Получи документы

Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы, применяемые на уроках адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ

Обухов Сергей Александрович
Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы, применяемые на уроках адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В специальном обучении используются специфические для каждой ка-тегории обучающихся методы и приёмы коррекционно-педагогической ра-боты. Общепедагогические методы и приёмы обучения применяются особым образом : путём сочетания методов, которые взаимодополняют друг друга. Метод в обучении – самостоятельная структурная единица. Он всегда подчи-нен определённой цели, решает поставленную задачу, ведет к усвоению определенного содержания, приводит к планируемому результату.

Выделяют следующие факторы, определяющие выбор методов обуче-ния :

Публикация «Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы, применяемые на уроках адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

1. В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы у обучаю-щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)и значи-тельно снижены возможности двигательной активности, полноценного вос-приятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информа-ции, выступающей в качестве учебной.

2. Разные типы нарушения развития, в том числе физического, приво-дят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограни-чивает возможности использования в образовательном процессе определен-ных методов.

Основные методы обучения, применяемые на уроках физической куль-туры :

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельно-сти, её стимулирования, мотивации (словесные методы, наглядные методы, практические методы, игровой метод, познавательный);

методы контроля и самоконтроля (репродуктивные, исследовательские, проблемно-поисковые).

Методы обучения, применяемые на уроках адаптивной физической культуры в специальной коррекционной школе.

Практические методы : упражнения, игра, соревнование.

Наглядные методы : самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций.

Словесные методы : рассказ, объяснение, беседа.

Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. Они разнообразны используются при обучении учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках адаптивной физической культуры. В зависимости от целей обучения упраж-нения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (кон-трольные); по месту работы (классные и домашние); по форме словесного выражения (теоретические); по мыслительным операциям, которых они тре-буют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические). На уроках адап-тивной физической культуры имеют место общеразвивающие упражнения, ритмические, дыхательные. Упражнения сочетаются с объяснением, расска-зом, игрой, демонстрацией (построения, перестроения). Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований:

Сознательное выполнение учащимися задания.

Соблюдение определенной последовательности этапа обучения на уроке адаптивной физической культуры.

Эти упражнения направлены на развитие зрительного восприятия и про-странственных представлений, движений рук, головы. Сформированные в ходе разных упражнений знания и умения служат фундаментом для даль-нейшего обучения.

Упражнения должны использоваться в определенной системе с постепен-ным повышением уровня трудности заданий и самостоятельности учащих-ся при их выполнении.

Разнообразие упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания сначала в усло-виях приближенных к предыдущим, а затем в новых.

Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся.

Игра, как метод обучения, особенно подробно разработана в до-школьной педагогике и широко применяется на уроках адаптивной физиче-ской культуры. Подвижные игры – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Игра – развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельно-сти, зона социализации, защищённости, самореабилитации, сотрудничества, содружества, посредник между миром ребенка и взрослого. Игра – это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, что является одним из эффективных способов выстраивания коммуникации между людьми. Игра помогает выработать необходимые эмо-циональные и социальные навыки: умение общаться с другими детьми, орга-низовывать игру, устанавливать правила игры, следовать уже установлен-ным правилам игры, помогать товарищу в игре для достижения общей побе-ды, оказываться в положение то лидера, то подчинённого.

Дидактические игры в специальной коррекционной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного материала, но ино-гда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового матери-ала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдени-ями, упражнениями. Место и характер игры диктуются изучаемой темой, со-ставом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заин-тересовать детей, вызвать положительные эмоции, что повышает эффектив-ность обучения. В младших классах важное место занимают игры, направ-ленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения-ми) развивается речь, формируются количественные и временные представ-ления, навыки, расширяется кругозор.

Игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся при соблюдении ряда условий:

1) Они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе.

2) Игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей де-тей.

3) Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.

4) Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учащимися исполнять игро-вые действия.

5) Все виды игр требуют хорошего оснащения.

Наблюдение. Этот метод определяется как целенаправленный, плано-мерный, различный по длительности восприятия учащимися какой-либо спортивной деятельности на занятии (подвижные игры, соревнования). Ак-тивное применение этого метода объясняется тем, что создаются условия, позволяющие на основе чувственного познания окружающей действительно-сти развивать у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточнять-ся, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм.

Метод демонстрации. Данный метод обучения как правило применяет-ся в сочетании с другими методами. На уроках адаптивной физической куль-туры могут демонстрироваться способы выполнения двигательных приемов, построения, перестроения, восприятие предмета (какое-либо спортивное оборудование, какой-либо спортивный инвентарь, восприятие предмета в целом, обследование с анализом, определение строения предмета и т. д.). Словесное описание объекта (предмета, демонстрация способов выполнения двигательных приемов, должны способствовать развитию у учащихся с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдательности, формированию правильной, логически обоснованной речи.

Метод «Рассказ» используется на разных этапах урока адаптивной фи-зической культуры и может быть средством сообщения дополнительных зна-ний. Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включён в процесс объяснения на разных этапах урока. В начале урока учи-тель подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае в своём рассказе он систематизирует и обобщает знания по данной теме, по-лученные учащимися ранее. Если рассказ является основным методом сооб-щения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока. В конце урока рассказ учителя обобщает изученное. Учитель готовит свой рассказ, учиты-вая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.

Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода – теоретические доказательства, которые предполагают:

постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе до-статочного уровня знаний и развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

тщательный подбор фактического материала;

определё нную форму рассуждений: анализ, наблюдения и выводы;

формулировку выводов;

включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения.

Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест.

Беседа, как метод обучения, представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование к использова-нию этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагае-мых ответов учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями).

Требования к постановке вопросов:

четкость и правильность формулировок;

доступность содержания;

связь между задаваемыми вопросами;

разнообразие их форм и формулировок;

вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям уча-щихся.

Работа учащихся со спортивным инвентарём.

Основное внимание при использовании этого метода обучения уделяет-ся следующим требованиям:

учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению зада-ния;

проверить правильность усвоения полученных инструкций;

каждый учащийся должен знать название элементарного спортивного ин-вентаря (мяч, скакалка, гимнастический канат, гимнастическая скамейка, гимнастические маты и т. д.);

назначение спортивного инвентаря;

выполнение упражнения со скакалкой;

передача мяча в шеренге, катание мяча по полу, передача мяча в колонне.

Методы строятся из приемов, но не являются их совокупностью. Приём – это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в про-цессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. Методы обучения применительно к отдельному уроку или части урока приобретают более де-тальный характер. Метод в этом случае распадается на ряд приемов.

Методическая литература

1. И. М. Бгажнокова, к. п. н., профессор. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. – 181 с. – (коррекционная педагогика).

2. В. М. Мозговой, д. п. н., профессор. Современные подходы к физиче-скому воспитанию умственно отсталых детей. – М. : изд-во «Образова-ние», 2011.

3. А. М. Каунов. Современные технологии и методы обучения. /А. М. Ка-унов/ Перемена. – Волгоград: ВГПУ, 2008.

4. М. В Кларин. Технологический подход к обучению. /М. В Кларин /Школьные технологии. – 2003 – № 5.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы, применяемые на уроках адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 6 октября 2021 в 06:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы, применяемые на уроках адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Обухов Сергей Александрович (УИ 1349094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД