Лучший педагог года

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста

Татьяна Кругленко
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста

РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»

Предмет педагогики как науки - изучение закономерностей воспитания человека.

Основные педагогические понятия

Воспитание - процесс целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности.

Включает такие понятия, как:

- Самовоспитание- процесс самоусовершенствования личности.

- Исправление - освобождение от отрицательных качеств, целостная переориентация личности.

- Перевоспитание - корректировка, освобождение от отрицательных и формирование положительных качеств личности.

Публикация «Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Закономерности воспитания - отражают сущность процесса воспитания и развития ребенка, конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологиях; технологии - в средствах и методах.

Закономерности:

результат воспитательных воздействий будет положительным, если:

1) сам ребенок проявляет активность;

2) реализуется потребность ребенка в любви;

3) личность эффективно развивается.

Образование - процесс и результат усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, умений и навыков, т. е. результат обучения.

Система образования - совокупность учреждений, призванных осуществлять воспитательно-образовательную работу в стране.

Включает:

1) преемственные образовательные программы;

2) сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы;

3) органы управления образованием.

Обучение - основной способ овладения знаниями и основное средство воспитания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков.

Включает:

- преподавание - деятельность педагога по передаче знаний учащимся.

- учение- деятельность учащихся по овладению знаниям, умениями и навыками.

- научение - результат обучения.

- занятие - основная форма организации обучения в ДОУ.

- урок - основная форма организации обучения в школе.

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное воздействие педагогов в учебно-воспитательных учреждениях.

Педология - наука о детях.

Развитие - представляет собой процесс физического, психического и социального созревания человека.

Умение - это сформированная способность у детей совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык - автоматизированное действие. Формируется в результате многократных повторений, методом упражнения.

Личность - неповторимая комбинация антропологических и социально-психологических характеристик человека.

Соединяет в себе:

соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, которые проявляются в переживаниях, суждениях и поступках.

Метод - основной путь достижения цели.

Прием - составная часть метода.

Методы обучения – способы работы педагога, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков.

Классификация методов : наглядные, словесные, практические, игровые.

Технологии (обучения, воспитания) - совокупность и определенная последовательность методов, приемов и средств педагогической работы, направленная на достижение цели, результата.

Средства воспитания - все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, ТСО, разнообразные виды деятельности, игрушки, наглядные пособия, общение и пр.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности и проявляющиеся только в процессе овладения деятельностью.

Методы воспитания - способы педагогического воздействия на детей, направленные на достижение задач воспитания.

Классификация по средствам воспитания :

1. Воспитание словом;

2. Воспитание делом

3. Воспитание ситуацией

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Прием воспитания - это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Используя метод воспитывающей ситуации, пользуемся приемами педагогический оценки, поощрения и пр.

Дидактика - часть педагогики, излагающая теоретические основы обучения и образования.

Принципы обучения - это объективные закономерности, исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, средства и формы организации.

Программа - государственный документ, определяющий цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.

Принципы воспитания - исходные теоретические положения, которыми руководствуются педагоги при организации воспитательно-образовательного процесса.

Принципы:

- поддерживать и направлять потребность ребенка в активности;

- учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями;

-принцип терпимости к ребенку;

- умение прощать;

- проявлять любовь.

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Цель - изучить материал, который наработан уже в науке и практике по интересующей проблеме.

1. Библиография - составление перечня литературных источников, отобранных в связи с исследуемой проблемой.

2. Аннотирование - составление аннотации.

3. Реферирование - краткое переложение основного содержания работы.

4. Конспектирование - ведение более подробных записей, где выделяется и раскрывается содержание основных идей и положений, представленных в работе.

Методы изучения передового педагогического опыта.

Цель - изучение реально складывающегося педагогического процесса, осмысление творческих находок педагогов-практиков.

1. Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал.

2. Беседа - используется с целью получения необходимой информации.

3. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкет.

4. Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся - метод, помогающий получить данные, характеризующие индивидуальность каждого учащегося.

5. Изучение педагогической документации – метод сбора фактических данных, характеризующих педагогический процесс.

Педагогический эксперимент.

Цель - специально организованная проверка методов, приемов, средств или педагогических условий.

Виды:

Естественный эксперимент - проводится без нарушения нормального хода учебно-воспитательного процесса.

Лабораторный - проводится в специально созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, точно фиксирующей изменения объекта наблюдения.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

В педагогике выделяют две группы факторов:

1 группа - биологические факторы:

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Задатки - анатомо-физиологические особенности человека, которые служат предпосылкой развития способностей. Задатки многозначны, на их основе могут вырабатываться разные способности в зависимости от условий жизни и воспитания.

Способности - относительно-устойчивые, индивидуально психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения деятельности. Отчасти относятся к биологическим факторам, т. к. способности проявляются и развиваются только в деятельности. Способности проявляются в том, насколько ребенок быстро, легко и прочно осваивает способы организации и осуществления деятельности.

Период внутриутробного развития - время от зачатия до рождения.

Влияние внутриутробной среды и формирование организма ребенка в утробе матери изучает пренатальная педагогика.

Пренатальное развитие психики- дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внутриутробной среды.

Постнатальная жизнь - жизнь ребенка после рождения.

2 группа - социальные факторы:

Социальная среда :

Макросреда - общественное устройство государства, его экономика, культура, быт народа и пр.

Микросреда - непосредственное окружение ребенка, семья, друзья и т. д. Воспитание - целенаправленный процесс формирования у ребенка желаемых качеств личности.

Является ведущим социальным фактором развития личности. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления человеческой личности. Необходимо познать действия определяющих факторов формирования личности и научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания

человека и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей.

Поэтому воспитание как целенаправленный процесс в силах скорректировать воздействие неблагоприятных факторов и использовать действия благоприятных факторов.

Исходя из этого, факторы развития классифицируются по двум направлениям:

1 группа - определяющие факторы

2 группа - влияющие факторы

СРЕДСТВА :

Обучение - ведущее средство умственного воспитания, т. к. осуществляется целенаправленно, систематически и планомерно, что обусловливает определенную последовательность, четкость и глубину освоения знаний.

2. Окружающая действительность - люди, предметы, природа, общественные явления. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать все ситуации для приобретения и накопления детьми новых знаний. Одним из ведущих методов является - наблюдение. Воспитателю следует правильно организовать его, чтобы помочь детям увидеть то, что сразу не заметно. Это способствует развитию наблюдательности - качества личности, выражающееся в способности быстро и легко замечать изменения в окружающем.

Игра - специфически детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Разные виды игр по-разному действуют на умственное развитие:

Сюжетно-ролевые - расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют речевому общению.

Игры-драматизации - активизируют речь, развивают воображение.

Строительно-конструктивные - развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Дидактические игры - способствуют

закреплению и уточнению знаний, активизируют мыслительную деятельность детей.

Подвижные игры воспитывают быстроту реакции, выдержку, способность добиваться результата.

4. Труд. В процессе трудовой деятельности происходит практическое обследование предметов, ознакомление с теми свойствами, которые они претерпевают в ходе действий с ними.

МЕТОДЫ - все методы, используемые в процессе воспитания и обучения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

Так как умственное воспитание непосредственно оказывает влияние на всесторонне развитие детей, то все формы организации воспитательно-образовательного процесса могут использоваться для умственного развития.

РАЗДЕЛ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

- целенаправленное развитие ощущений и восприятий, которые представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета.

ЗНАЧЕНИЕ - сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, т. к. на основе непосредственного чувственного восприятия формируются первоначальные представления об окружающем мире, и чем богаче ощущения и восприятия, тем точнее и шире будут полученные представления, на основе которых формируются у детей знания. Ощущения и восприятия являются сенсорными процессами. Ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета. Характер представлений, их точность и отчетливость зависят от степени развития данных сенсорных процессов. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Поэтому необходимо систематическое, планомерное и целенаправленное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Научить действиям обследования предмета.

Формировать представления о сенсорных эталонах.

Развивать чувствительность анализаторов.

Учить правильно называть свойства предметов.

Учить ориентироваться во времени и в пространстве.

Развивать речевой и музыкальный слух.

Публикации по теме:

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, приемы и средства воспитания Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.

Средства, методы и приемы физического воспитания Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2018 в 23:51
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД