Приложение МААМ

Методика занятий лечебной физкультурой с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

Марина Дмитренко
Методика занятий лечебной физкультурой с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Методика занятий лечебной физкультурой с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

Физическая активность - одно из важнейших условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста развития и формирования организма. Физическая активность зависит от функциональных возможностей человека, его возраста, пола и здоровья. В зависимости от состояния здоровья используются различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебная физкультура (ЛФК).

Публикация «Методика занятий лечебной физкультурой с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Лечебная физкультура – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

В детском саду №133 компенсирующего вида воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения). Как известно, зрительный дефект ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Уровень физического развития детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников.

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

Нарушение зрения вызывают значительные затруднения в познавании окружающего мира, сужает общественные контакты, ограничивает ориентировку и возможность заниматься многими видами деятельности.

Доказано, что зрительные нарушения вызывают целый ряд отклонений в физическом развитии ребё нка: нарушение осанки, плоскостопие, мышечная слабость, этим объясняется актуальность данной темы.

В процессе физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

В данном реферате рассматривается методика занятий лечебной физкультурой с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дети с недостаточностью зрения нуждаются :

• в коррекции самих движений, так как движения ребенка скованы и не координированы;

• в коррекции зрительного восприятия;

• в коррекции телосложения, осанки и плоскостопия;

• в коррекции развития физических качеств;

• в коррекции пространственной ориентировки, точности движений.

Цель методики занятий лечебной физкультурой : обеспечить всестороннее и полноценное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи:

1. Укрепление здоровья детей с нарушением зрения. Содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

2. Повышение физиологической активности органов и систем организма дошкольников с нарушением зрения.

3. Освоение основных двигательных умений и навыков.

4. Активизация функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

5. Укрепление мышечно-связочного аппарата.

6. Исправление дефектов осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия.

7. Укрепление склеры и мышечной системы глаза, улучшение кровоснабжения тканей глаза.

8. Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки.

Все эти задачи решает рациональное использование средств ЛФК на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Основные средства ЛФК:

1. Упражнения для зрительно–двигательной ориентации и снятия зрительного утомления. С помощью данных упражнений в игровой форме осуществляется самомассаж глаз, снятие физического, психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируются рациональные способы зрительного восприятия.

2. Прикладные гимнастические упражнения: ходьба и бег с различными положениями рук и ног.

3. Упражнения с гимнастическими палками и мячами для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних и верхних конечностей, исключая статическое напряжение и задержку дыхания.

4. Лазание и перелезание по гимнастической скамейке, висы на гимнастической стенке.

5. Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия, для укрепления сводов стопы. Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).

6. Упражнения на формирование правильной осанки включаются в каждое занятие и могут проводиться в форме игровых заданий: «встань прямо», «выполняй правильно», «держи голову правильно», «проверка осанки у стенки»; а так же включают упражнения на равновесие и ходьбу с грузом на голове.

7. Упражнения на развитие физических качеств. Для улучшения координации движений акцентируется внимание на упражнения в равновесии, так как они улучшают функцию вестибулярного аппарата. Чем лучше опора, тем лучше равновесие, а следовательно, лучше осанка.

8. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение).

9. Дыхательные упражнения нормализуют дыхание и пульс, укрепляют мышечный аппарат грудной клетки, увеличивают ее подвижность, обеспечивают вентиляцию легких, усиливают основной обмен и объем легких. Таким образом, оказывают влияние на общую осанку ребенка;

10. Упражнения на расслабление мышц (релаксация).

11. Работа на тренажерах для совершенствования координации движений и развития мышц.

12. Большое значение на занятиях по ЛФК приобретают подвижные игры, так как игровые ситуации позволяют снимать у детей неуверенность, скованность в двигательных актах. Во время игровой деятельности ребенок с нарушением зрения раскрывается, получает удовольствие, проявляет свои резервные возможности.

Принципы построения занятий :

1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.

2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.

3. Подбор упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.

5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).

6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки физические упражнения чередуют с отдыхом.

При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. Систематические разнообразные занятия физическими упражнениями, планомерное повышение нагрузок дадут устойчивое повышение двигательной активности.

На занятиях ЛФК используется специальное оборудование (звуковые сигналы, световые и цветовые ориентиры, различные тренажёры и т. д., которое обеспечит избирательное воздействие физических упражнений на ребёнка.

В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах.

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).

Для детей с нарушенным зрением наиболее типичным методическим приемом обучения является метод слова : беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр.

Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией.

Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредствам органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство, возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.

Метод стимулирования двигательной активности – отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах.

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами занятия используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.

Таким образом, с помощью специальной методики ЛФК формируется всестороннее и полноценное развитие слепого и слабовидящего дошкольника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

Список литературы

1. Азарян Р. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. - М. ,1989.

2. Беженцева, Л. И. Особенности организации процесса физического воспитания детей-инвалидов (слепых и слабовидящих) в условиях школы-интерната / Л. И. Беженцева. - Томск. Изд-во ТГПУ, 2003.

3. Икова В. В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. - М., 2001.

4. Тихвинский С. Б., Хрущев C.B. Детская спортивная медицина. – М. : Медицина, 2012.

5. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха : учеб. -метод. пособие / под ред. С. О. Филипповой, Т. В. Воробьевой. - СПб. : Лингвистический центр «Тайкун», 2014.

6. Цейтлин А. Г., Анисимова В. В., Леонова Л. А. Нарушения осанки и их профилактика// Вопросы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста. - М., 2009.

Публикации по теме:

Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом. Фитбол-гимнастика.

Использование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияИспользование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность использования осязания для ориентировки в окружающей действительности,.

Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения «Снегопад»Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения «Снегопад» Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения тема: «Снегопад» Воспитатель: Тукаева А. С. Образовательные.

Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения «Снегопад» Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения тема: «Снегопад» Воспитатель: Тукаева А. С. Конспект.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе Учитель-дефектолог (тифлопедагог) координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушением зрения. Цель такой работы: формирование.

Коррекционное занятие учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Здоровье наших глаз» Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42 г. Ленинск-Кузнецкий. Коррекционное занятие «Здоровье наших глаз». Цель: формирование.

Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения. ТЕМА И КОЛ-ВО ЧАСОВ 1. День знаний 4 2. Осень 6 3. Мой город, моя страна 4 4. День народного единства 8 5. Новый год 12 6. Зима 8 7. День защитника.

Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста в детском саду Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для.

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения плепто-ортоптическому лечению Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения Волкова О. А., учитель-дефектолог МКОУ "Школа № 256 для детей с нарушением зрения" г. Ижевск Одним из показателей нормального физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика занятий лечебной физкультурой с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 26 апреля 2017 в 15:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика занятий лечебной физкультурой с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дмитренко (УИ 812721) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД