Ирина Брост
Требования к содержанию и уровню экологического образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к содержанию и уровню экологического образования детей дошкольного возраста определены Образовательной программой МДОУ, разработанной в соответствии с ФГТ на основе комплексной программы «Детство» (под ред. : В. И Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной, парциальных программ «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н. Н. Авдеева, О. Л., Князева, Р. Б. Стеркина, «Мы» (Н. Н. Кондратьева).
Публикация «Требования к содержанию и уровню экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
В комплексной программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста : сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, их неповторимость; механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).
Один из авторов комплексной программы «Детство» - Н. Н. Кондратьева - вышла на разработку парциальной «Программы экологического образования детей «Мы». В основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического знания. Программа «Мы» предлагает традиционные виды детской деятельности - наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование, с ними автор связывает проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.
На основании требований программы были отобраны параметры и критерии оценки уровня экологических знаний и представлений детей по каждой возрастной группе (начиная со среднего дошкольного возраста).
Для обследования были взяты конкретные представления детей о существовании живых организмов в природе и их разнообразии. Знания и представления усложнялись в соответствии с возрастными особенностями и основывались на региональных особенностях животного и растительного мира.
Растительный мир Животный мир Экологические представления
Средняя группа (4 – 5 лет) :
Деревья: береза, рябина, осина, ель, сосна
Кустарник: ива, сирень
Травы и цветы: иван-чай (кипрей, клевер, подорожник
Ягоды: брусника, черника, морошка
Грибы: сыроежка, подосиновик Дикие животные: заяц, белка, волк, лиса, олень
Домашние животные: кошка, собака, коза, корова, лошадь, свинья, кролик
- части тела и особенности;
- способ передвижения;
- место обитания;
- питание. Признаки живой и неживой природы.
Установление взаимосвязей:
- конечностей и способа передвижения;
- пищи и строения тела;
- сезонные изменения.
Старшая группа (5 – 6 лет) :
Деревья: верба
Кустарник: можжевельник, вереск
Травы и цветы: лютик, пушица болотная, мать-и-мачеха
Ягоды: клюква, голубика, вороника
Грибы: подберезовик, волнушка
- строение растений и функции их частей;
- стадии роста и развития;
- потребности и уход;
- приспособление к сезонным изменениям;
- ядовитые растения. Дикие животные: песец, лось, куница
Выделение в отряды:
- хищники, травоядные;
- лесные, тундровые, морские.
Птицы: чайки, гаги, полярная сова
Рыбы: треска, сельдь, семга
Земноводные: лягушка
- особенности поведения;
- среда обитания;
- питание;
- движение;
- приспособление к сезонным изменениям. Правила поведения в природе.
Охрана природы.
Установление взаимосвязей:
- среды обитания и внешнего вида;
- среды обитания и образа жизни.
Подготовительная группа (6 – 7 лет) :
Деревья: карликовая береза, ольха
Кустарник: жимолость, смородина
Травы и цветы: герань луговая, мак лапландский, лютик
Ягоды: съедобные и ядовитые (вороний глаз, волчье лыко)
Грибы: моховик и др. съедобные; ядовитые (бледная поганка, ложные опята)
- строение растений и функции их частей;
- стадии роста и развития;
- потребности и уход;
- приспособление к сезонным изменениям;
- формы защиты растений. Дикие животные:
по климатическим зонам Земли:
- тундра (углубление знаний о животных региона,
- лесная зона,
- степь,
- пустыня.
- особенности поведения;
- среда обитания;
- питание;
- движение;
- приспособление к сезонным изменениям.
Правила поведения в природе.
Охрана природы.
Установление взаимосвязей живой природы:
- среды обитания и внешнего вида;
- среды обитания и образа жизни.
Формирование основ экологический культуры и экологического сознания.