Папки-передвижки

Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет

Татьяна Дощинская
Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет

Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни.

1. «Найди место фигуре» (матрица фигур). Задание направлено на выявление уровня развития логического мышления.

Оборудование: три квадратные таблицы, разделённые на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями треугольников, нижняя – изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе – самые крупные, в правой – самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

Публикация «Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет» размещена в разделах

Задача, стоящая перед ребёнком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребёнок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме, величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу.

Проведение обследования : взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определённом порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребёнок рассмотрел таблицу, взрослый говорит: «А теперь посмотри на середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку». Затем ребёнку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: «Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно поставить фигурки».

Обучение: если ребёнок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место для каждой фигурки, активизируя при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребёнка. После обучения ему предлагают ещё один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, т. е. отметить нужные места крестиками.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания, способ выполнения – самостоятельное или после обучения, результат.

2. «Найди время года». Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умение ребёнка устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением четырех времён года с ярко выраженными специфическими чертами.

Проведение обследования : пред ребёнком на столе раскладывают картинки с изображением времён года – зимы, лета, осени, весны. Ребё нку предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Скажи, какое сейчас время года. Покажи его на картинке. Какое время года наступит потом?» Уточняют знания ребёнка о последовательности времён года.

Обучение не проводится. Однако если ребёнок не справляется с заданием, его просят найти изображение определённого времени года.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания, умение определить время года в период обследования и соотнести его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщённый, фрагментарный и отсутствие представлений.

4. Группировка картинок по количественному признаку. Задание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной – много цветных карандашей, на другой – один цветной карандаш); 2-я пара (на одной – много яблок, на другой – одно); 3-я пара (на одной – много цыплят, на другой – один) и т. д.

Проведение обследования : пред ребёнком кладут пару картинок, на которых изображены: на одной – пять цветных карандашей, на другой – один. Ребёнку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку по одной картинке вперемешку и в ход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он клал в один ряд, а какие – в другой.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане.

4. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения выполнить счётные операции в умственном плане, умения принимать и анализировать условия познавательной задачи, т. е. на выявление уровня мыслительных операций.

Оборудование: 20 плоских палочек, экран.

Проведение обследования : проводится в два этапа: 1-й этап – ребёнку предлагают посчитать устно до 10 и обратно. Затем спрашивают: «Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? : 2-й этап – ребёнка просят взять из множества палочек только 5. Затем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: «Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал сначала: если я прибавил, то сколько, если уменьшил, то сколько». Взрослый закрывает экраном пять палочек и убирает две. Экран открывается и ребё нку задают вопросы: «Что я сделал – отнял или прибавил? Сколько стало?» Задание повторяется несколько раз, и счётные задания выполняются в пределах 8.

Обучение: проводится только на втором этапе. Если ребё нок не отвечает на вопрос: «Сколько я отнял?» – педагог снова показывает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и снова задаёт тот же вопрос. После этого задание повторяют с использованием экрана.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание всех вариантов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счётные операции в умственном плане.

5. «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, воссоздающего воображения.

Оборудование: на одном листе – 4 круга, на другом – 4 полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или карандашей.

Проведение обследования : сначала ребёнку дают один лист с изображением4 кругов и просят их дорисовать так, чтобы получились 4 разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением 6 полукругов и просят нарисовать 4 разных предмета, используя цветные фломастеры.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками). Задание направлено на проверку уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: серия из 4 сюжетных картинок «Игра с кубиками» : 1-я – мальчик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; 2-я – мальчик строит башню – ставит завершающую деталь.

Проведение обследования : ребёнку предлагают рассмотреть все картинки, а потом говорят: «Подумай, как из этих картинок составить рассказ: Положи картинки так, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание». После того как ребёнок разложит картинки, независимо от соблюдения последовательности событий (оценка его действий не проводится, его просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа можно менять картинки местами. Помощь со стороны экспериментатора не оказывается.

Оценка действий ребё нка: понимание ребёнком того, что серия картинок объединена одним сюжетом, учитывает ли ребёнок, что это событие происходит во временной, логической последовательности (основанием для этого служит правильно подобранный ряд картинок, может ли ребёнок отразить это событие и его последовательность в своём рассказе.

7. «Продолжи ряд» (письмо). Задание направлено на выявление уровня развития готовности руки к письму, умение ребёнка принять задание и проанализировать образец.

Оборудование: лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на 1-й строчке – 4 палочки; на 2-й строчке – палочки и крючки; на 3-й – треугольники; ручка.

Проведение обследования : ребёнка просят написать на листе бумаги те элементы букв, которые даны в образце, ему говорят: «Продолжай писать».

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания, анализ образца, умение писать по образцу.

8. Анализ слова. Задание направлено на выявление умения ребёнка принимать новые познавательные задачи, связанные с учебной деятельностью.

Проведение обследования : взрослый говорит ребё нку: «Я тебе назову слово, а ты подсчитай, сколько там звуков». Называет слово «дом» и спрашивает: «Сколько там звуков?» После этого называет слова «стена», «хвост» и спрашивает: «Сколько там звуков?» После этого называет слова «стена», «хвост» и спрашивает: «Какой звук второй? Назови третий, первый, четвёртый, пятый звуки».

Обучение: если ребёнок не может сказать, сколько звуков в слове «дом», взрослый медленно произносит каждый звук и считает их «Д – один звук, о – два, м – три. В этом слове – три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове «кот». Другие слова в этих случаях для анализа не предлагаются.

Оценка действий ребё нка: три картинки – лесная полянка, улица города, день рождения.

Проведение обследования : ребёнку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определённый сюжет, и подобрать иллюстрацию, соответствующую прослушанному тексту, а затем обосновать свой выбор.

Текст рассказа: «У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла шарик. Петя принёс кубики. А мама подарила Маше куклу».

Текст читают один раз в медленном темпе, при этом картинки ребёнку не показывают. Только после того, как ребёнку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: «Найди картинку, где нарисовано то, о чём я рассказал». После выбора картинки независимо от правильности решения ребё нка спрашивают: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?»

Обучение: предлагается повторное прослушивание рассказа.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания, сформированность соотношения между словом и образом, результат.

10. рисование (дом, дерево, человек).

Оборудование: бумага, цветные фломастеры.

Проведение обследования : методика та же, что и для 6-го года жизни.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания, интерес к заданию, анализ рисунков – стремление к сюжетному изображению.

Публикации по теме:

Презентация «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная документация Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном.

Игра, как составляющая психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период Консультация для воспитателей Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном.

Презентация «Организация работы группы психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации детей к ДОУ» К наиболее трудным ситуациям социализации детей относится адаптация детей к новым условиям дошкольного образовательного учреждения. Этот.

Методика обследования игрушки «Гусь» с целью последующего его изображения в рисовании, лепке, аппликации Методика обследования игрушки - гусь с целью ее изображения в рисовании, лепке, аппликации. Игрушка выполнена из папье-маше, поэтому в ней.

Методика обследования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР «МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР» Подготовила: Бабаева Надежда.

Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Организация образовательной деятельности и психолого - педагогического сопровождения детей с ограничениями возможностей здоровья в МБДОУ.

Организация развивающего психолого-педагогического сопровождения по коррекции агрессивного поведения у детей Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Ручеёк» Тема: «Организация развивающего психолого-педагогического.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важной задачей.

Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет МАДОУ детский сад комбинированного вида №16 Методическая разработка «Задания и упражнения для психолого-педагогического обследований детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет
Опубликовано: 20 января 2019 в 14:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД