МААМ-картинки

Методическое сопровождение организации проектной деятельности у педагогов дошкольного образования

Елена Петрова
Методическое сопровождение организации проектной деятельности у педагогов дошкольного образования

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Обновление содержания образования, организация различных типов и видов образовательных учреждений, новых форм дошкольного образования, введение новой нормативно-правовой базы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятие федеральных государственных образовательных стандартов, обновленные СанПиНы, новое законодательство по финансовому обеспечению деятельности дошкольных образовательных учреждений и многих других регламентирующих документов, подчеркивают необходимость повышения профессионального уровня педагога. Сегодня нужен воспитатель с высоким уровнем профессионализма, компетентный, свободно владеющий своей профессией, готовый к постоянному профессиональному росту, поскольку педагог должен обладать не только знаниями и опытом в определенной области, но и необходимым набором профессиональных компетенций. Таких как, способность формулировать проблемы, разрабатывать средства ее решения, проводить рефлексию результатов, осуществлять построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности, участие педагога в инновационной деятельности. Всем этим требованиям, на наш взгляд, отвечает проектная деятельность. Поскольку в ее основу положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат который можно получить при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие. [3]

Публикация «Методическое сопровождение организации проектной деятельности у педагогов дошкольного образования» размещена в разделах

Однако проведенный анализ проектов создаваемых педагогами и анкетирование среди воспитателей ДОО, позволило выявить следующие проблемы:

- низкая мотивация воспитателей на проектную деятельность;

- недостаточный уровень знания педагогами основ проектной деятельности и владения умениями разработки проектов;

- недостаточное использование педагогами развивающего потенциала метода проектов;

- отсутствие системы в организации проектной деятельности : отсутствие единых подходов к организации проектной деятельности в ОО, нерациональный охват проектной деятельностью педагогов.

Это обусловлено отсутствием у многих воспитателей опыта создания проектов, знаний их видов, структуре и этапах проведения, либо наблюдается некий формализм, неумение или нежелание использовать в работе инновационные, современные технологии.

В связи с этим возникает необходимость создания в ДОО действенной и эффективной системы методического сопровождения проектной деятельности направленной на развитие компетенций в организации проектной деятельности воспитателя.

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической работы.

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей.

В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. [4]

М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына).

Можно сделать вывод, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие.

Методическое сопровождение деятельности педагога будем рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т. е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.

Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов.

Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание методического сопровождения : диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический.

В методическом блоке выделяется три модуля:

информационно-методический,

организационно-методический

и практический (опытно-внедренческий).

Организационно - методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по обучению педагогов проектной деятельности : семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных и др., «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования. [5]

К принципам сопровождения относятся :

ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права);

приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения;

индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения востребованность результатов обучения в практической деятельности.

Ценность методического сопровождения проектной деятельности педагога заключается в многообразии функций, которое оно выполняет: обучающая, консультационная, диагностическая, информационная, психотерапевтическая и другие.

Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам в педагогической деятельности, в нашем случае проектной.

Программу методического сопровождения проектной деятельности рассмотрим через последовательную реализацию следующих шагов:

диагностики сути проблемы;

информационного поиска методов для ее решения;

обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В качестве способов и средств организации проектной деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие. [3]

Кроме того, к формам методического сопровождения педагогов относятся :

организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т. д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.).;

создание организационных (работа ресурсного кабинета или информационного центра) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д. ;

оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою проектную деятельность;

информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению своего опыта, в том числе и выставление проектов на получение грантовой поддержки в сфере образования.

Организация методического сопровождения проектной деятельности педагога - это управляемый, развивающий и развивающийся продолжительный процесс, результатом которого становится педагог достаточного уровня квалификации и компетентности. Рост профессиональной компетентности педагога, в нашем случае, будет во многом способствовать грамотной организации им проектной деятельности и обеспечит ее внедрение в педагогический процесс

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» На недавно прошедшем в нашем МАДОУ «Золотая рыбка».

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха»Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» В августе 2015 года в Приволжском районе Астраханской области прошел муниципальный конкурс педагогов дошкольного образования "Лесенка успеха".

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности)Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности) Задачи: расширить представления детей о малой Родине; приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма, способствовать гражданскому.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение организации проектной деятельности у педагогов дошкольного образования
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 14:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД