Дарима
Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной
реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном
процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью
соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
Публикация «Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников» размещена в разделах
К группе методов организации деятельности относятся методы тренировки, приучение, педагогического требования, общественное мнение, поручение, воспитывающих ситуаций. Все они основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью мы сможем благодаря разделения ее на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда на еще меньшие части - операции.
В нашем МБДОУ Гэгэтуйский детский сад «Медвежонок» мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.
Основной формой организации обучения в детском садике является организованная образовательная деятельность (ООД). ООД организуется и проводится мной в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ «От рождения до школы». Время проведения ООД определяется режимом дня группы, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
В своей педагогической работе я использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Процесс игровой деятельности детей я строю так, чтобы можно
было опереться на наглядность в обучении, а организованная среда
способствует расширению и обогащению представлений и знаний детей.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне
индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Делится группа на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей
Фронтальная форма организации обучения. При работе со всей группой – это четкое расписание, единое содержание. На фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.
Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое
управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения;
недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) в нашей группе организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Использую различные методы :
1. Наглядные: - наблюдение; - рассматривание картин; - демонстрация
мультфильмов, видеофильмов; – некоторые приемы обучения, в отдельных
случаях выступающие в качестве самостоятельных методов : показ образца
задания, способа действия и др.
2. Практические: – упражнения;– игровой метод; элементарные опыты;–
моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во
взаимодействии со словесно—логическим мышлением.
3. Словесные:
- рассказы воспитателя;
- рассказы детей;
- чтение художественных произведений детям;
- беседы;
- сочинение сказок, рассказов совместно с детьми.
Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего
дошкольного возраста.
Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов
(приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от поставленных целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником через общение, игры. Очень интересно проводятся погружение в мир народного творчества, чтение художественной литературы, детских журналов.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным
компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной
базы ДОУ.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на
следующие виды:
• печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);
• электронные образовательные ресурсы (мультимедиа, мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);
• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы,
учебные фильмы на цифровых носителях);
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,
модели демонстрационные);
• учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);
• тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование,
спортивные снаряды, мячи и т. п.).
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
• объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);
• печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
• проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т. п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).