МААМ-картинки

Методика диагностики развития мелкой моторики у дошкольников

Елена Незмайлова
Методика диагностики развития мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Методика диагностики развития мелкой моторики у детей

Серия I. Ловкие пальчики.

Задание 1.1 «Давайте познакомимся».

Цель: выявить знание названий каждого пальца, способность к поочередному сгибанию и разгибанию пальцев рук в кулак, умение противопоставлять большой палец всем остальным, произвольность движений пальцев рук.

Публикация «Методика диагностики развития мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

Ход обследования.

1. Экспериментатор предлагает испытуемому поставить перед собой ладонь ведущей руки, поочередно сгибая пальцы в кулак (начиная с большого, называть их. То же предлагается сделать и на второй руке. Затем педагог предлагает ребенку согнуть пальцы в кулак и разгибать их поочередно одновременно на обеих руках. Если ребенку тяжело держать руки перед собой, ему предлагается положить их на стол, ладонями вверх.

2. Ребенку предлагается выставить перед собой руки, согнутые в локтях, ладонями к себе; сначала «поздороваться» каждым пальцем одной руки с большим пальцем этой же руки, потом сделать то же самое на второй руке, затем одновременно обеими руками.

3. Ребенку предлагается пальцы ведущей руки согнуть в кулак - сделать 1 и 2 пальцами кольцо «О-КЕЙ» - 2 и 3 пальцами «зайку» - 2 и 5 пальцами «козу - дерезу». То же повторить на второй руке.

Фиксировалось: знание названий каждого пальца, выполнение движений пальцами рук в симметричном и ассиметричном режимах, умение действовать изолированно каждым пальцем, противопоставлять большой палец остальным.

Задание 1.2 «Сделай бусы»

Цель: выявить умение владеть верхней хваткой, координировать движения кистей и пальцев обеих рук.

Материал и оборудование: леска, бусины разного размера и формы.

Ход обследования.

Перед ребенком, на стол, высыпается несколько бусинок среднего размера, круглой формы. Ребенку предлагается взять леску и поочередно на нее нанизывать бусины. В зависимости от того, как ребенок справляется с заданием, далее ему предлагаются либо бусины крупного размера, либо бусины более устойчивой формы, либо бусины мелкого размера.

Фиксировалось: владение верхней хваткой, координация пальцев рук.

Задание 1.3 «Одень Катю»

Цель: выявить согласованность и точность движений кисти и пальцев рук, умение выполнять ассиметричные движения кистями и пальцами рук в заданном темпе.

Оборудование: кукла, одежда для куклы.

Ход обследования.

Ребенку предлагается застегнуть пуговицы у куклы на кофте. В зависимости от того, как ребенок справится с этим заданием, далее ему предлагается либо самому одеть кофту на куклу и застегнуть на ней пуговицы, либо - кукла в другой одежде, на которой надо застегнуть кнопки.

Фиксировалось: координация кисти и пальцев рук, темп выполнения задания.

Серия II. «Активные ручки»

Задание 2.1 «Фокусник»

Цель: выявить состояние подвижности запястья, кисти.

Ход обследования.

Ребенку предлагается вытянуть руки вперед. Поочередно каждой рукой выполнить следующие движения: кулак - ребро - ладонь - вращающие движения кистью. Затем выполнить те же движения двумя руками одновременно.

Фиксировалось: дифференцированные движения рук: подвижность запястья, умение выполнять действия в симметричном и ассиметричном режимах.

Задание 2.2 «Барабанщик»

Цель: выявить состояние подвижности плечевого пояса: плеча, локтя, запястья, кисти.

Оборудование: плюшевые подушки разных размеров, барабанные палочки.

Ход обследования.

Перед ребенком, на стол, кладутся большая плюшевая подушка и барабанные палочки. Экспериментатор предлагает испытуемому взять палочки в руки, представить, что перед ним барабан, а он барабанщик. Показать ребенку, как надо бить по «большому барабану» (работа плеча). Затем поменять подушку на меньшую размером: «барабан среднего размера» (работа локтя). Следующий «барабан» - маленького размера (маленькая подушка - работа запястья). Потом предложить ребенку положить палочки, представить, что перед ним совсем маленький «барабан» - по нему надо ударять одними пальчиками. Все действия выполняются сначала одновременно обеими руками, затем - поочередно (симметричная и асимметричная работа рук).

Фиксировалось: дифференцированность движений рук вверх-вниз: подвижность плеча, локтя, запястья, кисти.

Задание 2.3 «Полицейский»

Цель: выявить развитие движений плечевого пояса в различных направлениях при симметричных и ассиметричных движениях.

Оборудование: флажки.

Ход обследования.

Ребенку предлагается представить, что он регулировщик движения на дороге, дать ему флажки; он должен повторять все движения руками за экспериментатором.

1. Движения выполняются обеими руками одновременно.

Руки вверх, в стороны, вверх через стороны, вниз, согнуть в локтях, в стороны локтем вверх, вниз, вперед, круговые движения запястьями, движения запястьями вверх-вниз, круговые движения локтями, круговые движения всей рукой, опустить вниз.

2. Каждая рука выполняет свои движения.

Правая рука - вверх, левая - в сторону; левая - вверх через сторону, правая - вниз; левая - вниз, правую руку согнуть в локте; правую - вытянуть вперед, левую - согнуть в локте; правой рукой делать круговые движения запястьем, левой - круговые движения в плече; правую опустить вниз, левую вытянуть вперед; правой рукой делать круговые движения в плече, левой - запястьем; руки вниз; вытянуть вперед, делать круговые движения локтями в разных направлениях, опустить руки вниз.

Фиксировалось: дифференцированность движений рук в различных направлениях: подвижность плечевого пояса.

Серия III «Руки - рукодельницы»

Задание 3.1 «Шарик для Кати» (дорисовывание, обведение по точкам)

Цель: выявить умение владеть карандашом, используя необходимый захват.

Материал и оборудование: бумага с нанесенными контурами, простой карандаш (цветные карандаши).

Ход обследования.

Экспериментатор демонстрирует испытуемому как правильно держать карандаш, как надо нажимать на него, чтобы было ярко; как положить вторую руку, чтобы листок не мялся. Демонстрирует выполнение. Затем предлагает ребенку обвести воздушные шары для Кати по точкам. Если ребенок легко справляется с заданием, ему предлагается дорисовать (симметрично) узор на шарике.

Фиксировалось: владение приемами захвата предмета, координация кистей и пальцев рук.

Задание 3.2 «Мы строители» (аппликация).

Цель: выявить умение владеть ножницами, кисточкой, использовать необходимый захват инструментов.

Материал и оборудование: геометрические фигуры, нарисованные на бумаге, ножницы, клей, кисточка, салфетка, клеенка, стаканчик для кисточки.

Ход обследования.

Экспериментатор напоминает испытуемому, что для того, чтобы построить дом нужны строительные материалы; напоминает, из каких частей состоит здание, демонстрирует готовый образец «домика» и предлагает «построить» свой дом, но для этого нужно вырезать «строительный материал». Готовый образец не убирается. Педагог может помочь составить дом.

Фиксировалось: владение приемами захвата предметов (ножниц, кисточки, точность выполнения.

Задание 3.3 «Сделай вышивку» (игра-шнуровка)

Цель: выявить развитие координации пальцев рук при вдевании шнурка в отверстие, развитие координированных (согласованных) движений рук при «вышивании».

Материал и оборудование: развивающая игра для малышей «Веселые шнурочки» (любимые сказки)

Ход обследования.

Педагог предлагает соединить точки, чтобы получился «цветочек», «пришить» корзинку к плечам медведя.

Фиксировалось: владение приемами захвата предмета, координация пальцев, кистей рук, подвижность запястья.

Публикации по теме:

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…» (фотоотчёт-часть 1)Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…» (фотоотчёт-часть 1) Со 25 января по 19 февраля 2016 года в нашей младшей группе «Медвежата» для родителей и дошкольников был организован групповой конкурс «Игры.

Фотоотчёт «Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» (часть 2)Фотоотчёт «Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, сегодня хочется продолжить знакомство с результатами группового конкурса «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…»,.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей. Использование подручных материалов для развития мелкой моторики дошкольников в играх «Шнуровки»Консультация для родителей. Использование подручных материалов для развития мелкой моторики дошкольников в играх «Шнуровки» Татьяна Маликова Консультация для родителей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ «ШНУРОВКИ».

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Пособие для развития мелкой и крупной моторики дошкольников «Скатерть «Умелые ручки»Пособие для развития мелкой и крупной моторики дошкольников «Скатерть «Умелые ручки» Уважаемые коллеги, не секрет, чтоодной из проблем при работе с младшими дошкольниками является развитие речи. Поэтому, чтобы решить проблему,.

Способы развития мелкой моторики у дошкольниковСпособы развития мелкой моторики у дошкольников «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Мелкая моторика - совокупность скоординированных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика диагностики развития мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 16:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика диагностики развития мелкой моторики у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Незмайлова (УИ 159617) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД