Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»

Екатерина Александровна Рахмаева
Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»

Методический семинар для воспитателей

«Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»

Полготовила:

-Здравствуйте, уважаемые жюри, коллеги!

- Меня зовут Рахмаева Екатерина Александровна, детский сад №3 «Капелька» г. Вольска.

Тема моего методического семинара «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста».

2слайд

Цель семинара: раскрыть значение метода экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Актуальность Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

3 слайд

1. Теоретическая часть.

«Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает

нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается

инициатива, способность бодро преодолевать трудности,

переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать

и восхищаться достижением товарища и готовности прийти

к нему на помощь.

Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»

Анатолий Шапиро.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

4 слайд

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательно-исследовательской деятельности выделено особое место.

Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

5 слайд

«Я слышу и забываю

Я вижу и запоминаю

Я делаю и понимаю»

Писал великий Конфуций.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребёнку самому предоставляется возможность найти ответы на вопросы.

• Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности

• Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть частью любого занятия.

6 слайд

Направления опытно-экспериментальной деятельности:

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет

Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства

7 слайд

Существует последовательность детского экспериментирования:

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)

6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента

8. Формулировка выводов

8 слайд

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах осуществляется в соответствие с возрастом детей.

Во 2 младшей группе Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

9 слайд картинка

10слайд

То в подготовительной группе Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

11 слайд

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

1. События, специально «смоделированные» воспитателем:

внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

2. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям.

3. Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, сбором красивых камней и т. п.) .

4. Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

5. Организация совместных с детьми опытов и исследований.

6. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

12 слайд

Обновление воспитательно-образовательного процесса

• преобразование предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

• - использование игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах: создание игр-опытов по познавательно-исследовательской деятельности в соответствие с возрастом детей;

• - создание «Детской мини-лаборатории» с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло». «Резина», «Дерево» и т. д. ,;

для самостоятельной деятельности: разработка схем для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

• - организация совместной проектной деятельности с детьми.

13 слайдкартинка

14 слайд

Работа с родителями:

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

15 слайд

В уголках по экспериментированию может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки

2. для приборов.

3. для выращивания растений.

4. для хранения природного и бросового материалов.

5. для проведения опытов.

6. для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.

Уголок экспериментирования должен быть оснащен приборами и материалами (микроскопы, лупы, зеркала)

16слайд

Правила безопасности при проведении опытов:

для детей они представлены в видах схем.

Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;

Аккуратно пользоваться емкостью для воды;

Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);

Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;

На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;

Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;

Нельзя брать в рот лед;

Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;

Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;

Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;

После опыта убирать

17 слайд картинка

18 слайд

По результатам мониторинга реализации ООП ДО за 2017-2018гг. уровень знаний дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Солнышко» повысился на 16%.

19 слайд

И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Прикреплённые файлы:

metodicheskii-seminar-3-sad_mrdns.pptx | 6897,25 Кб | Скачан: 49
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников" С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Мастер-класс для воспитателей «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: познакомить педагогов с видами сенсорной коробки и ее использованием в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский.

Методический семинар на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Методический семинар «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами элементарного музицирования» Слайд 1. Разрешите представиться Я Черникова Светлана Викторовна! Работаю музыкальным руководителем в Детском саду «Теремок». Слайд 2.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Шрайнер И. В., воспитатель МБОУ «ОО Песчанская школа, дошкольная.

Семинар для воспитателей «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста»Семинар для воспитателей «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста» Семинар для воспитателей по теме: «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста» «Учите ребенка.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной.

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей на тему «Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста» Семинар- практикум для воспитателей на тему"Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста"Цель: Познакомить воспитателей.

Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры» в развитии детей дошкольного возраста Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 мая 2018 в 20:17
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Мастер-класс «Аквариум с рыбками»
Есть у нас стеклянный дом, Поселились рыбки в нем. Даже рыбка золотая В нем живет, забот не зная. ( Аквариум) Наблюдать за красотой рыбок, всегда...
Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики...
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе...