Получи документы

Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет

Людмила Петровская
Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет

МАДОУ детский сад комбинированного вида №16

Методическая разработка

«Задания и упражнения

для психолого-педагогического обследований детей

с недостатками слуха и речи

с 2-х до 7-и лет»

Разработала: учитель-логопед

Петровская Л. С.

г. Апрелевка

2018г.

Введение.

Ввиду того, что у детей, имеющих нарушения слуха, отсутствует речь или она грубо нарушена, все обследование проводится по неречевым методикам.

Публикация «Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет» размещена в разделах

Цель предлагаемых заданий - определить уровень интеллектуального развития, зону ближайшего развития, особенности внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Обследование проводится в течение нескольких приемов, поэтому задания распределяются по различным разделам с постепенным нарастанием степени трудности для каждой возрастной группы детей. Допускаются некоторые модификации одних и тех же заданий.

С детьми самого раннего возраста обследование проводится путем создания игровых ситуаций. В игре с ребенком удается определить сохранность эмоций, интерес к окружающему, любознательность, адекватность поведения.

Начинается обследование таких детей с выполнения простейших действий и манипуляций с предметами /игрушками/.

В процессе работы мы постепенно усложняем манипуляции и переходим к сличению парных предметов, а в дальнейшем - к сличению парных картинок.

При оценке результатов обследования обращается внимание на усидчивость, работоспособность, интерес к заданию, характер выполнения задания.

Отказ ребенка от выполнения задания не может служить критерием при оценке его интеллектуальных возможностей.

Задания для детей 2-3 лет.

Манипуляции с предметами.

1. Игра с куклой, кормление, укачивание.

2. Игра с машинкой /катание, загрузка мелкими предметами/.

3. Манипуляции с фишками, грибочками, матрешками /бросание в тарелочки/.

4. Игра с кеглями /сбивание кеглей шарами/.

5. Собирание пирамидки /без учета величины колец/.

6. Складывание двусоставных матрешек /по показу/.

7. Сличение парных предметов /выбор не более чем из 3-х предметов/.

8. Сличение парных картинок /для детей до 2-х лет выбор не более чем из 2-х картинок/.

Форма предметов.

a) предлагается 3 фигуры из строительного материала разной формы, но одного цвета. По показу подобрать одинаковые

б) к коробкам разной формы /круглая, прямоугольная или квадратная/ подобрать крышки.

Восприятие, воспитание цвета.

а) выбрать красный шарик /из 2-3-х/ одинаковый с предъявленным по цвету /красный, зеленый, желтый/. Шарик можно прокатить по желобку, по столу в воротца, опустить в корзинку, положить в коробку, разложить на тарелочки.

6) подобрать предметы разные по цвету, одинаковые по форме /кубики/, разложить их кучками в разные стороны.

в) сличить плоскостные фигуры /треугольник, квадрат, прямоугольник с объемными геометрическими фигурами, кубик, шар, конус/ по цвету.

Восприятие величины.

Выбрать парный предмет одинаковой величины /шарик, домик, куклу, машинку/.

Задания для детей 3-4 лет.

Группа заданий дается детям 3-4 лет. Количество заданий значительно увеличивается, сами задания усложняются.

Учитывая особенности мышления детей со сниженным слухом /конкретно-образный тип/, все задания предлагаются с использованием наглядных предметов /в большинстве своем игрушек /.

В этом возрасте исследуется умение детей определять назначение предмета в быту.

Проводится исследование особенностей моторики в памяти. Количество заданий можно сократить в зависимости от времени, намеченного для обследования работоспособности ребенка.

Восприятие цвета.

1) нахождение схожих по цвету и форме предметов / три пары носков для куклы: красного, синего, желтого/. Надеть на ножку кукле носочек того же цвета, что и на второй ножке.

2) Нахождение предметов, одинаковых по цвету и разных по форме /складывание в кучки предметов одного цвета, например, кубиков, шариков, колец и т. п. /. Выбор из 2-3 цветов.

3) Аналогичную работу проводить с плоскостными фигурами.

Воспитание формы.

1) Сличение объемных парных фигур из строительного материала различных по цвету, но одинаковых по форме /2-3-4 предмета/.

2) Игра «почтовый ящик» /подбор и опускание фигур в прорези ящика/. «Токарный станок» /подобрать ключ/.

3) Подбор строительного материала одного цвета, разной формы /подобрать соответствующую пару и погрузить в машину или построить простейшую фигуру/. Увеличить количество предлагаемых предметов до 3-4.

4) Сличение плоскостных парных геометрических фигур /3-4/. Нахождение предмета, спрятанного в коробке.

Воспитание величины предметов.

1) Разложить 2 чайные ложки и одну кукольную на тарелки и блюдце /все предметы из кукольной посуды/.

2) Раздать платочки /лоскутки/ большим и маленьким куклам /2-3/.

3) Найти одинаковую плоскостную фигуру к предъявляемой /фигуры разложены на столе или расположены на стенде/. Использовать фигуры кукол, круги, квадраты, треугольники разные по величине/.

Ориентировка в пространстве.

1) Составить круг из двух полукругов одного цвета. Задание выполняется по показу.

2) Соотнести большой и маленький круги с контурными рисунками.

3) Построить простейшую фигуру из 3-4 предметов строительного материала.

4) Подобрать 3-4 парных картинки.

5) Сложить разрезную картинку из 2-3 частей.

6) Собрать матрешку из 3-4 частей.

7) Сложить пирамиду без учета величины колец.

8) Память и внимание. Узнавание предметов по назначению /использовать куклу, туфельку, расческу, ложку/. Поднося каждый предмет к ноге, голове, ко рту куклы, вызывать либо поощрение, либо отрицание ребенка.

9) Застегнуть пуговицы на пальто у куклы, на наволочке.

10) Завести заводную игрушку или играть на шарманке /по показу/.

11) Нажать кнопку звонка поочередно каждым пальцем правой и левой руки.

Память и внимание.

1) Разложить картинки или игрушку /2-3/ перед собой и перед ребенком /парные/.Закрыть экраном после того, как ребенок их хорошо рассмотрит. Затем одну игрушку убрать и предложить ребенку найти или угадать, что убрано.

2) Предлагаются геометрические фигуры желтого цвета /круги, треугольники, квадраты/. Одна фигура убирается, ребенок находит недостающую фигуру среди предложенных.

Задания для детей 4-5 лет.

У детей этого возраста, имеющих сохраненные интеллектуальные возможности, значительно дифферинцированным становится восприятие окружающего мира, улучшается и усложняется ориентировка в пространстве.

В заданиях для детей этого возраста увеличено количество упражнений, способствующих выявлению умения сравнивать объекты реального мира и их изображение или контуры. Вводится новое задание, выявляющее возможности ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, к абстрагированию.

Значительно увеличено количество заданий для исследования особенностей памяти и внимания.

Впервые предлагается задание по соотнесения количеств предметов /до 3/ с их изображением.

Восприятие формы.

1) Найти геометрическую фигуру /плоскостную/, соответствующую реальному предмету /выбор из 3-4 предметов/.

2) Соотнести геометрическую форму с рисунком /геометрическое лото/.

3) Зарисовать по подражанию /круг, треугольник, квадрат/.

Восприятие величин предметов.

1) Собрать пирамидку с учетом величины колец /по образцу/.

2) Составить ряд из 5-6 предметов в порядке возрастания их величины /кубики, вкладыши, круги, квадраты красного цвета, матрешка/.

Восприятие цвета.

1) Подобрать разные геометрические объемные фигуры по цвету / разложить 3-4 кучки по цвету: красный, синий, желтый, зеленый/.

2) Найти среди разложенных перед ребенком плоскостных геометрических фигур одинаковую с показываемой по цвету.

Ориентировка в пространстве.

1) Составить квадрат из 2-х треугольников по показу.

2) Подобрать 5-6 парных картинок /игра в предметное лото/.

3) Сложить разрезную картинку из 3-4 частей.

4) Соотнести 3-4 предмета /плоскостные геометрические фигуры/ с контурными рисунками.

5) Составить круг из 4-х частей /секторов/.

6) Узнавание предметов по назначению /игра с куклой/. Вместо реальных предметов /туфелька, расческа, ложка/ предлагается картинка.

7) Собрать матрешку из 4-5 частей.

8) Сложить пирамидку с учетом величины колец.

Ориентировка во времени.

Соотнести предметы или предметные картинки с сюжетной /летний и зимний пейзажи/.

Предлагаемые предметные картинки не должны быть изображены на сюжетной.

Память и внимание.

1) Воспроизвести ряд предметов и картинок из 3-4 через 5 сек., через 5 мин.

2) Построить простейшую геометрическую фигуру из палочек или геометрического материала по образцу, который убирается.

3) Предлагается 2 коробки /круглая и квадратная/. Спрятать в них показанный ранее предмет, найти предмет, предварительно поменяв предметы местами /через 10 сек., через 5 мин. /.

4) Назвать 3 картинки после того, как их рассмотрят и перевернут обратной стороной /для говорящих детей/.

Упражнения для проверки внимания.

1) Найти, что не дорисовано на предметной картинке /кошка без хвоста, без глаз и т. д. /. Соотнести эту часть с рисунком /использовать игрушки/.

2) Найти на сюжетной картинке недостающий предмет, подобрать соответствующий предмет или картинку и подложить к сюжетной.

Счет.

1) Соотнести /поставить, положить/ столько предметов, сколько показывает обследующий /много-мало, 1-2/.

2) Группировка плоскостных фигур по количеству /много-мало, 1-2/.

3) Соотнести количество ложек с количеством тарелок, поставленных перед ребенком, кукол с количеством карандашей /флажков/, количество машин с количеством гаражей.

4) Узнавание количества предметов путем ощупывания /1-2/.

Задания для детей 5-6 лет.

В этом возрасте в процессе обследования уделяется особое внимание возможностей ребенка к обобщению и сравнению, ориентировке в окружающем /соотнесение частей и целого, определение назначения предмета/.

При выполнении заданий по конструированию, составлению целого из частей /разрезные картинки, плоскостные геометрические фигуры/. Предлагаются образцы, по которым ребенок строит одинаковую фигуру. Значительно усложняется задание по счету : в этом возрасте исследуются возможности ребенка к проведению счетных операций. Более подробно обследуется память и внимание.

Ориентировка по форме и цвету.

1) Предлагаются плоскостные геометрические фигуры красного, зеленого, синего цвета. Просят ребенка зарисовать их /круг, треугольник, квадрат/.

2) Предлагаются объемные геометрические фигуры /шар, кубик, конус/. 2-3 цветов. Просят зарисовсть их.

3) Даются два комплекта карточек от светлого до темного 5-ти оттенков: светло-голубой-синий. Разложить по образцу.

4) Соотнести цвет и форму по таблице №1 и №2.

Таблица №1.

Таблица №2.

Восприятие величины предметов.

1) Соотнести предметы по величине: большой - меньше и маленький /предметы с картинок/.

2) Составить ряд из 6-7 предметов в порядке возрастания их величины /карточки, кубики, вкладыши/.

3) Исключение из ряда и включение предметов в ряд.

Ориентировка в пространстве и времени.

1) Сложить разрезную картинку из 4-5 частей.

2) Воспроизвести фигуру из 5-6 частей по образцу и по памяти /объемный и плоскостной геометрический материал/.

3) Построить заборчик из палочек 3-х цветов в разных сочетаниях по образцу.

4) Доска «Сегена», «почтовый ящик».

5) Подобрать нужный предмет /картинку/ к сюжетной картине / по профессиям: игра «кому нужно».

6) Невербальная классификация /простейший вариант/.

7) Узнавание предметов путем ощупывания /перед ребенком стоят парные предметы/.

8) Узнавание предметов по назначению: соотнести один с другим знакомым предметом /ткань - ножницы, замок - ключ, ручка – тетрадь, ручка двери, водопроводный кран, электрический штепсель, ключ, электрическая лампа, ручка водопроводного крана/.

Счет.

1) Соотнести количество реальных предметов с количеством предметов на рисунке /можно путем наложения/.

2) Узнавание предметов по количеству на ощупь /пуговицы/. До 3-х предметов.

3) Отстучать ногой, рукой, палочкой 3-4 раза по образцу.

4) Нахождение количеств по памяти /4-5 таблиц с точками/.

5) Счетные операции в пределах 3-4.

Внимание и память.

1) В коробки спрятать 2 предмета, поменять коробки местами. Найти через 10 сек., через 5 мин.

2) Воспроизвести ряд из 3-4-5 предметов или картинок через 10 сек., 5 мин., 10 мин.

3) Назвать 3-4 картинки сразу же после предъявления, через 10 сек., 5 мин. /после того, как их повернуть обратной стороной/.

4) Найти показанные ранее картинки /2/ среди 10-ти новых картинок через 10 сек., 5 мин., 30 мин.

5) Воспроизвести хлопки со слогами /до 3-х и со словами до 3/.

Задания для детей 6-7 лет.

В этом возрасте обращается внимание способность ребенка и более сложным обобщениям и на способность его к простейшим логическим выводам. Предлагаемые задания построены в плане сравнения предметов разных по форме, цвету и величине.

Задания по выявлению умения ориентироваться в окружающем /в пространстве и времени/ увеличиваются по количеству и становятся значительно сложнее.

При обследовании внимания и памяти более широко используется речевой материал /слоги, слова, простейшие фразы/.

Восприятие формы и цвета предметов.

1) Задания 1, 2, 3, 4 для детей 5-6 лет повторяются с детьми 6-7 лет.

2) Даются цветные геометрические фигуры /круг, квадрат, прямоугольник, треугольник/. Соотнести их по контурам.

3) Найти предмет по названию цвета и формы из 5-6 предметов разной формы и цвета.

Величина предметов /различение по величине/.

1) Наложить геометрические фигуры разного цвета и величины на контурные рисунки, разбросанные по таблице в беспорядке.

2) Задания 2,3 для детей 5-6 лет предложить детям 6-7 лет.

3) Сравнение предметов по величине /высокий-низкий/, для сравнения используются реальные предметы: собака, корова, слог, кот.

Ориентировка в пространстве и времени.

1) Конструирование по образцу /заборчики, лесенки из палочек, мозаика. Плоскостной геометрический материал: фигуры из 5-6 частей/.

2) Невербальная классификация /усложненный вариант с объяснением/.

3) Узнавание предметов путем ощупывания /без контрольного образца/.

4) Разрезанная картинка из 5-6 частей.

5) Составление ряда из предметов разной величины /до 6-ти/. Исключение и включение в ряд.

6) Доска. Сегена.

7) Ориентировка в правом и левом /показ по образцу/. Показ по названию для говорящих детей.

8) Группировка предметов по назначению /еда, предметы труда, учебные предметы/.

Счет.

1) Порядковый и обратный счет до 10-ти /до 5-6/.

2) Представление о количестве до 5-ти.

3) Узнавание предметов на ощупь по количеству до 5-ти.

4) Отстукивать до 5-ти по образцу.

5) Нахождение количеств по памяти /6-7 таблиц с точками/.

6) Счетные операции в пределах 5-ти. Решение простейших арифметических задач /по рисунку и на наглядном материале/.

7) Понятия «больше-меньше» /для говорящих детей/. Группировка предметов по словесному заданию. Вопросы? У кого больше? У кого меньше? Инструкция: положи больше, возьми меньше.

Память и внимание.

1) Предлагается ряд из 6-8 предметов или картинок. Одна-две картинки убираются. Найти их место в ряду и назвать убранные предметы.

2) Воспроизвести ряд из 5-6 предмета через 10 сек., 3 мин., 10 мин.

3) Назвать или разложить предъявленные ранее 5 картинок в том порядке, в котором они предъявлены были раннее через 10 сек., 3 мин.

4) Найти показанные ранее 5 картинок среди 15 картинок через 10 сек., 5 мин., 30 мин.

5) Хлопнуть и произнести 4 слова: папа, вода, жук, дом.

6) Показывается контурная фигура, убирается. На стенде находится одинаковая с показанной. Нужно ее найти.

7) Сложить ряд из слов /в таблицах/ и цифр: дом, тот, ток, 4,2 и дом, 2, ток, кот, тот, 4.

Сравнение /способность к простейшему анализу/.

1) Сравнение 2-х сюжетных картинок, на которых изображены одинаковые сюжеты. Отличаются картинки небольшими деталями. Детям предлагается найти эти детали. Вопрос: что изменилось?

2) Предлагается для сравнения летний и зимний пейзажи. Найти сходство и различие /для говорящих/. Рисунки должны быть сходны по месту /зимний и летний пейзажи леса и т. д. /.

3) Предлагается сюжетная картинка, на которой изображены необычные действия с необычными предметами. Найти эти неправильные изображения. Используется речь. Вопрос: что здесь неправильно? Жесты указательные, описательные.

4) Даются две картинки, на которых изображены хороший и плохой поступки. Надо оценить поступки любыми средствами /речевыми, эмоциональными/.

5) Сравнение реальных предметов / сходство и различие их: вопросы: чем похожи? Зачем нужны? Что едят? С чем играют? Даются реальные предметы или изображения (яблоко, мяч, арбуз, самолет, птица, собака, волк и т. д.).

Публикации по теме:

Презентация «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная документация Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном.

Игровые технологии в подготовке к обучению грамоте детей с недостатками речи «Человеческая культура возникла и развивается в игре, как игра». Й. Хейзинга Игровые технологии в подготовке к обучению грамоте детей.

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с недостатками слуха Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» На занятиях по обучению грамоте.

Консультация для воспитателей «Упражнения психолого-педагогического тренинга» Упражнения психолого - педагогического тренинга. I ГРУППА УПРАЖНЕНИЕ "ПТИЦЫ": ЦЕЛЬ: расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости,.

Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

Презентация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей в ДОО» "Программа психолого-педагогического сопровождения в ДОО" Разработанная программа психологического сопровождения в дошкольной образовательной.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Тезисы по абзацам «Организация психолого-педагогического обследования детей при поступлении в ДОО»Тезисы по абзацам «Организация психолого-педагогического обследования детей при поступлении в ДОО» Организация психолого-педагогического обследования детей при поступлении в ДОО (Журнал «Дошкольное воспитание» С. Яковлева; ДВ 2-2 16)Аннотация.

Упражнения по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 4–7 лет .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 12:04
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД