Татьяна Усикова
Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 411 состоит из двух корпусов, первый корпус по улице Зорге, 23 после капитального ремонта открылся в 2008 году, второй корпус по адресу Петухова, 30, был открыт в декабре 2014 года, в двух корпусах функционируют 25 групп.
С открытием нового здания, необходимо было решить задачу по комплектованию корпуса педагогическими кадрами, а методической службе учреждения разработать методику по повышению уровня педагогической компетентностиработников, так как в условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности образовательного учреждения. Это определено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Стратегией развития российского образования до 2020 года.
Публикация «Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности» размещена в разделах
Современному обществу нужны педагогические кадры, обладающие ответственностью, конструктивностью, мобильностью, высокой культурой педагогической деятельности, а также педагогической компетентностью. Только профессиональный, компетентный педагог способен обеспечить целенаправленный организованный процесс обучения.
В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлены обязанности и ответственность педагогических работников, которые и определяют педагогическую компетентность педагога (обратите внимание на слайд)
• осуществление педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне;
• соблюдениенравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики;
• уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательного процесса;
• повышение своего профессионального уровня и т. д.
О компетентности также говоритсяв предложенном педагогическому сообществу профессиональном стандарте педагога.
раздел4.3.«Личностные качества и профессиональные компетентности, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности».
Если мы с вами говорим о развитии профессиональной компетентности,то имеем в виду динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств педагога. Данный процесс невозможен без методического сопровождения.
Наша работа направлена на успешный переход к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Исходя из этого, методическая служба ставит перед собой
Цель:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в условияхреализации ФГОС дошкольного образования.
Определилизадачи, представленные на слайде:
Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования;
• Совершенствовать аналитические умения педагогов;
• Развивать рефлексивные способности и потребности в самопознании;
• Развивать способность выбирать педагогические технологии,соответствующие образовательным задачам;
• Содействовать развитию самооценки профессиональных качеств педагогов.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования мы меняем методы работы с кадрами, содержание которых зависит от степени профессиональной зрелости, творческой направленности, сплоченности коллектива.
Для того, чтобы работа с педагогами была эффективна и планомерна,
сформированы 3 группы педагогов по уровню практического мастерства:
1-я группа - педагоги, требующие индивидуальной помощи (начинающие воспитатели);
2-я группа - педагоги, имеющие стабильные результаты;
3-я группа - педагоги, работающие в инновационном режиме.
Мы используем различные методы, приёмы и формы работы.
Например, с педагогами, которые требуют индивидуальной помощи, действует традиционная Школа начинающих воспитателей, в рамках которой проводятся различные мастер-классы, открытые просмотры, консультации по следующим темам:
1. «Рекомендации по планированию с учетом ФГОС ДО»
2. «Требования к организации и планированию прогулок»
3. Проведение «Недели творчества» с показом непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов.
4. Мастер-класс «Как подготовить и провести родительское собрание»
С данной категорией педагогов,мы применяем в своей работеОнлайн-консультации. Эта форма работы помогает раскрыть проблему и преодолеть трудности, с которыми сталкивается воспитатель в начале своего педагогического пути.
Так что же такое Онлайн-консультации? Педагог задаёт вопрос старшему воспитателю или своим коллегам через персональную электронную почту, далее методическая служба детского сада или педагоги из группы № 3 отвечают на заданный вопрос, отправляя различные ссылки, статьи по заданной теме. Воспитателю не даётся конкретного ответа, а предоставляется материал, где бы он мог точно найти ответ на заданный им вопрос.
С педагогами группы № 2, мы также работаем по традиционной схеме:
педагогические советы, семинары, консультации, семинары-практикумы, деловые игры,в темах которых отраженыцель и задачи годового плана. Большой опыт эти педагоги приобретают, участвуя в районных и городских методических мероприятиях.
С целью повышения педагогической компетентности данных педагогов, мы используемновые формы, методы и приёмы работы :
«Коучинг–сессия» - это интерактивное общение, вопрос - ответ.
В отличие от Онлайн-консультациипедагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на заданные вопросы, педагогом группы № 3. Вопросы могут быть совершенно разные в зависимости от того, над каким проектом работает педагог из группы № 3. Таким образом, педагог из группы № 2 помогает подобратьтот или иной материал для коллеги, работающего в творческом режиме. За хорошо подобранный материал педагог из группы № 3отправляет в подарок ссылку вебинара по теме самообразования педагога.
Педагоги, которые работают в творческомрежиме, требуют к себе более пристального внимания. Как правило, они входят в состав методического совета учреждения.
Ониповышает свою компетентность через выступления на мероприятиях различного уровня -это районные методические объединения, городские и областные семинары. Опыт работы данных педагогов регулярно представляется в «Дошкольном вестнике», «Педагогическом обозрении» ина различных образовательных интернет-порталах.
Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов является организация Творческой лаборатории в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Творческая лаборатория — это объединение педагогов по профессиональным интересам, занимающихся разработкой актуальных проблем по отдельным направлениям образовательной деятельности.
Направления деятельности Творческой лабораториипредставлены на слайде:
• информационная, методическая и практико-ориентированная поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
• мониторинг и организация проектной деятельности;
• описание и опыт распространения полученных результатов.
В ходе работы лаборатории рассматриваются, практически апробируются и оцениваются различные педагогические приёмы, методы, технологии, соответствующие идеологии ФГОС, которые направлены на достижение новых образовательных результатов.
Первым проектом, созданным в Творческой лаборатории, стал проект под названием «Кировка», который направлен на изучение истории названий улиц Кировского района. Был собран огромный материал, он был исследован, структурирован и запущен в образовательный процесс. Воспитанники и их родители были включены в реализацию данного проекта.
5 ноября 2015 года на базе нашего дошкольного учреждения прошёл семинар «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», в котором приняли участие ветераны педагогического труда Кировского района, председатели профсоюзных комитетов работников образования района, представители администрации и педагоги дошкольных учреждений. На данном семинаре наш педагог Алексеенко Инна Алексеевна представила итоги реализации данного проекта.
Вмае 2016 года Творческой лабораторией был разработан и реализован проект «День победы в детском саду».
В реализации данного проекта приняли участие более 400 –сот человек из семей наших воспитанников. На официальном сайте нашего учреждения представлен отчет по реализации данного проекта.
Хочется отметить, что развитию творческой атмосферы способствуетактивная работа методической службы.
В нашем дошкольном образовательном учреждении сформирована своя система работы с педагогическими кадрами, результат которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника.
Одним из результатов методической работы стала победа нашего педагога Жарковой Елены Александровны в городском конкурсе «Воспитатель года -2016».
Уважаемые коллеги! Пользуясь, случаем, поздравляю вас с началом нового учебного года, желаю вам новых свершений, больших достижений, творческих успехов и побед.