Папки-передвижки

Народные подвижные игры Северного Кавказа в физическом воспитании детей

Ольга Вакулевич
Народные подвижные игры Северного Кавказа в физическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Методическое сопровождение внедрения народных подвижных игр Северного Кавказа в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Игры народов Северного Кавказа позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что по своему происхождению и развитию она является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, культуры, традиций. Многие игры народов Кавказа были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость.

Публикация «Народные подвижные игры Северного Кавказа в физическом воспитании детей» размещена в разделах

Учитывая многонациональность Кавказского региона, я считаю необходимо, кратко остановиться на национальных активных играх детей этих народов, через которые желательно приобщать старших дошкольников к физической культуре. Благодаря народным играм, дети приобщаются к национальной культуре, испытывая положительные эмоции. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у детей способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству.

Целью: является приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Северного Кавказа и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов Северного Кавказа

Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:

1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа);

2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);

3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).

Структура знакомства с подвижной игрой :

1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания дошкольников о национальной культуре народов. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра, читается легенда.

2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.

3) Проведение игры.

4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ.

Распределение подвижных игр народов Северного Кавказа в течение учебного года

месяц Адыгейские Азербайджанские Грузинские Кабардино-балканские Северо-Осетинские Дагестанские Армянские Чечено-ингушские

«Веселый мяч» - октябрь

«Конное поло»,

«Конно- споривная игра»,

«Плос-кий камень и мяч»

«Похититель лунки»

«Палочка – выручалочка»-ноябрь

«Палочка – выручалочка» «Палочка- стукалочка» «Перетягивание палки»

«Весельчаки»_ игры без предметов - -декабрь

«Весельчаки»- игры без предметов -

«День- ночь» «Герккалис» «Прятки», «Цветы и ветерки»

»

«Цветы и ветерки»

Игры с подражанием зверей и птиц- январь

«образныеи

«Ягненок». «журавли- журавушки»

«Прыжок лягушки»

«Со спины лошадки»

«Игра в лягушек»

«Под буркой» «Слепой медведь» «Пастух»

Игры с предметами (платочки,камушки. шапка)

- февраль

«Отдай платочек» «Снятие шапки» «Выбей из круга», «Подними платок»

«Достань шапку», «Надень шапку»

«Подними платок».

«Надень папаху»

Игры соревнованияигры единобортва- март

«Чья шеренга победит» «Крепость»

«Взятие в плен»

Классы –

апрель

Грузинские классы

Игры на основе Кавказских легенд - май

«Всадники»,

«Пешие всадники»- легенда «Гора Кольцо»

«Журавли- журавушки»- легенда «О Кавказких Минераль-ных водах»

«Геркалис» - легенда «Гора Кольцо» «Похитители огня» - легенда «О Скифских водопадах»

Классификация подвижных игр народов Северного Кавказа по задачам физической культуры в старшем дошкольном возрасте

Формулировки задач Наименование игр

Развитие внимания и слуха «День и ночь», «Прятки»

Развитие умения ритмично двигаться «Пастух», «Бег к реке»

Выработка быстроты бега «Всадники», «Кто быстрее»

Совершенствование умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) прыгать г) делать перебежки «Скачки», «Борьба за флажки», «Со спины лошадки»

Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами «Наступление»,

Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча «Повелитель лунки» «Белый мяч и черный мяч», «Три камня», «Беспокойный мяч», «Мяч в кругу

Развитие меткости при метании мяча и других предметов в цель «Конное поло», «Конно- спортивная игра», «Метание копья»,

Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча, и других предметов «Плоский камень и мяч», «Метание с плеча», «Чиж», «Изюминка»,

Выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы «Отдай платочек», «Снятие шапки»,

Закрепление техники подпрыгивания «Прыжок лягушки»,

Совершенствование навыка в равновесии «Достань шапку», «Жмурки-носильщики»

Закрепление навыков лазанья, перетягивания. «Перетягивание веревки», «Чья шеренга победит», «Перетягивание палки», «Снимать сыр».

Развитие гибкости «Надень папаху», «Утушка».

Развитие умения выполнять подражательные движения «Лягушки», «Журавли», «Пастух», «Дети и петух»

Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. В процессе народных подвижных игр у мальчиков большое место занимает движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель, лазание, борьба, спортивные игры).Девочки любят игры с мячом, скакалкой, ленной. Вспоминая историю человечества мужчина был охотником и воином. Поэтому у мальчика не возникало вопроса, кто он и что ему делать, он знал свою природу. Используя опыт прошлых столетий в воспитании мальчиков, мы продолжим передачу традиций, в которых был заложен глубокий смысл гендерных ролей. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр., танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. Каким должен быть настоящий мужчина? На Северном Кавказе вам ответят - смелым, решительным, способным брать на себя ответственность за любые поступки. Именно эти качества формируются благодаря типично мальчишеским играм с их специфической тематикой, некоторой жесткостью, усложненными правилами, установкой на состязание и победу. Накопленная народами педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с Кавказскими народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах.

Вспоминая историю человечества мужчина был охотником и воином. Поэтому у мальчика не возникало вопроса, кто он и что ему делать, он знал свою природу. Используя опыт прошлых столетий в воспитании мальчиков, мы продолжим передачу традиций, в которых был заложен глубокий смысл гендерных ролей. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр., танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. Каким должен быть настоящий мужчина? На Северном Кавказе вам ответят - смелым, решительным, способным брать на себя ответственность за любые поступки. Именно эти качества формируются благодаря типично мальчишеским играм с их специфической тематикой, некоторой жесткостью, усложненными правилами, установкой на состязание и победу. Накопленная народами педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком

Половая принадлеж-ность Адыгейские игры Азербайджанские игры Армянс-кие игры Грузинские игры Дагестанс-кие игры Кабардин-ские игры Северо-осетинс-кие Чечено-

ингушские

Девочки

«Отдай платочек»,

«День – ночь».

«Белый- черный мяч», «Изюминка»

«Дети и петух». «Цветы и ветерки»

«Земля.

вода воздух»,

«Беспокойный мяч» «Игра в лягушек».

«Грузинские классы».

«Ударь жгутом» Достань шапку»,

«Подними платок»,

«Платочек» «Журав-ли- жураву-шки» «Жмур-ки- носиль-щики»,

«Герка-лис «Уточка»

Мальчики

«Пешие всадники. «Сильные ноги»,

«Всадники»

«Перетяги-вание веревки»,

«Скачки» «Перетяги-вание палки»,

«Козлик-козлик»

«Дедушка – мой дед» «Веселая палка»,

«Конное поло»,

«Конно-споривная игра»,

«Метание копья»,

«Защитники» «Слепой медведь» «Борьба за флажки»,

«Мета-ние с плеча» «Чиж»

ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с Кавказскими народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах.

Использованная литература :

В. М. Баршай. Активные игры для детей. Ростов н\ Д: Феникс,2001.- 320 с.

А. В. Кенеман. Детские подвижные игры народов СССР :.М. :просвещение,1989.- 239 с.

Л. В. Беляев. Подвижные игры. -М. 1974. – 134с

В. Л. Страковская. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М. :Новая школа,1994.- 288с.

Е. Н. Вавилова "развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость", пособие для воспитателей детского сада. – М., "Просвещение", 1981г.

Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание, 1997 г. № 12, с. 72-75.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Проект «Приобщение детей к народным традициям, через народные игры в физкультурно-оздоровительной работе»Проект «Приобщение детей к народным традициям, через народные игры в физкультурно-оздоровительной работе» Тип проекта: -коллективный -творческий -оздоровительный -открытый Участники проекта: -воспитатель -дети -родители -инструктор по физической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные подвижные игры Северного Кавказа в физическом воспитании детей
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 15:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные подвижные игры Северного Кавказа в физическом воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вакулевич (УИ 73666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД