Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Вера Рудченко
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

На занятиях по обучению грамоте и чтению мы учим детей слышать звуки в слове, определять их место в слове, их количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность ребенком вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Часто у ребят возникают затруднения в умении слышать звук и определять его место в слове. Для решения этой задачи можно дома поиграть вот в такие речевые игры:

1) Игра «Любопытный».

Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука п-р: [Б].

- Где был? - На балконе.

- Кого видел? - Бульдога.

- Куда собираешься? - В булочную.

- Что будешь покупать? - Баранки и т. д.

2) Игра «Загадай любимую игрушку».

Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М'- А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т. д.

3) Игра «соревнование».

Правила: воспитатель называет любой звук и спрашивает

а) кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

б) кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

4) Детская игра «Кто больше?» (или «Подбери слова по схеме»).

Правила: Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).

Заданный звук изображен с помощью условной картинки (картинка, где изображено, как свистит насос).

Воспитатель предлагает подобрать слова к этой схеме (сахар, слон, сушка).

Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. За правильный ответ - фишка. В конце игры выбирает победителя. Аналогично, играете с другими звуками.

5) Игра «Добавь звук».

Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

вол - волк

рыба - рыбак

завтра - завтрак

пар - парк

Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т. д

6) Игра «Отними звук».

Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т. д.

7) Игра «Вставь пропущенный звук».

Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так, чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

Или звук [Р]:

Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т. д.

8) Д/игра «Угадай какое слово».

Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов (или по первым, вторым, последним звукам в название картинок). Например:

ворона - [В]

ракета - [Р]

астра - [А]

чайка - [Ч']

огонь - [О]

арбуз - [А]

бак - [Б]

очки - [О]

нос - [Н]

кенгуру - [К]

волк - [В]

9) Детская игра «Звучащий поезд».

Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

10) Детская игра «Одень слово».

Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки и объяснить свой выбор.

Например:

М А К

синий красный синий

согл. звук гласный согл., твёрдый

Твёрд. звук звук звук

Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:

«Назови первый звук в слове».

«Назови последний звук в слове».

«Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова».

«Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н].

• «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).

«Какой звук потерялся».

Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян. Например: В небе летит. амолёт.

В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

«Цепочка слов».

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

«Сравни первые звуки в слове».

Например: предложит пары слов тапки - тень (В слове тапки слышим твердый согласный звук [Т], а в слове тень - мягкий согласный звук [Т']).

«Назови слова на каждый звук в слове».

Объяснить ребенку, что в слове есть звуки, они идут один за другим. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков.

Например:

Сок: соска, очки, куклы, суп, обруч капуста и т. д.

При совместной работе воспитателя и родителей можно добиться наибольших успехов в подготовке ребенка к обучен

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют.

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха Игра "Угадай, что делать" Цель: Развивать слуховое внимание. Ход: Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Игры на развитие фонематического слуха» Консультация для родителей. Игры на развитие фонематического слуха. [/b] Эльвира Тропина Уважаемые родители! Большое значение в формировании.

Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников» Уважаемые родители! В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей» Краткое описание: В данной консультации раскрывается значение.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста Слайд 1 Тема нашего семинара «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста». Слайд.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • День Святого Валентина
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 22:23
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 февраля. Праздник Бабы-Яги и Кощея Бессмертного на МААМ

Без этих отрицательных персонажей русские народные сказки не были бы...

28 февраля. День графического диктанта на МААМ

Подготовка ребёнка к школьному обучению – процесс длительный и трудоёмкий. На этом важном пути и детям, и родителям, и педагогам нужно набраться терпения и сил. В качестве развивающей игры по формированию...

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе «Салют для наших пап»
Цель занятия: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики и жгутики, правильно раскладывать детали на...
Конспект занятия «С Днем защитника Отечества! Подарок папе»
Подарок детей старшей группы для своих пап и дедушек ко Дню защитника Отечества. Получилась целая эскадрилья самолетов. Выполняя поделку, дети...
К празднику гиацинтов на МAAM. Мастер-класс подарка для мамы «Гиацинт в горшочке»
К празднику гиацинтов на МААМ. Мастер-класс подарка для мамы «Гиацинт в горшочке». Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по...