Ольга Мишина
«Система экологического развития детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования :
• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
• формирование знаний о природе;
Публикация «„Система экологического развития детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
• развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Цель моей работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста на единых подходах и принципах:
• непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
• интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
• развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
• формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т. д.);
• предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
• рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
• обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
• отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
• сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
В соответствии с эти можно выделить следующие задачи:
• формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живо и неживой природе;
• развитие понимания и взаимосвязей в природе и места человека в них;
• воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
• вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
• формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
• развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
В основу работы положены принципы:
• краеведения;
• педоцентризма (или "позитивного центризма");
• природосообразности;
• научности и доступности понятий;
• "спирали";
• междисциплинарности и интеграции содержания
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход);
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазвитие).
Обучение строится "от ребенка" в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н. Ф. Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятии, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: "представления - понятия - знания". Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип "спирали", когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год повосходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Однако из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых на изучение природы, только во время организованной образовательной деятельности невозможно достичь нужного результата. Поэтому возникает необходимость объединения нескольких предметных областей общей тематикой (например, сезонные явления в природе изучаются на занятиях по словесности, музыке, ручному труду. природоведению и т. д., т. е. используются междисциплинарность и интеграция, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тем по природоведению подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд по изготовлению поделок из природного материала и т. д.). Причем итоги работы над той или иной темой нередко подводятся во время общих праздников, деловых игр или викторин.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному". По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме :
ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕКУ
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДЕ
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ; ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ КАЖДОГО В ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.
Экологическое воспитание детей требует наличия определенной материальной базы:
- уголок живой природы;
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия для проведения НОД.
Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, дает возможность сформировать у них практически умения и навыки, необходимы при уходе за растениями и животными. Поэтому здесь (в соответствии с возрастом детей) желательно иметь:
- необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, аспарагус, аспидиструм, бальзамин, бегония, глоксиния, кактусы, камнеломка, кливия, пеларгония, традесканция, фикус, фуксия и др.);
- аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, водокрас, водяной мох, перистолистник, рдест курчавый, роголистник, ряска и др.) и аквариумных рыб (барбусы, гуппи, меченосцы, разные виды золотых рыбок - кометы, вуалехвосты, телескопы и др.);
- террариумы и клетки с отдельными представителями животного мира (ящерица, еж, морские свинки, хомячки и др.);
- клетки с птицами (попугай, канарейка и др.).
На участке для проведения разнообразных наблюдений и ухода за растениями желательно иметь "уголки" леса, сада, луга, огород и цветник. Кроме того, хорошо иметь "географическую площадку", на которой можно будет научить детей определять длину полуженной линии, измерять угол подъема солнца над горизонтом, ориентироваться по основным сторонам горизонта и т. д.
При проведении НОД по природоведению необходимы наглядные пособия:
- натуральные объекты живой и неживой природы;
- иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование.
Натуральные объекты неживой природы - это виды почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые.
Натуральные объекты живой природы - это растения и животные, окружающие ребенка, и разнообразные гербарии. Причем гербарии, собранные самими детьми, а также растения, выращенные их руками, имеют особое развивающее значение.
Иллюстративные пособия можно разделить на несколько видов:
- объемные (модели, макеты, муляжи, чучела и др.);
- плоскостные (картины, фотографии, слайды, таблицы);
- рабочие тетради и дневники наблюдений;
- картографические учебно-наглядные пособия.
К вспомогательным пособиям относятся:
- микроскоп и различное лабораторное оборудование для проведения опытов;
- технические средства обучения.
Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.
Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. ("кружатся листья", "падают снежинки", "ходит котик" и т. д.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели.
Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).
Таким образом, практическая деятельность в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности - это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
важный метод экологического воспитания - слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом (в средней группе) и одновременно "обыгрывание" последней позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- организованная образовательная деятельность;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;
- проведение экологических викторин и олимпиад;
- выпуск детьми экологических листовок.
Основная роль в формировании системы первоначальных естественно-научных представлений, понятий и знаний отводится занятиям по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед педагогом встает трудная задача построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главная цель занятия - не передача знаний от педагога к ребенку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности.
Для этого необходимо:
- разнообразить структуру и методы проведения занятий, способствующие развитию логического мышления и активности детей;
- шире использовать натуральные наглядные пособия, практическую и опытническую деятельность детей.