Галина Жданова
Методобъединение «Ступеньки к самопознанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Городское методическое объединение
«Ступеньки к самопознанию»
Цель: проследить путь становления личности.
Оборудование и материалы: Листы бумаги с изображением лестницы, таблица Эриксона и т. д., книга «Тайна имени», музыкальный материал.
Ход семинара
Звучит песня М. Бернеса «Здравствуйте, дети»
На фоне спокойной музыки:
Публикация «Методобъединение „Ступеньки к самопознанию“» размещена в разделах
Ведущий: Человек родился. Весь мир принимает участие в его рождении, потому что зачатие приводит в движение небесные и земные силы, и это маленькое чудо природы от начала оберегается материнским теплом. Когда младенец появляется на свет, родители должны чутко прислушиваться к матушке-природе, чтобы не навредить удивительному и непостижимому ее творению. Сможем ли мы сделать все для полного раскрытия личности, не погасить индивидуальность уже в раннем детстве своим неумением обращаться с ней? Как часто мы действуем инстинктивно, но неосознанно. Первое и самое важное, с чего нужно начинать – самовоспитание (пробуждение собственного сознания, чтобы наши чувства, мысли, действия осознавались, заполнялись собственным Я). Мышление должно быть творческим, окрыленным, теплым. Человек должен быть преисполненным активным желанием действовать, наблюдать, удивляться. Творческое мышление помогает нам действовать не инстинктивно, наугад или под влиянием чужих авторитетов, а исходя из своей внутренней свободы. Оно ведет к пробуждению души, а следовательно к пониманию ребенка. Это и есть высшее состояние души, которое делает человека человеком. Наблюдение за ребенком, изучение его темперамента, особенностей поведения, способностей заставляет нас меняться, стараться управлять собственными эмоциями. Прежде чем воспитывать детей, нужно воспитать себя, нужно следить за собой, продумывать свои действия и слова.
А что есть личность?
Далее следуют ответы участников семинара.
Познакомьтесь, пожалуйста, с таблицей Эрика Эриксона – американского психолога. Вы видите, что при аномальном развитии личность приобретает черты, не совсем приемлемые для нормального человека. Наша цель сегодня – хотя бы очень кратко узнать, как избежать аномалии.
Формирование целостной личности возможно лишь в условиях, учитывающих закономерности психофизического и социального развития ребенка. Физическое и психическое здоровье ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены: проблемы в психике всегда влекут за собой снижение жизненного тонуса, а физический дискомфорт сопровождается подавленным настроением и негативными эмоциями. Основы целостного психофизического развития ребенка закладываются в процессе самопознания. Именно опыт самопознания обеспечивает ребенку возможность научиться видеть, чувствовать, думать, адаптироваться в жизни, найти в ней свое достойное место.
И наши, и зарубежные ученые заметили, что психический компонент имеет доминирующее значение. Он оказывает влияние на состояние жизнедеятельности нашего организма, на наше соматическое здоровье.
Известно, что большинство заболеваний нашего времени являются психосоматическими, т. е. возникающих под воздействием травмирующих стрессогенных факторов. Это гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматический артрит, диабет и др. Но мы видим, что здесь не встречается заболеваний, характерных для детей. Оказывается, все органы у детей защищены от стрессов, кроме носоглотки. И все банальные ОРВИ и ОРЗ – это и есть те самые психосоматические заболевания – реакция на стрессы, которые создаем мы – взрослые. Чаще всего нарушения психического здоровья отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их недоброжелательного, а иногда и враждебного отношения к ним, а также у детей из неблагополучных семей. Высказывание о личности.
Мы вступаем на нашу первую ступеньку «Я» (внешний, внутренний, поведенческий облик ребенка).
Цель: помочь ребенку раскрыть свою человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому, привить дошкольнику потребность в здоровом образе жизни.
Вопросы участникам семинара
Что такое здоровье?
Кого можно назвать здоровым человеком?
Вы здоровый человек?
Что нужно сделать, чтобы стать здоровым человеком?
Ответы взрослых сравниваются с ответами детей. (показ видео)
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Эриксон создал теорию взаимовлияния личности и среды, он связывает возрастной этап от рождения до года жизни с формированием в ребенке чувства базисного доверия к миру. Доверие, формирующееся в младенчестве, как чувство надежности тех, кто обеспечивает жизнь ребенка, в дальнейшем перерастает в веру человека в свой внутренний и внешний мир; веру в свое здоровье, в свою жизненность.
Противоположность чувству базисного доверия, согласно концепции Эриксона – базисное недоверие к миру. Причина этого в отсутствии или дефиците общения с матерью. Демонстрируется слайд – шоу: фотографии родителей с детьми –
«Дети начинаются с родителей»
Длительное пребывание ребенка в детском саду благотворно только тогда, когда благополучно его эмоциональное состояние. Традиции коллектива дают возможность сбросить накопившееся напряжение, успокоиться, почувствовать себя нужным и любимым детьми и воспитателями (выступления, рассказывающие о традициях детских садов города) Празднование дней рождения, проведение праздников, проведение тематических дней, месячников, дней открытых дверей и т. д.
Вторая ступенька «Моя семья»
Цель: помочь осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, свою принадлежность к определенному человеческому роду.
И любят тебя без особых причин,
За то, что ты внук,
За то, что ты сын.
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. В. Берестов
Что происходит с человеком после рождения? Ему дают имя. Имя в судьбе человека играет важную роль. В древности верили, что имя определяет всю судьбу в целом. У славян было детское имя и имя, которое давали после 12 лет. У индейцев имя «добывали» сами. Его давали по характеру, по совершенным поступкам, а если человек никак не проявлял себя, он долго оставался без имени (книга «Тайна имени»).
Приводится значение некоторых имен, зачитываются афоризмы Карнеги.
Для ребенка семья – очень большая ценность, она должна быть главной в его жизни.
(Сообщения о работе с родителями)
Ответы детей на вопросы: кто о тебе заботится? О ком ты заботишься? (видео)
Психологический тренинг
Представьте себе, что вы превратились в детей. Отыщите в своем сердце заповедный уголок детства. Жизнь разноцветная, пестрая, похожая на радугу. В жизни может быть много оттенков и цветов. Сядьте удобнее, закройте глаза, представьте голубое небо, красный мак, оранжевый апельсин, желтый лимон зеленую траву, синее море, фиолетовый шарик, улетающий вдаль. Вот у нас получилась радуга. В. Даль объясняет слово радуга, как производное «рай» и «дуга» (дуга рая, ворота в рай). Представьте свое детство – маленький рай, в который можно вернуться, когда появляются всякие гуси-лебеди. Самое дорогое для человека – это его жизнь. Загляните в свою маленькую жизнь, почувствуйте себя ребенком, сформулируйте свой самый трудный вопрос о жизни и запишите его на березовом листике (затем каждый участник в случайном порядке выбирают себе по листику с вопросом и отвечает на него вслух)
Третья ступенька «Мир вокруг меня»
Цель: познать природу и социальное окружение
Во всех садах ведется работа по экологическому воспитанию. Мы поговорим сегодня о социальном окружении.
Если я только для себя, то зачем же я?
Гегель
Социализация – целенаправленное воздействие агентов социализации (ДОУ, школа, улица, общественные организации и т. д.) на духовную сферу и поведение индивида, выражающееся в форме культурных норм, бытовых правил поведения, ценностей и идеалов.
Есть очень большая разница между социализацией взрослых и детей:
1. социализация взрослых выражается главным образом в изменении внешнего поведения, детская – формирует ценностные ориентации;
2. взрослые могут оценивать нормы, дети способны их только усваивать;
3. социализация взрослых предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого
4. социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных требований и правил.
Выступление воспитателей о работе по социализации детей в группах.
Четвертая ступенька «Я среди других»
Цель: формирование эмоциональных ценностей, отношения к себе и окружающим
Каждый человек отличается от другого
и с каждым днем отличается от себя
А. Поп
Ребенок познает себя через отношения с другими. Ему важно понять: насколько он похож на тех, кто его окружает: в чем проявляется это сходство; и хорошо ли, быть похожим на них. Вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, малыш делает для себя открытие: он не такой как все. Эти различия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности, в отношении к окружающему миру. Самопознание – оценивание человеком самого себя. Не всегда это происходит осознанно.
Проводится тест «Самооценка»
У людей разных профессий происходит деформация личности. Самые изменяемые: врачи реанимационных служб, военные, педагоги.
Пятая ступенька «Что я могу, кто я, какой я?»
Цель: формирование целостного представления о себе
Это возможно лишь в том случае, если ребенок научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Можно проводить тренинги, игры, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Наборы таких игр представлены в журнале «Обруч» 3-00, «Обруч» 5-05, «Дошкольная педагогика» 3-02, 4-02.
С участниками семинара проводится несколько игр. Такие игры должны проводиться в группах, т. к. диагностика волевых проявлений показывает недоразвитие волевых качеств, эмоций у детей.
Выступление воспитателя средней группы об «Уголке желаний» и об «Альбомах самопознания».
Шестая ступенька «Я и другие»
Цель: определение своего места в обществе, противопоставление себя другим
Ребенок должен занять активное место в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Ребенок может и должен познавать себя как в совместной деятельности со сверстниками, так и наедине с собой. Взрослый должен занять тактичную позицию: помогая ребенку в самопознании, он не навязывает ему свои знания и опыт, а терпеливо ведет его к новым открытиям личностного Я.
Почаще смотрите детям в глаза!
Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим!
Чаще улыбайтесь, и ваши улыбки вернутся к вам!
Помните – только личность может воспитать личность!
Раздаются памятки воспитателям.