Приложение МААМ

Методы освоения русских народных сказок в раннем возрасте

Роза Мустафаева
Методы освоения русских народных сказок в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка! Как много хороших воспоминаний связано с ней у каждого из нас. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность – важная особенность сказок, которое облегчает их восприятие детьми, не способному еще к абстрактному мышлению.

Публикация «Методы освоения русских народных сказок в раннем возрасте» размещена в разделах

Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Программа воспитания и обучения детей в детском саду нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности и заботливого отношения друг к другу.

Во время работы с малышами по развитию речи своей группы, я проанализировала, что большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая сказку, они только называют персонажи. Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно – речевой деятельности, интереса и любви к народным сказкам, воспитания гуманных чувств.

В нашей группе есть много книг со сказками, красочными иллюстрациями к ним. Являясь наглядным материалом, книги помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. Чтобы сказка прочно вошла в жизни ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание.

Я не просто рассказываю, а продумываю, в какой форме преподнести материал, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

В течение года знакомлю детей в среднем с тремя русскими народными сказками. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение. Обычно рассказываю сказку дважды, иногда повторяю и в третий раз. Это не надоедает детям, поскольку я обеспечиваю их активность во время слушания: предлагаю выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая - пребольшая была репка; как её тянут, потянут и т. п., использую разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяю показом картинок на фланелеграфе и. т. д., побуждаю инсценировать или драматизировать отрывок из сказки.

Наибольшая полнота восприятия достигается, когда я сочетаю свой рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном показывании либо действую этими же фигурками, либо прибегаю к инсценированию сказки (как при помощи фланелеграфа, так и используя “Живые картинки”). Действовать с фигурками настольного театра наиболее удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.

Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для повторения знакомых малышам сказок. В этом случае после первого рассказывания текста я помогаю детям припомнить содержание сказки путем заданий, которые одновременно помогаю малышам сменить позу, подвигаться (показать, как тянули репку). Здесь же припоминаю отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи (“Мышка бежала, хвостиком задела, покатился колобок дальше – только заяц его и видел”). Можно предложить малышам задание, требующее от них и более сложных умственных операций. Например, попросить рассказать о том, кто тянул репку (перед детьми находятся фигурки всех персонажей сказки).

Восприятие некоторых сказок, например, русской народной сказки “Колобок”, идет успешнее, если проводится предварительная подготовка. За 1 – 2 дня до проведения образовательной деятельности с детьми рассматриваем иллюстрации к сказке, читаю песню колобка. Заканчиваю НОД целесообразно, самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, а также рассматриванием иллюстраций. Малыши вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж; я поощряю попытки драматизации.

Также я повторяю с детьми недавно рассказанную сказку и сказку, с которой малышей знакомила месяц – полтора назад (например, “Репка” или “Курочка Ряба”). Повторяя с детьми сказку, я не всегда рассказываю её целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить отдельные отрывки, в частности и те, которые легче забываются и наиболее интересны в плане обогащения речи. Я начинаю рассказывать отрывок один, а продолжаю совместно с детьми. Здесь обязательны задания по воспитанию интонационной выразительности речи. Например: “Вот уж бабка и дед тянут репку. Кого же позовут на помощь?” – размышляю я. “Внучку позовут” – подсказывают дети. “Что-то нет внучки. Наверное, далеко убежала. Давайте поможем деду и бабке позвать её” – говорю я. “Внучка, иди репку тянуть” – зовут дети с моей помощью. Или утешая деда и бабку, лишившихся золотого яичка, дети упражняются в восклицательной интонации (“Не плачь, дед!”). При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации. Это доставляет малышам много радости. И хотя зачастую, охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок забывает ее, не всегда согласует свои действия с действиями партнера.

Меня не смущают эти трудности. Я всегда помню, какие упражнения требуют от меня большого такта, терпения, оценки их речи (как содержательной стороны, так и эмоциональной).Без всего этого ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями.

К. И. Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться успехам и счастью другого человека, переживать чужую судьбу, как свою. Сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок, чувствует себя активным участником и всегда отождествляет себя с персонажами, которые борются за справедливость, добро и свободу. Дети любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, используя их основным фундаментом для себя.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Театр картинок «Театр русских народных сказок»Театр картинок «Театр русских народных сказок» Добрый день, уважаемые коллеги! Дети и взрослые очень любят читать и слушать сказки. Особенно любимы нами русские народные сказки. В русских.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Мастер-класс по созданию лэпбука «Знакомство с природным миром Белогорья по средствам русских народных сказок» На протяжении года работы по реализации регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях.

Сценарий кукольного спектакля «Огородная история» по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Проектная деятельность второй младшей группы «В мире русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 2» г. Челябинска Проектная деятельность по теме: «В.

Рецензия на квест-игру «По страницам русских народных сказок» Рецензия на организованную образовательную деятельность. Тема: «По страницам русских народных сказок». Направленность: познавательное развитие,.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русских народных сказок «Морозко» Дорогие мои коллеги! Я предлагаю Вам сценарий спектакля, в котором у меня актерами были только педагоги. Получилось настоящее сказочное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы освоения русских народных сказок в раннем возрасте
Опубликовано: 17 мая 2020 в 18:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы освоения русских народных сказок в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Роза Мустафаева (УИ 1439062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД