Папки-передвижки

Проект по декоративно-прикладному искусству

Елена Батарова
Проект по декоративно-прикладному искусству

Автор проекта :

Елена Сергеевна Асанова

Содержание

1. Аннотация проекта

2. Введение

3. Актуальность и социально-экономическая значимость

4. Анализ ситуации

5. Постановка проблемы

6. Цели и задачи проекта

7. Участники проекта

8. Сроки реализации проекта

9. Этапы реализации проекта

10. Управление и обеспечение проекта

11. Оценка результатов проекта

12. Критерии и показатели эффективности проекта

Публикация «Проект по декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах

13. Описание достигнутых (предполагаемых)образовательных результатов

14. Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

15. Приложение

16. Список используемой литературы

«Велика Россия наша, и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

Фарфоровые чашечки, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе ее названье-Гжель»

И. Кадухина

Аннотация проекта.

Данный проект разработан для детей подготовительной группы (6-7 лет) МБДОУ «Детский сад № 13» г. Сасово Рязанской области. Проект направлен на ознакомление дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи, воспитание интереса к народной культуре. Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории. Проект предполагает привлечение родителей к патриотическому и эстетическому воспитанию детей.

Введение

Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе: “С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Актуальность и социально-экономическая значимость

Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс.

С введением ФГОС в ДОУ важной проблемой является не столько получение детьми определенного объема знаний от взрослого, сколько развитие у дошкольника желание познавать, открывать для себя новое, исследовать мир - самостоятельно. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью данного проекта является развитие творческой личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, формирование патриотизма, любви и гордости за отчизну, родной народ.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства.

Формирование целостных представлений о национальной культуре обеспечивается на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Через родную песню, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

При знакомстве детей с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством нашего народа.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

Анализ ситуации:

Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру.

Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Проблема :

В настоящее время утрачена такая нравственная ценность,как патриотизм. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, об особенностях росписи. Недостаточно разработок оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста.

Проблема приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Цель: Расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве на примере гжельской росписи, организация условий для творческой самореализации, саморазвития и самосовершенствования старших дошкольников.

Задачи :

Образовательные

• Расширить и углубить представление детей о гжельской росписи.

• Познакомить детей с историей возникновения гжельского искусства.

Закрепить знания детей об особенностях гжельской росписи: ее колорит, основные элементы.

• Учить рассматривать изделия, выделяя детали узора.

• Учить составлять узоры по мотивам гжельской росписи.

• Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.

Смешивание двух красок на палитре: белой с синей.

Развивающие

• Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

• Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).

Воспитательные

• Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.

• Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.

Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники подготовительной группы и их родители.

Сроки реализации проекта :

Реализация проекта рассчитана на три месяца: 9.09.2016г-9.12.2016г.

Этапы реализации проекта :

1этап. Аналитический. С 09.09.2016г. по 30.09.2016г

• Диагностика знаний детей о народных промыслах

Диагностика технических навыков в декоративном рисовании.

• Анализ программы по художественно-эстетическому развитию детей, изучение и подбор литературы, разработка паспорта проекта «Сказочная Гжель»

II этап. Практический. С 01.10.2016г. по 01.12.2016г.

Расширение первоначальных детских представлений о гжельской росписи, накопление и закрепление полученных знаний через организованную образовательную деятельность (презентации о гжели, беседы с детьми, декоративное рисование, создание гжельских узоров разными способами. пластилинография, создание мини – музея.

III этап. Заключительный. С 2.12.2016г. по 09.12.2016г

Результаты практической деятельности:

- выставка детских рисунков и работ;

- Создание мини-музея «Сказочная гжель»

Управление и обеспечение проекта :

• Подборка наглядно-дидактического материала по теме (иллюстрации, картины, открытки, дидактические игры);

• Подборка художественной литературы по теме (книги, стихи, рассказы, пословицы, поговорки); • Подборка музыкального материала по теме (песни, музыка, танцевальные композиции, видеоподборки);

• Подборка мультимедийных презентаций по теме;

• Подборка наглядного материала ( изделия народных мастеров: подносы, игрушки, свистульки, ложки, кувшины, чаши и др.) для мини-музея народной росписи;

• Различные материалы для продуктивной деятельности детей (картон, краски, ткань, пластилин и др.);

Декорации и костюмы для итогового представления;

Оценка результатов проекта

Организована выставка работ по народному декоративно-прикладному творчеству Гжель, выполненных родителями с детьми.

По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.

Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности

Критерии и показатели эффективности проекта

1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:

- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;

- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.

2. Включение родителей в образовательный процесс:

- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;

- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

За время реализации проекта :

• Дети научились выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму,создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи.

• У детей сформировался интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.

• Дети расширили свой кругозор

• Узнали много интересного и познавательного о гжельской керамике, истории возникновения, из какого материала ее изготавливают и ее предназначение

• У детей появился устойчивый интерес к творчеству народных мастеров, стали ближе и дороже традиции нашего народа страны.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Коллекция предметов, расписанных Гжельской росписью, демонстрируется родителям на собрании, а также детям других групп. Предполагается изготавливать подобный материал по другим лексическим темам в течение всего учебного года.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

Предметы всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать один вид промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. У детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать поделку по образцу тех, которые им показывали на занятиях.

Список используемой литературы

• Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

• Логинов В. М. ,Скальский Ю. П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М. : Сварог, 1994.

• Сурьянинова Н. С. Синие цветы Гжели. Книжка-картинка. – М. : Малыш, 1986.

• Алексахин Н. Н. Голубая сказка. – М. : Народное образование, 1996.

• Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М. : Педагогика-Пресс, 1992.

• Пословицы русского народа. Сборник В. Даля; в 2-х т. - М. : Художественная литература, 1984.

Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки. /Сост. Г. Науменко; художник А. Борисов. – М. : Детская литература, 1989.

Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Сказки и краски. – М. : Русский язык, 1989.

• Народное искусство в воспитании детей : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : педагогическое общество России. 2000.

• Мосин И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… - Екатеринбург: У – Фактория, 1996.

• Е. Кончин. Как рождается музей. – М. : Детская литература, 1988.

• Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателя детского сада/ Под. Ред. Л. В. Руссковой – М. : Просвещение, 1986.

• Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным творчеством. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 176 с. :цв. вкл.

• Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

• С. Вохринцева «Россиночка» - наглядное пособие

«Чудесная гжель» - рекомендации для занятий

•А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» - методическое пособие

• И. Лыкова «Изобразительная деятельность» - методическое пособие

• Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством»(цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста)

Публикации по теме:

Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» (старшая группа)Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» (старшая группа) Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» Цель : Познакомить детей.

Конспект НОД по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Сказочная гжель» Тема НОД:«Сказочная Гжель» Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость.

Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы»Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы» "Цветок для мамы"Цель: Научить детей создавать цветы из шерстяных ниток Задачи: Обучающие: познакомить детей с техникой выполнения изделий.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группеКонспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе. Воспитатель 1 категории Жмуйдецкая.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Герои мультиков»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Герои мультиков» Предлагаю коллегам материал для занятия по ДПТ: Пластелинография «Герои мультиков», которое очень понравилось детям Краткий конспект занятия.

Опыт работы по декоративно-прикладному искусству во второй младшей группе Знакомство детей с произведениями декоративно-прикладного искусства младшей группы можно реализовать в разных направлениях..

Педагогический проект «Декоративно-прикладное искусство» Вид проекта: творчески – информационный Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель,.

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству «Казачий колорит» Октябрь 1. Знакомство с историей казачества. Знакомство детей с историей возникновения казачества. 2. Казачья хата. Подворье. Знакомство детей.

Проект по воспитанию интереса к искусству Башкортостана «Курая задушевный звук» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Родничок» г. Белорецк муниципального района.

Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы» МБДОУ «ДС №8 КВ» г. Пикалево ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» Выполнили воспитатели Копусова И. И. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по декоративно-прикладному искусству
Опубликовано: 25 января 2017 в 13:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД