Кукла Полина Г
Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (величина)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (величина)
2. Методы и приемы работы
3. Методические требования к оборудованию и материалу
4. Организация и основные принципы построения занятий
5. Последовательность проведения занятий по развитию оптических характеристик (величина)
Публикация «Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (величина)» размещена в разделах
6. Конспекты занятийТема: Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта (пространственных признаков предмета). Величина.
Основные этапы работы.
Цель: формирование категориальной соотнесенности зрительного образа предметов.
Основные задачи:
1. Учить различать величину предметов (прикладывание и зрительное соотнесение, кинестетическим способом);
2. Стимулировать ребенка в активном исследовании предметов и материалов разными способами.
3. Воспитывать у ребенка желание общаться со взрослым по поводу предметов и действий с ними (ситуативно – деловое общение, доверие ребенка к взрослому;
4. Создание оптимальных условий для эмоционального статуса ребенка;
5. Развивать подражательные способности детей;
6. Воспитывать познавательные потребности.
Коррекционные задачи :
1. Развитие зрительно-моторной координации и усвоение порядка действий;
2. Развитие пространственной ориентировки (представления)-различение верха и низа предмета;
3. Совершенствование целенаправленных и соотносящих действий с предметом (движение руки, пальцев ребенка);
4. Обогащать сенсорный (чувственный) опыт ребенка;
5. Совершенствовать тактильные ощущения;
6. Учить группировать, соотносить и чередовать предметы по величине;
7. Развитие и стимуляция мотивационной сферы ребенка;
8. Формирование навыков саморегуляции;
9. Развитие внимания;
10. Формирование предпосылок развития активной и пассивной речи;
Методы и приемы :
1. Игровые: введение персонажей, эмоционально-экспрессивная речь взрослого, прятание (на примере матрешки, обыгрывание;
2. Наглядные: показ, совместные действия взрослого и ребенка, рассматривание, использование фланелеграфа;
3. Практические;
4. Словесные: диалог взрослого и ребенка, словесное описание предмета и действий с ним.
Пассивный словарь: «большой-маленький», «длинный-короткий», «высокий-низкий», «больше», «меньше», «выше», «ниже», «одинаковые».
Активный словарь:
Методические требования к оборудованию и материалу. :
Поверхность стола должна быть не скользкой, светлого цвета. Желательно проводить занятия в отдельной комнате. Ребенок должен сидеть спиной или сбоку от окна (дополнительные внешние раздражители).
Наиболее оптимальным материалом для сенсорного развития являются деревянные игрушки, т. к. их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.
Более удобными для захватывания являются вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша. Разница между большими и маленькими предметами (при ориентировке в величине) должна составлять от 1,5 см до 3 см.
Организация и основные принципы построения занятий : на втором году жизни не более двух человек.
1. Игровая форма (главное для ребенка – игровая задача, мотивация выполнения деятельности).
2. Смена видов деятельности (у детей приблизительно до трех лет сосредоточение внимания не более 5 минут, поэтому смена видов деятельности должна быть через каждые 3-4 минуты).
3. Повторяемость программного материала.
4. Перенос полученных знаний, сведений, способов действий из одной ситуации в другую.
Последовательность проведения занятий по развитию оптических характеристик объекта (величина) на втором году жизни :
1. Складывание матрешек, нанизывание колец на стержень (основная дидактическая задача – накопление зрительно-осязательных впечатлений, возраст – 1 год 3 месяца).
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы (основная задача – группирование по величине, возраст – 1 год 3 месяца-1 год 4 месяца).
Способ деятельности:
примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу);
2. Зрительное восприятие величины (зрительное соотнесение) - ребенок зрительно соотносит величину предметов и по просьбе взрослого показывает нужную.
При соотнесении предметов по величине следует обратить внимание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в тех случаях, когда они оказываются существенными для выполнения задания.
Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях (основная дидактическая задача – соотнесение по величине, возраст 1 год 7 месяцев-1 год 8 месяцев)
Конспекты занятий (величина)
Занятие 1 (соотнесение по величине)
Цели: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование:
Вариант №1. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные крыши, окна, двери трех величин, соответствующие размерам домов.
Вариант №2. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.
Ход занятия.
Логопед располагает на фланелеграфе изображения трех домов в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы дома. Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети подходят и по очереди достраивают дома (возможен вариант, когда логопед сначала показывает детям что нужно делать). Далее каждый ребенок на своем раздаточном материале выполняет задание. В конце логопед подводит итог: «Самому большому дому мы подобрали самые большие окна, самую большую дверь и самую большую крышу. В дом поменьше мы поставили дверь поменьше, окно поменьше и крышу поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь и самая маленькая крыша».
Занятие 2
Цели: продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.
Оборудование.
Картонные трафареты с изображением медведей, зонтиков двух (трех, четырех) величин, солнца, тучек.
Ход занятия.
Логопед говорит, что сейчас расскажет сказку про медведей: «В лесу жили медведи – мама и сынок. Вот один раз они пошли гулять и вышли в поле. Светило ярко солнце, но вдруг мама медведь сказала: «Смотри какая большая туча надвигается, сейчас пойдет дождь». Давайте поможем медведям спрятаться от дождя под зонтиками. Только смотрите внимательно кому какой зонтик подходит. В конце подводит итог: маме медведихе дали большой зонт, потому что она большая. А сыну маленький зонтик, потому что он маленький.