Евгения Савенкова
Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего поколения элементов природоохранной культуры [1, С. 18]. Особенно актуален такой подход в работе дошкольных образовательных учреждений, формирующих в сознании ребёнка комплекс первичных знаний об окружающей среде и экологии.
Публикация «Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
Дошкольники активно включаются в деятельность, которая направлена на освоение естественной среды обитания, ознакомление с объектами живой природы и её явлениями, начиная еще с раннего возраста. Так выработка основ природоохранного образования планомерно ведётся уже в среде самых маленьких участников учебно-воспитательного процесса – детей младшего дошкольного возраста. Обоснована такая тенденция прежде всего тем, что младшие дошкольники чрезвычайно восприимчивы ко всему, что их окружает, и движимы безграничной силой познавательного интереса, непосредственно влияющей на результативность применения методов и приёмов экологического образования, а также на организацию воспитания в природоохранном русле в целом [1, С. 23].
По утверждению профессора Т. А. Серебряковой, базирующемуся на наблюдениях многочисленных психолого-педагогических исследований, «у дошкольников можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности в природе» [6, С. 4]. Однако реализовать эти задачи на практике с учётом характерных особенностей дошкольной возрастной группы достаточно сложно.
Проблема формирования у младших дошкольников отношения к природной среде и её неотъемлемым составляющим признана специалистами в области педагогики и психологии одной из центральных в экологическом воспитании подрастающего поколения [1, С. 78].
Значимость формирования у подрастающего поколения элементов природоохранной культуры была в полной мере осмыслена и подведена к содержанию отечественного образовательного процесса в конце 90-х гг. минувшего столетия, вследствие чего экологическое воспитание обрело статус нового динамично развивающегося направления в дошкольной педагогике [9, С. 15].
С. Н. Николаева, автор первой «Программы экологического воспитания дошкольников» (1993, утверждает, что процедура внедрения в образовательный процесс природоохранной концепции была отмечена повышенным вниманием к аспектам проблематики экологического образования и его осуществлению в условиях работы именно дошкольных организаций [5, С. 4]. Теоретики и практики педагогики усматривали острую необходимость в создании «обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовке специалистов к экологическому воспитанию дошкольников» [5, С. 6]. Реализация в дошкольном учреждении принципов воспитания у детей экологической культуры, соответствующих заявленной программе, по наблюдениям учёного, была «возможна посредством соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми, а также специальных способов управления эколого-педагогическим процессом» [5, С. 11].
Изучением проблемы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в современной педагогике занимались И. Д. Зверев, С. Н Николаев, И. Т. Суравегин, и другие учёные [2, С. 1]. Исследователи полагают, что следствием работы в сфере экологического образования, в случае её правильной организации, должен стать значительный уровень развития у ребёнка гуманного отношения к окружающей среде, познавательной активности, сенсорики, интеллекта, умения сотрудничать, что характеризует формирование разносторонней личности [8, С. 25].
Достижение успеха в развитии элементов природоохранной культуры у детей зависит от комплекса методов и приёмов, применяемых в учебно-воспитательном процессе. Воспользуемся классификацией методов обучения, дифференцируемых по источнику знаний, которые получают дети. Данная классификация была сформулирована Е. Я. Голант, Д. О. Лоркипанидзе и Е. И. Петровским и предполагала использование следующих групп методов для формирования природоохранной культуры:
1. Наглядных. Посредством данной группы методов, включающих наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, моделирование, дошкольники постигают объекты и явления окружающей среды с помощью дополнительных материалов и мультимедийного оборудования.
2. Практических. Благодаря этой группе методов, представленных игрой, трудом, элементарными опытами и моделированием, дошкольники накапливают чувственный опыт и творчески постигают приобретённые знания.
3. Словесных. Цель применения данной группы методов сосредоточена в конкретизации, пополнении и уточнении знаний детей об уже известных объектах и явлениях окружающей среды [4, С. 22]. Данная группа включает в себя следующие методы : рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседа.
Согласно практическому пособию под названием «Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников» (2014) «в группах младшего дошкольного возраста чувственное восприятие детей имеет особое значение, поэтому основным методом в этот период будет наблюдение. Дидактическая игра, показ картин, игрушек играют большую роль в познании детьми природы» [4, С. 18-19].
По мнению воспитателя Л. Н. Колодяжной, «кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, важное место в работе с дошкольниками отводится рассматриванию картин с изображением природы» [3, С. 5]. В условиях отсутствия возможности непосредственного наблюдения за природной средой в процессе осуществления экологического воспитания младших дошкольников активно применяется данный приём работы. Также в учебного-воспитательном процессе подобной направленности широко используются другие приё мы наглядного типа работы с подрастающим поколением: всевозможные иллюстрации, видео записи телепередач о природе, познавательные мультфильмы.
Слово воспитателя тоже имеет принципиальное значение для обогащения детей младшего дошкольного возраста яркими впечатлениями, оказывает весомое влияние на умственный, чувственный и когнитивный компоненты личности ребёнка.
Обращение к художественных произведениям, имеющим в своём контексте описание природной среды, представителей флоры и фауны, тоже чрезвычайно важно в процессе формирования у данной возрастной группы элементарных экологических представлений.
Беседа применяется педагогом в учебно-воспитательном процессе с целью обобщения и систематизации знаний воспитанников об окружающей действительности.
Использование игровых форм в процессе экологического обучения тоже занимает существенную позицию в системе становления природоохранной поведенческой культуры подрастающего поколения. Благодаря игре процесс знакомства с природной средой становится для ребёнка гораздо более простым, доступным и увлекательным, а, следовательно, эффективным.
Таким образом, дошкольное детство выступает в качестве наиболее сенситивного периода постнатального онтогенеза, благоприятного с позиций раскрытия интеллектуального потенциала ребёнка, его личностного становления, поступательного развития в познавательной, волевой, чувственной и коммуникативной сферах, которые непосредственно участвуют в обеспечении возможности постижения им уникальной и многогранной окружающей природной действительности [9, С. 4]. Посредством наблюдения дети младшего дошкольного возраста знакомятся с естественной средой обитания. Непосредственно, целенаправленно, планомерно воспринимая объекты, явления и процессы природы, подрастающее поколение познаёт азы экологического воспитания [7, С. 549]. В результате наблюдения младшие дошкольники учатся оценивать эстетический вид и специфику строения того или иного объекта живой природы, узнают требования к условиям их существования, а также значение их для естественной среды и человека, в частности. Однако процесс экологического воспитания не ограничивается исключительно наблюдением. Существует широкий спектр приёмов, применяемых в учебно-воспитательной деятельности педагогов с уклоном на формирование элементов экологического сознания. Среди них выделяют: рассматривание картин, демонстрацию кинематографических и мультипликационных композициям, игру, слово, беседу, обращение к художественных произведениям и т. д. Применение методов и приёмов экологического воспитания в среде детей младшего дошкольного возраста весьма результативно, если оно комплексно и разнообразно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Евдокимов М. В. Формирование экологических представлений как основа бережного отношения детей к природе. – Симферополь: Изд-во ГБОУ ВО РК «КИПУ», 2017. – 5 с.
3. Колодяжная Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Методическая разработка. – Сочи, 2010. – 20 с.
4. Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников [Текст] : практ. пособие для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / сост. Т. Г. Коледа. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014. – 96 с.
5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. – 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
6. Серебрякова Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с. – (Сер. Бакалавриат).
7. Чуверова Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 548-551.
8. Экологическое образование в дошкольном учреждении : из опыта инновационной работы ДУ № 28 г. Новополоцка. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2012. – 74 с.
9. Экологическое образование дошкольников : современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, БИКАР, 2015. – 236 с.