Лучший педагог года

Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»

Екатерина Александровна Рахмаева
Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»

Методический семинар для воспитателей

«Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»

Полготовила:

-Здравствуйте, уважаемые жюри, коллеги!

- Меня зовут Рахмаева Екатерина Александровна, детский сад №3 «Капелька» г. Вольска.

Публикация «Методический семинар для воспитателей „Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Тема моего методического семинара «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста».

2слайд

Цель семинара : раскрыть значение метода экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Актуальность Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

3 слайд

1. Теоретическая часть.

«Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает

нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается

инициатива, способность бодро преодолевать трудности,

переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать

и восхищаться достижением товарища и готовности прийти

к нему на помощь.

Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»

Анатолий Шапиро.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

4 слайд

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательно-исследовательской деятельности выделено особое место.

Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

5 слайд

«Я слышу и забываю

Я вижу и запоминаю

Я делаю и понимаю»

Писал великий Конфуций.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребёнку самому предоставляется возможность найти ответы на вопросы.

• Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности

• Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть частью любого занятия.

6 слайд

Направления опытно-экспериментальной деятельности :

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет

Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства

7 слайд

Существует последовательность детского экспериментирования :

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)

6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента

8. Формулировка выводов

8 слайд

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах осуществляется в соответствие с возрастом детей.

Во 2 младшей группе Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

9 слайд картинка

10слайд

То в подготовительной группе Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

11 слайд

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать :

1. События, специально «смоделированные» воспитателем :

внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

2. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям.

3. Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, сбором красивых камней и т. п.) .

4. Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

5. Организация совместных с детьми опытов и исследований.

6. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

12 слайд

Обновление воспитательно-образовательного процесса

• преобразование предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

• - использование игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах : создание игр-опытов по познавательно-исследовательской деятельности в соответствие с возрастом детей;

• - создание «Детской мини-лаборатории» с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло». «Резина», «Дерево» и т. д. ,;

для самостоятельной деятельности: разработка схем для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

• - организация совместной проектной деятельности с детьми.

13 слайдкартинка

14 слайд

Работа с родителями:

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

15 слайд

В уголках по экспериментированию может быть выделено :

1. Место для постоянной выставки

2. для приборов.

3. для выращивания растений.

4. для хранения природного и бросового материалов.

5. для проведения опытов.

6. для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.

Уголок экспериментирования должен быть оснащен приборами и материалами (микроскопы, лупы, зеркала)

16слайд

Правила безопасности при проведении опытов:

для детей они представлены в видах схем.

Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;

Аккуратно пользоваться емкостью для воды;

Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);

Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;

На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;

Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;

Нельзя брать в рот лед;

Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;

Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;

Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;

После опыта убирать

17 слайд картинка

18 слайд

По результатам мониторинга реализации ООП ДО за 2017-2018гг. уровень знаний дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Солнышко» повысился на 16%.

19 слайд

И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников" С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Мастер-класс для воспитателей «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: познакомить педагогов с видами сенсорной коробки и ее использованием в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский.

Методический семинар на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Методический семинар «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами элементарного музицирования» Слайд 1. Разрешите представиться Я Черникова Светлана Викторовна! Работаю музыкальным руководителем в Детском саду «Теремок». Слайд 2.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Шрайнер И. В., воспитатель МБОУ «ОО Песчанская школа, дошкольная.

Семинар для воспитателей «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста»Семинар для воспитателей «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста» Семинар для воспитателей по теме: «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста» «Учите ребенка.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной.

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей на тему «Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста» Семинар- практикум для воспитателей на тему"Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста"Цель: Познакомить воспитателей.

Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры» в развитии детей дошкольного возраста Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 мая 2018 в 20:17
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД