Ольга Чечерина
Методы обучения декоративно-прикладному творчеству детей
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе обучения декоративно-прикладному искусству используются приемы, разработанные Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, А. А. Грибовской:
• Прием создания игровой ситуации (в начале занятия и во время анализа детских работ). Например: знакомство с новым промыслом, изделием этого промысла. Создание игровой ситуации повышает интерес детей к занятиям.
Публикация «Методы обучения декоративно-прикладному творчеству детей» размещена в разделах
• Прием пошаговой ориентировки. Взрослые и дети связывают рассматривание узоров с последующим их составлением, определяют те задачи, которые затем должны быть решены в рисунке. Например: дети рассматривают в образцах дымковской росписи такие элементы узора, которые потом учатся рисовать, – волнистые линии, круги, кольца.
• Прием сравнения. Сравниваются два элемента узора, композиции, для того чтобы научить понимать закономерности художественной росписи. Прием показывает возможности варьирования отдельных элементов узора при создании нового мотива. Например: гжельская традиция – сравниваются два элемента «усики» и «пружинки»; предлагаются варианты их расположения в той или иной композиции.
• Прием акцентирования. Например: используется движение руки – очерчивающий жест для выделения элементов узора на предмете, определения расположения их на листе бумаги и последовательности заполнения рабочего пространства.
• Прием моделирования. Формируется умение расположить элементы узора, происходит поиск вариантов построения композиции. Например: прежде чем нарисовать узор, дети выкладывают варианты узоров на плоскости, подбирая композиционное и цветовое сочетание.
• Прием комментирования действий детей в речи. Взрослые и дети проговаривают действия при воспроизведении элемента в процессе рисования. Например: «Завиток ведем вверх, теперь вниз»
Методика проведения непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисовании в средней группе.
I часть.
1. Заинтересовывающий (сюрпризный момент, художественное слово, фрагмент кукольного спектакля, включение музыки и т. д.)
2. Сообщение темы.
3. Внесение народной игрушки.
4. Внесение и рассматривание вариативных образцов (3-4 образца рассматриваются поочередно) :
Какими элементами узора украшен предмет?
Какого цвета элементы узора?
Как элементы узора расположены?
5. Частичный показ воспитателя.
II часть.
1. Приемы индивидуальной работы (показ и действие рукой ребенка по мере необходимости).
2. Словесные приемы (похвала, совет, объяснение, напоминание).
III часть.
1. Компоновка работ в соответствии с темой.
2. Рассматривание детских работ (вопросы из первой части).
3. Подведение итогов, похвала.
4. Игры, пляски, хороводы.
Методика проведения непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисовании в старшей группе.
I часть.
5. Заинтересовывающий (сюрпризный момент, художественное слово, фрагмент кукольного спектакля, включение музыки и т. д.)
6. Сообщение темы.
7. Внесение народных мастеров.
8. Внесение и рассматривание вариативных образцов (3-4 образца рассматриваются поочередно) :
Какими элементами узора украшен предмет?
Какого цвета элементы узора?
Как элементы узора расположены?
Чем отличаются узоры?
Чем узоры похожи?
5. Показ образцов поэтапного выполнения элементов узора (вариативные образцы убираются).
II часть.
1. Приемы индивидуальной работы (показ и действие рукой ребенка по мере необходимости).
2. Словесные приемы (похвала, совет, объяснение, напоминание).
III часть.
1. Компоновка работ в соответствии с темой.
2. Рассматривание детских работ (вопросы из первой части).
3. Анализ детских работ.
4. Подведение итогов, похвала.
5. Игры, пляски, хороводы.
Методика проведения непосредственно образовательной деятельности по декоративной лепке в средней группе.
I часть.
1. Заинтересовывающий (сюрпризный момент, художественное слово, фрагмент кукольного спектакля, включение музыки и т. д.)
2. Сообщение темы.
3. Внесение и рассматривание игрушки или предмета:
Как называются части предмета?
На что похожа каждая часть?
Какого цвета?
Какая часть больше или меньше?
4. Полный показ приемов лепки.
5. Прием на выработку формообразующих движений.
6. Установка на работу с называнием первого этапа.
II часть.
1. Приемы индивидуальной работы (показ и действие рукой ребенка по мере необходимости на изоматериале воспитателя).
2. Словесные приемы (похвала, совет, объяснение, напоминание).
3. Установка на завершение работы от лица персонажа.
III часть.
5. Компоновка работ на макете в соответствии с темой.
6. Рассматривание детских работ (вопросы из первой части).
7. Подведение итогов, похвала от лица персонажа.
8. Игры, пляски, хороводы.
Методика проведения непосредственно образовательной деятельности по декоративной лепке в старшей группе.
I часть.
1. Заинтересовывающий (сюрпризный момент, художественное слово, фрагмент кукольного спектакля, включение музыки и т. д.)
2. Сообщение темы.
3. Внесение и рассматривание игрушки или предмета (вариативные образцы) :
Как называются части предмета?
На что похожа каждая часть?
Какого цвета?
Расскажите о пропорциях.
Что делает?
Как украшена?
4. Частичный показ приемов лепки.
5. Прием на выработку формообразующих движений.
6. Установка на работу с называнием первого этапа.
II часть.
1. Приемы индивидуальной работы (редко показ и действие рукой ребенка по мере необходимости на изоматериале воспитателя).
2. Словесные приемы (похвала, совет, объяснение, напоминание).
3. Установка на завершение работы от лица персонажа.
III часть.
1. Компоновка работ на макете в соответствии с темой.
2. Анализ работ.
3. Подведение итогов, похвала от лица персонажа.
4. Игры, пляски, хороводы.