Людмила Макарова
Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми
Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический компонент: страдает чувствительность, двигательная функция речевых мышц. Эти дети нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. В комплексе коррекционных мероприятий на развитие речевой моторики приходится достаточно продолжительный период времени.
Публикация «Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Монотонные, однообразные занятия приводят к негативному отношению детей к обучению. Поэтому коррекционная работа с детьми, должна быть эмоционально приятной и разнообразной. Это подталкивает к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов в коррекционной работе.
Это комплексные разминки, дыхательно-голосовая гимнастика, оригинальные упражнения для развития тонкой моторики, пальцевые упражнения на предметах с игольчатой поверхностью, упражнения с шариками и ложками для развития артикуляционной моторики и т. п. Использование на занятиях этих рекомендаций повышает интерес ребёнка к занятиям, позволяет достичь поставленных педагогом целей с наибольшей эффективностью.
В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком: (диаметр шарика 2-3 см., длина верёвки 60 см., верёвка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел).
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой верёвке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой верёвке языком вверх.
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально.
4. Язык – «Чашечка», цель – поймать шарик в «Чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать его.
6. Поймать шарик губами, Сомкнуть губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа верёвочку руками.
Упражнения с ложкой:
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. Тоже, но толкать ложку в выпуклую часть.
4. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложкой, плотной стороной прижатой к губам, сложенным трубочкой, свершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
8. Взять по чайной ложке в правую и левую руку и совершать лёгкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
Игры с палочками
Игры с палочками – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнения с палочками можно выполнять в подгруппах и индивидуально.
Стихотворные речевые упражнения с использованием деревянных палочек помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи (небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом) помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Игровые упражнения по формированию чувства ритма, особенно со стихотворным сопровождением, носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.