Папки-передвижки

Диагностическая методика «Лесенка»

Посмак Евдокия
Диагностическая методика «Лесенка»

Диагностическая методика «Лесенка»

Подготовила воспитатель: Посмак Е. Г.

На протяжении многих лет я работаю в детском саду и вижу, что есть немало ребят, которым необходима педагогическая поддержка и психологическая помощь. Прежде всего, меня всегда волнует то, как каждый ребенок относится к себе, насколько хорошо ему в окружении сверстников, взрослых. В дошкольном возрасте ребенок только начинает узнавать себя, в основном из оценок и мнений окружающих, которые могут быть не всегда правильными и соответствующими действительности. Отсюда формируется неадекватная самооценка, которая может быть как заниженной, так и завышенной. Самооценка сформирована в процессе общения и деятельности, она влияет на поведение и действия человека в той или иной ситуации. Любые искажения влекут за собой трудности в дальнейшем общении и деятельности, поэтому их важно вовремя отслеживать и корректировать. Для благополучного развития личности ребенка большую роль играет наличие правильной и адекватной самооценки. Поэтому для того чтобы выявить самооценку ребенка-дошкольника, узнать его отношение к самому себе и понять как, по его мнению, относятся к нему окружающие его люди, существует диагностическая методика «Лесенка» Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки.

Публикация «Диагностическая методика „Лесенка“» размещена в разделах

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Цель и характерные особенности графической методики

Данная методика предназначена для выявления системы представлений детей старшего дошкольного возраста о том, как ребёнок оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Самооценка – представление человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не только формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой всегда будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения и прочее.

Над формированием самооценки можно и нужно работать. Часто достаточно внешне взглянуть на ребенка или взрослого, чтобы понять, что происходит с его самооценкой. Но иногда не все так просто. Человек может чувствовать себя комфортно и непринужденно в компании знакомых, родных людей и совершенно теряться перед незнакомой аудиторией. Все потому, что он чувствует себя хуже, менее успешным или еще по каким-то субъективным причинам не достойным остальных. Чтобы вовремя распознать такие отклонения в формировании самооценки у ребенка и помочь ему справиться с этой проблемой, среди дошкольников периодически устраивают психологические тестирования.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Беседа с ребенком начинается с разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях.

Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

1. На какую ступеньку ты себя поставишь?

2. Почему?

3. На какую ступеньку тебя поставит мама? папа?

4. Почему?

5. Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит твой друг?

6. Почему?

7. А что ты думаешь о том, на какую ступеньку тебя поставит воспитательница?

(Воспитательницу следует назвать по имени-отчеству. Если в группе две воспитательницы, то вопросы желательно задать о каждой).

8. Почему?

Ответы детей фиксируются в протоколах. если ребёнок затрудняется в ответах на вопросы «Почему?», то не следует настаивать. Однако необходимо повторять этот вопрос во всех требуемых случаях.

Интерпретация результатов тестирования

Количественный анализ:

Завышенная самооценка – ступенька № 7.

Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6.

Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3.

Низкая самооценка – ступенька № 1.

Качественный анализ:

1. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку 2. Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.

3. Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

4. Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует:

а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»);

б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).

Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на ребенка факторов. Благодаря данному методу раскрываются внутренние проблемы ребенка, отношения в семье. Без причин низкой самооценки дошкольника разобраться с проблемой крайне трудно. Для успешного результата проводятся работы с родителями с психологами-педагогами. Огромную роль играет словесная положительная оценка ребенка. Адекватная оценка поведения и самооценка – залог правильного формирования жизненного восприятия. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая формирует ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в развитии и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с окружающим социумом – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность воспитателя, педагога-психолога и родителей.

Протокол «Лесенка»

Оценка уверенности в себе

Имя ребё нка : Матвей К. 5лет, 2 мес.

Дата проведения: 10.09.2020

Диагностику проводила : воспитатель группы

Вопросы №ступеньки высказывание ребёнка Комментарии

Где ты стоишь? –Почему? 7 Потомучто я хочу всё знать, умею думать, люблю книжки, интересные игры. Считает себя очень хорошим, всеми любимым, что свидетельствует об эмоциональном благополучии ребёнка. Отвечает спокойно, быстро, уверенно.

Ответы Матвея соответствуют возрастной норме

Куда тебя поставит мама? -Почему? 7 Потому что она меня любит и всегда говорит, что я умный, послушный, хороший.

Куда тебя поставит воспитатель? –Почему? 7 Потому что она меня всегда хвалит.

Куда тебя поставит твой друг? –Почему? 7 Потому что мы всегда играем дружно и никогда не ругаемся

Протокол «Беседа о друге»

Имя ребё нка: Римма К.

Дата проведения : 15. 09 .2020

Диагностику проводила : воспитатель группы

Вопросы высказывание ребёнка Комментарии

С кем ты дружишь?

Какая она? С Наташей.

Она красивая, не жадная делится со мной конфетами В данном случае сверстник воспринимается как носитель определённого оценочного отношения к себе. У девочки отсутствует внимание к самому сверстнику; она оценивает своё внимание на то как к ней относятся: поэтому необходимо своевременно оказать ребёнку помощь в преодолении проблемных форм межличностных отношений для дальнейшего развития личности ребёнка.

С кем ты не дружишь?

Почему? С Алсу. Потому что она меня обижает. Она не хочет дружить со мной.

Публикации по теме:

Диагностическая игра «Преобразование фигуры» для старшего дошкольного возрастаДиагностическая игра «Преобразование фигуры» для старшего дошкольного возраста Диагностическая игра «Преобразование фигуры» (старший дошкольный возраст).Блог. Лариса Гацко. Цель: выявление уровня перцептивных действий.

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в младшей группе. Сказка «Песенка-лесенка»Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в младшей группе. Сказка «Песенка-лесенка» Цель: Развитие звуковой речевой активности детей младшего дошкольного возраста с помощью театрализации сказки «Песенка-лесенка» В. А. Шейн.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик»Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Многофункциональное дидактическое пособие «Лесенка»Многофункциональное дидактическое пособие «Лесенка» Задумывалась моя лесенка как музыкально-дидактическая игра, но в процессе её изготовления рождались всё новые и новые идеи её применения.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха»Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» В августе 2015 года в Приволжском районе Астраханской области прошел муниципальный конкурс педагогов дошкольного образования "Лесенка успеха".

Автор публикации:
Диагностическая методика «Лесенка»
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 00:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД