Папки-передвижки

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» (2 фото)

Елена Мозговая
Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления творческих работ».Тема:

«Воронежская матрёшка»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения.

Публикация «Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов „Воронежская матрёшка“» размещена в разделах

Программные задачи: Продолжать знакомить педагогов с народной игрушкой – матрёшкой;

- создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;

- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Познакомить педагогов с Воронежской матрёшкой;

- создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;

- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Ожидаемые результаты мастер-класса: повышение креативности педагогов; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Методы:

- интерактивный (словесный, наглядный, практический);

- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способы, свобода творчества);

Приемы: объяснение, консультация, рассказ, беседа с показом практических действий, создание произведений декоративно - прикладного творчества.

Использование наглядности: образцы готовых работ; схемы поэтапного выполнения изделий; материалы для практической работы.

Оборудование и материалы: заготовки матрёшек из древесины (болванки, гуашь, кисти №1-3,ватная палочка, стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для росписи у доски, пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка, сундучок.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагоги входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок).

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»

Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.

Вот сундучок расписной. Что в нём? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Педагоги: матрёшка

Фото «Воронежская матрёшка»

Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.

На сундучке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты ее возьмешь,

И в ней еще одну найдешь.

А в той еще.

И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но все же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пестрых

Румяные матрешки – сестры.

Была одна, а стало пять

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова прячутся друг в дружке.

Сказительница: (рассказ сопровождается показом игрушек – матрёшек)

Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы вспомним с вами историю создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, а так же нам предстоит расписать объемные матрешки.

2. Формирование новых знаний.

В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую.

Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Вот так и родилась первая матрешка - Россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Иллюстративный слайд: русские матрешки.

И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот например, семёновская

Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка -цепь небольших бутонов.

В Семенове роспись наносится на естественную золотистую фигурку. Из Семенова матрешка начала путешествовать по белу свету. На Всемирных выставках в Париже, Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира.

Загорская матрешка в сарафане, в кофточке вышитой, ярком платке и переднике, а в руках она держит узелок, петушка или гусыню. Одежку украшает орнамент- кругляшки горошками.

С Загорской фабрики игрушек за один год выходит столько матрешек, что если их выстроить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загорска до Москвы.

У полхов-майданской матрешки свой стиль декоративной росписи- фартук с яркими цветами, кудри завитками, румянец на всю щеку. Они закрывают всю фигуру матрешки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. Эти матрешки самые яркие. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, как у других матрешек, нет привычного сарафана и фартука. Цвет ее одежды ярок: малиново-красный, ярко - желтый, сочно-фиолетовый.

У любой матрешки рисуют большие глаза и маленький рот.

Это матрёшки традиционные.

Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.

Этапы изготовления матрёшки:

1). Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Срок сушки примерно два года.

2). Следующий этап - вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

3). Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.

4). А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Карандашный рисунок нужно закрепить жидко разведенными белилами.

Затем матрёшку расписывают красками. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.

Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром.

Сказительница: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка?

(Педагог обобщает ответы педагогов.)

Сказительница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки.

Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Они появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет.

Некоторые авторы делают на заказ по фотографии портретные матрёшки.

С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.

Воронежская матрёшка.

В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Забавная, яйцеобразной формы, наша матрёшка существует уже более 50 лет. Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном творческом поиске учеников воронежского художника П. Д. Пономарева. Приверженность местной матрешки в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева – главный художник творческого центра

«Воронежский сувенир».

Сама Елена Матвеева описывает свою куклу следующим образом: «Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо.

В Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти "пышные" формы я одела в традиционный воронежский костюм.

На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц, производились они в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии.

Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма».

За время работы Елена Геннадиевна создавала целые композиции из матрёшек. Например «Свадьба», которая вошла в число 30 лучших работ на конкурсе «Моя Россия. Мой мир», организованном ООН.

3. Основная часть.

Сказительница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Проходите в мастерскую за столы.

Творческая работа: Расписываем матрёшку.

-Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня стать мастерами-матрёшечниками и самим выполнить роспись матрёшки. Каждый из вас получит шаблон корпуса матрёшки. Ваша задача – опираясь на образец, расписать свою матрёшку. Приступайте к работе.

(Педагог раздаёт заготовки матрёшек, у которых уже прорисован узор простым карандашом)

-Перед вами лежат кисти, для более мелких деталей ватные палочки и зубочистки. Предварительно ваши заготовки уже загрунтованы, чтобы краска (в нашем случае это гуашь)ложилась ровнее и мягче. Педагог показывает таблицу узоров для росписи матрёшек.

Сказительница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. В своей работе мы будем применять приёмы, которыми пользуются наши дети на занятиях по художественному творчеству (всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягодки, стебельки). Во время их работы тихо звучит русская народная музыка.

4. Физкультминутка

Сказительница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеёк»

Проводится игра.

5. Итог занятия.

После окончания работы все матрёшки выставляются в ряд. И педагоги вместе со Сказительницей рассматривают их и выбирают: самую весёлую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т. д.

Сказительница: Ну что ж, за такую замечательную работу положена награда.

Вот я вам приготовила медаль, на которой написано «Мастер». Вы её заслужили, потому что поработали на славу.

Длительность занятия 30 минут.

Использованная литература

1. Алексахин Н. Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : Народное образование, 1998. – 96с.

2. Дидактическая игра «Народные промыслы» из серии «Учись играя», ООО «Десятое королевство», 2004

3. Скольникова Н. М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. – М. : АСТ: Астрель, 2010. - 139

Прикреплённые файлы:

master-klas_ig69j.pptx | 5064,04 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс «Ретро-игрушка «Матрёшка»Мастер-класс «Ретро-игрушка «Матрёшка» Уважаемые коллеги хочу предложить вашему вниманию сделанною мною новогоднюю игрушку : "Матрёшку" Для того, чтобы сделать нам такую игрушку.

Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» (старшая группа)Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» (старшая группа) Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» Цель : Познакомить детей.

Конспект НОД по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Сказочная гжель» Тема НОД:«Сказочная Гжель» Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость.

Конспект образовательной ситуации по аппликации и прикладному творчеству в старшей группе «Букет цветов для мамы» Цель: - создать условия для проявления самостоятельности, инициативы и творчества детей при изготовлении подарков самым близким людям –.

Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы»Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы» "Цветок для мамы"Цель: Научить детей создавать цветы из шерстяных ниток Задачи: Обучающие: познакомить детей с техникой выполнения изделий.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группеКонспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе. Воспитатель 1 категории Жмуйдецкая.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Герои мультиков»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Герои мультиков» Предлагаю коллегам материал для занятия по ДПТ: Пластелинография «Герои мультиков», которое очень понравилось детям Краткий конспект занятия.

Опыт работы по декоративно-прикладному искусству во второй младшей группе Знакомство детей с произведениями декоративно-прикладного искусства младшей группы можно реализовать в разных направлениях..

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству «Казачий колорит» Октябрь 1. Знакомство с историей казачества. Знакомство детей с историей возникновения казачества. 2. Казачья хата. Подворье. Знакомство детей.

Проект по декоративно-прикладному искусству Автор проекта: Елена Сергеевна Асанова Содержание 1. Аннотация проекта 2. Введение 3. Актуальность и социально-экономическая значимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»
Опубликовано: 27 января 2017 в 19:45
+250Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 173.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД