание: 1. Правило может быть строгое («изменяем только цвет» и т. д.)
2. Нестрогое правило: изменяем цвет (можно и форму, и размер)
5) Исправь ошибку
Игра – лото «Наш город – Жигулевск»
Цели: нравственно – патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников, развитие зрительного и слухового внимания и речи
Описание игры
Оборудование: большие карты размера А4, маленькие карточки, схемы признаков и вопросов
Варианты игры:
• Один игрок втаскивает любую маленькую карточку, остальные должны назвать, что изображено, и рассказать об объекте.
• Игроки раскладывают карточки перед собой (4-7, рассматривают и запоминают их расположение несколько минут, затем, перевернув их обратной стороной, должны будут назвать.
• Игроки раскладывают карточки перед собой (4-7, рассматривают и запоминают их расположение несколько минут, затем отворачиваются, а ведущий может менять их местами (заменять, убирать).
• Один из игроков вытягивает карточку, не показывая ее другим, и пытается описать выбранный объект так, чтобы другие игроки смогли угадать.
• Большие карты раскладываются перед игроками, затем один из них или по очереди вытаскивает одну маленькую карточку, остальные должны, рассмотрев ее, обнаружить – «чья», затем «хозяин» карточки должен описать данный объект. После чего может поставить ее на свое игровое «поле».
• При выборе карточки ребенок описывает данный объект (достопримечательность города, место и т. п., отвечая на вопросы: где этот объект находится (место, и что есть там; в каком количестве, какие цвета там присутствуют, как пахнет (запах, чем занимаются люди (кто и чем - действие) и т. д. можно загадывать с помощью «Домиков с признаками» загадки – описывать данный объект, а другие игроки должны отгадать его.
Кольца Луллия
Игра «Народы России»
Цель: Расширение представлений детей о народах России, их символике, специфике национального костюма. Развитие познавательной активности
Варианты использования игры: групповой, подгрупповой, индивидуальный (самостоятельная игра).
Ход игры: ребенок раскручивает 3 круга, сопоставляя сектора, ограничивая зону внимания стрелками (символика народов России (флаги, национальные костюмы – женский и мужской, изображение элемента костюма). В помощь себе для описания флага и костюма, характерных национальных черт (мужчины и женщины, дошкольник использует схемы признаков.
Игра «Собери растение»
Цель: формировать обобщённое понятие, что каждый объект состоит из частей.
Описание игры: Найди реальное сочетание и соедини правильно.
Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть; рассказать, какую часть объекта показывает стрелка; предложить ребёнку назвать другие части объекта.
Игра «Фантастическая история»
Цель: формировать обобщённое понятие объектов, которые могут менять свойства в разных условиях.
Описание игры: Предложить ребенку придумать фантастическую историю или сказку. После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ребёнку предлагается составить фантастический рассказ или сказку (герой, волшебный предмет, место).
Вариант 2 : герой, волшебный транспорт, место
Игра «Дорожные знаки»
Цель: закреплять знание детей дорожных знаков.
Описание игры:
Младший возраст: ребенок подбирает при помощи вращения кругов дорожный знак по форме и по цвету.
Старший возраст: Ребенок выбреет при помощи стрелки дорожный знак, затем, вращая круги, место или дорожную ситуацию, где этот знак должен находиться. Рассказать, что увидел на дороге, как надо действовать в данной ситуации правильно.
Игра «Веселый счет»
Цель: закреплять знание детей о соотношение чисел и количество, состава числа.
Описание игры:
Средний возраст: ребенок подбирает при помощи вращения кругов цифру с соответствующим количеством нужных объектов.
Старший возраст: Ребенок выбреет при помощи вращения круга цифру или число, затем, вращая круги, подбирает нужный пример.
Игра «Необычное сочетание»
Цель: освоения способа познания мира.
Описание игры: Объясни необычное сочетание. Раскрутить круги и рассмотреть полученное сочетание. При получении под стрелкой различных комбинаций предложить ребёнку достоверно объяснить это объединение которые получаются случайно. (Море ветка от дерева. Ветром сорвало ветку с дерева и она и оказалась в море. В этом случае ветка дерева часть моря).
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильного восприятия, речи (описание объекта по признакам)
Варианты:
1. Ребенок на ощупь пытается определить, что за предмет он держит в руке – в волшебном мешочке
2. 2) ребенок описывает по признака – форма, рельеф, размер и т. д. – предмет, остальные ребята определяют загаданный.
Игра «Угадай – ка»
Цель: развитие тактильного восприятия и речи
Ход игры: выбрать и описать определенный материал (объект) по признакам материал, рельеф, температура и др. – связанные с тактильным анализатором. Остальные ребята – отгадывают (возможно с закрытыми глазами).
Игра (п/и) «Светофорчик» (признаки цвет и действие, причина-следствие, волшебник «оживление – окаменение»)
Цель: развитие внимательности, развитие умения ориентироваться в правилах дорожного движения, развитие цветовосприятия, снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: в соответствии с цветом светофора дети двигаются, замирают или готовятся к движению (вариант со стульчиками: зеленый – ходят, двигаются, желтый – встают у стульчиков, красный - садятся)
Варианты: со стульчиками, «автомобильчики», «пешеходики»; отдельно задания для мальчиков и девочек и т. д
Игра «Опиши по вкусу»
Цель: развитие речи в плане описания вкусовых ощущений
Ход игры: ведущий описывает вкус загаданного объекта, другие ребята отгадывают
Что умеют делать наши помощники.
Цель: Сформировать понятие о значении органов чувств для живых существ. Учить анализировать, обобщать, делать выводы.
Закрепить знания о возможностях анализаторов.
Ход игры: Игра проводится с применением колец Луллия.
На малом круге расположены символы анализаторов. На среднем и большом кругах – символы имен признаков объектов. Ребенок раскручивает малый круг и подбирает 2 признака, которые различает попавший в сектор анализатор.
Расскажи обо мне.
Учить составлять рассказ об объекте, используя признаки, воспринимаемые органами чувств.
Ход игры.
Средняя группа: на нижней строке МТ выставлены символы анализаторов. На верхней строке соответствующе выставлены символы признаков воспринимаемых этими анализаторами. Ребенок, рассказывая об объекте, подбирает к символам признаков символы значения этих признаков. Например: мяч по цвету яркий, по форме круглый и т. д.
Старшая группа: верхняя строка МТ пустая. Ребенок сам выкладывает признак объекта и называет его значение.
Наши помощники (органы чувств)
В комплект игры входят пять больших элементов с символами анализаторов, к каждому символу-анализатору прилагается набор малых элементов с символами признаков объектов.
Цель: Сформировать у ребенка понятие о том, что наши органы чувств (помощники, анализаторы) не только смотрят, трогают, слушают, нюхают и пробуют на вкус, а различают признаки объектов, которые окружают нас.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку элемент с символом анализатора и маленькие элементы с символами признаков объекта.
Игровое действие: Ребенок должен правильно соединить символы анализатора с символами признаков, объясняя, что умеет данный анализатор.
Например, язык умеет различать вкус, температуру и качество поверхности объекта.
Игровое правило: Собрав одну схему, можно переходить к следующей.
Усложнение игры
Педагог просит ребенка рассказать о каком-нибудь объекте (любимой игрушке, любом предмете из окружения ребенка) с помощью собранной схемы
Например, что глаза могут рассказать о моей игрушке.
Где живут маленькие человечки.
Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Формировать представление детей о разнообразии неживой природы на Земле.
Ход игры.
В трех обручах-домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ. По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.
Как это бывает
Закреплять знания об агрегатных состояниях вещества. Закреплять умение считывать схемы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Учить схематически изображать протекание явления неживой природы.
Ход игры
Разрезать карточки-пазлы. Карточки с изображений явлений природы разделить между тремя игроками. Карточки-схемы выложить в центре стола изображением вверх. Дети подбирают к явлению природы схему.
Выигрывает тот, кто первый соберет свои пазлы.
«Изменение агрегатного
состояния воды»
Цель: Закреплять знания об агрегатных
состояниях вещества
«Поиграй с волшебником
«Машина времени»
Цель: Закрепить понятия об однонаправленности, равномерности и необратимости времени. Развивать творческое воображение.
«Поезд времени»
(поиграй с волшебником «Зеркало времени»)
Цель: Учить выстраивать линию развития объекта, располагать события в правильной последовательности – что было сначала, а что потом; правильно установить причинно – следственные связи между событиями и явлениями
п/и «Часики»
Цель: поиграть с Волшебниками «Быстрых минут» и «Замедление времени»
Ход игры: убыстрение или замедление определенных движений в соответствии с обычным, заемедленным или ускоренным движением стрелки (рукой воспитателя)
Игра
«Расскажи, кто что делает?
Цель: развитие умения задавать вопросы и формулировать ответы, развитие умения ориентироваться в пространстве по картине (справа, сверху и т. д., способствовать расширению словаря (глагольный и др., и развитию связной речи (рассказ по картине)
Ход игры: ведущий выбирает сюжетную картину и задает вопросы (с опорой на схемы – технолог. карты, используя схемы вопросов и признаков, ребята отвечают
Вариант2- ребята задают вопросы, а ведущий отвечает
«Что такое «хорошо»
и что такое «плохо»
Цель: развитие умения формулировать вопросы и отвечать на них, способствовать духовно – нравственному развитию ребенка
Ход игры: формулировать вопросы и отвечать на них, используя технологические карты и схемы вопросов и признаков
Вариант2: без опоры на схемы – беседа по определенной духовно – нравственной теме (помощь пожилым, умение делиться и т. д.)
Игра «Явления природы»
Цель: способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи.
Игра «Причина – следствие»
Цель: способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи.
Словесные игры на установление причинно-следственных связей
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то …
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
Игра «Продолжи предложения»
• Девочка весело смеялась, потому что
• Если наступит праздник, то … .
• На горячую сковороду капнула вода
• Мы уехали и забыли полить цветы …
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .
Игра «Найди связь»
Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.
Например: Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
Игра «Невероятные фантазии»
• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?
Игра «Понимание назначения»
• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?
Игра «Состав предметов и явлений»
• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Игра «Задаем вопросы»
Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
Описание игры:
1. Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «какой, какие» на место для значка вопросного слова, проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
«Опиши объект по вкусу» или «Откушу-ка я кусочек»
Цель: способствовать формированию умения задавать вопросы, формулировать ответ, описывать объект (продукт) по признаку вкуса, развитие творческого воображения.
Ход игры: ведущий загадывает продукт и говорит «Откушу-ка я кусочек…ой, мне стало (кисло, горько)» - ребята отгадывают.
Вариант2: можно добавлять элементы классификационной (фрукт?овощ? и др.) или пространственной (слева от) «Да-нет-ки»