Папки-передвижки

Применение метода моделирования в работе с младшими школьниками

Ольга Тутукова
Применение метода моделирования в работе с младшими школьниками
▼ Скачать + Заказать документы

Приложение 1

Методическое применение метода моделирования

Моделирование как универсальное учебное действие может использо-ваться в обучении для реализации следующих целей:

- построения модели ориентировочной основы умственного действия;

- как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явле-ний;

- для решения познавательных задач по исследованию изучаемого поня-тия;

- для лучшего запоминания учебного материала.

Использование метода моделирования на уроках литературного чтения позволяет научить школьников

Публикация «Применение метода моделирования в работе с младшими школьниками» размещена в разделах

- правильно строить рассуждения и сравнения;

- проводить композиционный анализ литературного произведения,

- помогает осмыслить содержание прочитанного за счёт его образной конкретизации и обобщения.

Некоторые примеры использования метода моделирования на уроках ли-тературного чтения в начальной школе при формировании основных УУД.

Требование к результатам изучения этого предмета включают формиро-вания всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение — осмысленная, творческая духов-ная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержа-ния художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

На учебном предмете «Литературное чтение» при работе с произведением П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» обеспечивается формирование следующих УУД:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

При изучении произведения М. М. Пришвина «Кладовая солнца» проис-ходит формирование другого УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с природой России. М. М. Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине.

№ п/п УУД Что определяли? Как определяли?

1. Личност-ные Самоопределение

Смыслообразова-ние

Нравственно-этическое оцени-вание Упражнение: «Цвет настроения»

Методика каузальной атрибуции успе-ха/неуспеха

Методика «Кто Я?» (М. Кун)

Методика «Хороший ученик»

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

«Незавершённая сказка»

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г. Ю. Ксензовой). Опросник мотивации

Методика «После уроков» (норма взаимо-помощи)

Опросник Е. Кургановой

«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже)

2. Регуля-тивные Целеполагание

Планирование

Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка Наблюдение учите-лем за учащимися на уроке и ведение журнала наблюдений. Анализ выполнения учащимися самостоятельных и творческих работ.

3. Познава-тельные Самостоятельное выделение и форму-лирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой ин-формации.

Применение методов информацион-ного поиска.

Постановка и решение проблем. Устные и письменные ответы, выполнение тестовых работ.

4. Комму-никатив-ные Умение слушать и вступать в диалог.

Участие в коллективном об-суждении проблем.

Учёт позиции других людей

Работа в группах. Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

Методика «Кто прав?» (методика Г. А. Цукерман и др.)

Приложение 3

Методические рекомендации для молодого учителя по особенностям формирования УУД в рамках уроков «литературного чтения» на ос-нове метода моделирования

Примеры заданий, направленных на диагностику УУД:

Задания на диагностику личностных результатов:

Объясни, как ты понимаешь выражение …

Подумай, какими словами можно заменить выражение …

Оцени поступки главных героев (героя) произведения.

Предложи свои варианты ….

Выскажи предположение ….

Задания на диагностику регулятивного УУД — планирование дея-тельности:

Какова цель деятельности на уроке? (постановка цели учеником)

Планирование на уроке собственной учебной деятельности при выполне-нии заданий учителя.

Выбор необходимых средств для решения поставленных учебных задач (учебник, дополнительные пособия, словари).

Контролирование результатов собственной деятельности (по инструкции и без).

Задания на диагностику познавательных УУД — поиск информации, логические операции:

Прочитай текст, оцени его на наличие необходимой информации для ре-шения поставленной задачи урока.

Выявление последовательности действий героев в произведении.

Оценка определения истинных и ложных высказываний.

Высказывание собственных выводов после выполнения заданий.

Задания на диагностику коммуникативных УУД:

- Нарисуй понравившегося героя.

- Покажи свой рисунок соседу.

- Обсудите, почему вы выбрали таких героев.

- Работа в парах.

- Степень участия в диалоге, дискуссии.

В таблице представлены наименования методик, позволяющих оценивать результативность формирования УУД на уроках литературного чтения.

УУД: формирование эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставле-ния их позиций, взглядов и мнений; формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей. Например, Ю. К. Олеша «Три Толстяка». При анализе данного произведения можно предложить следующие вопросы:

1. Что символизируют Три Толстяка?

2. Почему у всех главных героев сказки есть имена, но их нет у Трёх Тол-стяков?

3. Дай характеристику герою, не называя его. Какой он? Кто это? Пред-ложи товарищу угадать героя.

4. Какие «простые высокие истины» открыла для тебя сказка Ю. К. Оле-ши?

УУД: Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содер-жания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопережива-ния; формирование эстетических чувств. Примером могут служить сле-дующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рас-сказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете на-звать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге. Прочитайте стихотворение А. Барто «Сонечка». Можно ли назвать Сонечку другом? Почему? Как вы назовёте одноклассников Сонечки? Обоснуйте свой ответ».

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литератур-ного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельно-сти (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации собственных за-мыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсив-ного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации — они всту-пают в «диалог» с автором через текст.

Виды коммуникативных действий:

1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по це-почке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Актуальность проблемы формирования познавательных учебных действий у младших школьников Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО второго поколения привело к перестройке организационной и методической.

Семинар «Передача технологии деятельностного метода в обучении для детей дошкольного возраста» План семинара: 1 день. Цель – формулировка обобщенного алгоритма решения практических задач 1. Понимание деятельностного метода в обучении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение метода моделирования в работе с младшими школьниками
Опубликовано: 2 октября 2014 в 16:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение метода моделирования в работе с младшими школьниками» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тутукова (УИ 247809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД